Заказчики и потребители финансовой информации




УРОК 7-8

Тема 2. Виды финансового контроля

ТЕХНОЛОГИЮ Я НЕ УСПЕЛА ОБЪЯСНИТЬ

Технология финансового контроля

 

Финансовый контроль как специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной или основанными на достижениях смежных областей (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета).

С учетом действующей практики технологию финансового контроля можно представить как последовательность выполнения следующих стадий (табл. 1).

 

Таблица 1 Технология финансового контроля

 

Стадия контроля Содержание Процедуры
Организационно-подготовительная Выбор объекта для проверки Ориентация контрольной деятельности в соответствии с общегосударственными интересами, постановка вопросов для проверки и планирования контрольной деятельности
Технологическая Проверка объекта, который контролируется Осмотр и наблюдение, сбор, обработка и оценка информации
Результативная Комплексный анализ и ликви-дация допущенных недочетов Анализ допущенных отклонений (нарушений) и причин их возникновения; формулирование выводов и оценка состояния объекта, который контролируется; выработка решений и мероприятий по ликвидации недочетов и нарушений; применение соответствующих санкций к объектам, которые контролируются, виновным лицам; об-суждение мероприятий в коллективе и воспитательное влияние на его работников
Инспекционная Проверка выполнения решений Использование контролирующим органом раз-личных форм проверки выполнения решений; наблюдение за выполнением предложений

Тема 2. Виды финансового контроля

Заказчики и потребители финансовой информации

Для демократического общества с рыночной организацией экономики естественна потребность контроля финансово-экономической деятельности субъектов хозяйствования и управления. Эти потребности возникают:

- у государства, стремящегося проводить эффективную финансовую политику, обеспечивающую выполнение его функций и программ;

- у общества, желающего знать насколько рационально и эффективно государство распоряжается вверенными ему средствами;

- у многочисленных групп собственников, инвесторов и акционеров, следящих за тем, насколько велики и стабильны доходы от вложенных ими средств;

- у управляющих, стремящихся успешнее распоряжаться вверенными им средствами.

Интересы, потребности и возможности заказчиков финансового контроля и потребителей его информации (что часто не одно и то же) во многом не совпадают. В условиях рыночной экономики государство имеет право лишь проверять, насколько полно хозяйствующие субъекты, юридические и физические лица выполняют свои предусмотренные законом обязательства, прежде всего в налоговой сфере. Оно не имеет права (да и возможности) контролировать и вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность частных предприятий. Поэтому в отношении частных предприятий государство проводит самостоятельно и за свои средства лишь контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, а контроль их финансово-хозяйственной деятельности организуют за свои средства владельцы или собственники этих предприятий.

Практически во всех случаях, когда государство привлекает к удовлетворению общественных нужд коммерческие структуры и передает им финансовые средства или государственное имущество для такой деятельности либо использует банки и другие финансово-кредитные учреждения для обслуживания государственных средств, оно посредством финансового контроля следит за целевым, рациональным и эффективным использованием переданных средств, следит за тем, чтобы эти средства были использованы по назначению и общество, доверившее государству управление этими средствами, не понесло ущерба.

Таким образом, в условиях демократического общества, экономика которого базируется на равноправии различных форм собственности и рыночных методах хозяйствования, организация финансового контроля не является привилегией государства, хотя его потребности в проведении финансового контроля остаются значительными.

Необходимость проведения финансового контроля при рыночной экономике определяется прежде всего потребностями рационального и эффективного хозяйствования на любом уровне управления. При этом управляющие хозяйствующих субъектов, которым владельцы или собственники доверили управление, сами определяют, насколько выгодно им проведение финансового контроля, в какой форме и в каком объеме его необходимо проводить, чтобы лица, доверившие им управление (или возможные инвесторы), остались довольны их деятельностью.

Таким образом, в экономически развитых странах финансовый контроль делится на две взаимодействующие, но обособленные сферы – государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный (представительной власти, исполнительной власти, судебной власти, ведомственный) финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом, путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства. Конечная цель государственного финансового контроля – максимизация поступлений финансовых ре-сурсов в бюджет.

Негосударственный финансовый контроль включает в себя аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль. Главной целью негосударственного вида контроля, особенно внутрихозяйственного, напротив, является минимизация своих отчислений государству с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

Аудиторский контроль – независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей, так и аудиторские фирмы, в том числе иностранные.

К негосударственному аудиту также относится контроль со стороны коммерческих банков. Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий – потенциальных заемщиков.

Общественный финансовый контроль осуществляется неправительственными организациями и выполняется группами, отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: