Успешное и эффективное выполнение задач в различных сферах экономики и финансов зависит от соответствующей организации и видов финансового контроля, форм и методов его проведения. С учетом данного положения виды финансового контроля в РФ классифицируются в зависимости от правового статуса субъектов, его осуществляющих; способов его проведения и по другим основаниям.
Основание классификации: с учетом особенностей правового статуса субъектов контрольной деятельности выделяют: государственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый аудиторский финансовый контроль.
Государственный контроль включает в себя контроль за: исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; организацией денежного обращения; использованием кредитных ресурсов; состоянием государственного внутреннего и внешнего долга; государственных резервов; предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Государственный финансовый контроль осуществляют федеральные органы законодательной и исполнительной власти: Счетная палата РФ; Центральный банк РФ; Министерство финансов РФ; Федеральная налоговая служба, Государственный таможенный комитет РФ; контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти; иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Финансовый контроль со стороны государства за негосударственным сектором экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдения законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.
|
Главная цель государственного контроля – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и расходованию государственных средств.
Государственный финансовый контроль осуществляется по линии законодательной власти (парламентский контроль), по линии Президента РФ (президентский контроль), по линии исполнительной власти (правительственный контроль).
Муниципальный контроль осуществляется органами местного самоуправления при утверждении местного бюджета, его исполнении и при утверждении отчета о его исполнении, а также при управлении объектами муниципальной собственности.
Внутриведомственный контроль выполняют специальные структуры министерств, ведомств в отношении подведомственных им организаций. Обычно это контрольно-ревизионные департаменты, управления, отделы центрального аппарата отраслевых министерств, а также контрольные подразделения территориальных органов исполнительной власти.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится в рамках отдельного хозяйствующего субъекта по его инициативе или органа, им управляющего, имеющимися экономическими, финансовыми и юридическими службами. Ведущая роль во внутрихозяйственном контроле принадлежит контролю, осуществляемому бухгалтерией предприятия. Объектом внутрихозяйственного контроля является финансово-хозяйственная деятельность. Цели и задачи данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов, но главное его назначение – это:
|
- обеспечение интересов хозяйствующих субъектов;
-непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, производственной, снабженческо-сбытовой деятельности;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения доходов и сокращения нерациональных расходов;
- повышение эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов;
- устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность.
Внутренний контроль осуществляется в интересах собственника, поэтому его основной целью является оказание помощи руководству или органу управления по эффективному ведению финансовой деятельности.
Данный вид контроля в числе прочих выполняет информирующую и под-готовительную функции. По результатам проверки службы, проводящие внутренний контроль, составляют и представляют руководству (органу управления) данные финансового анализа, оценки ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности, финансовые резолюции по заключенным или выполненным гражданско-правовым и трудовым договорам и т. д.
На основе полученной информации собственник проверяемого объекта принимает меры по повышению эффективности финансовой и хозяйственной деятельности, устранению или предупреждению фактов нарушения финансовой дисциплины, привлечению (если необходимо) иных контролирующих субъектов. Внутрихозяйственный контроль особенно необходим перед обязательной финансовой проверкой, поскольку позволяет собственными силами и за счет собственных денежных средств своевременно выявить и устранить финансовые правонарушения, а также подготовить необходимую документацию для государственных (муниципальных) контрольных органов.
|
Независимый (аудиторский) контроль – проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность. В Российской Федерации аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам.
Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. В процессе аудиторской деятельности дается достоверная и справедливая информация, (без субъективных оценок и выводов) для внешних пользователей для обоснованного принятия управленческих решений.
Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.
Основание классификации: в зависимости от регламента осуществления финансовый контроль подразделяется на обязательный и инициативный.
Обязательный финансовый контроль осуществляется:
- в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относится, в частности, проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Сюда же может относиться контроль со стороны представительных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год.
- по решению компетентных государственных органов, например проверки налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов.
Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. Он может проводиться собственными силами (внутренний контроль), а также посредством привлечения аудиторов или аудиторской организации.
Основание классификации: по характеру материала, на основе которого проводится, контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.
Источниками информации для документального (формального) контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.
Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных ситуаций.
Документальный и фактический контроль существуют не изолировано, а дополняют друг друга.
Основание классификации: время проведения контрольного мероприятия по отношению ко времени совершения подконтрольной операции.
В зависимости от времени проведения различают предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения хозяйственных и финансовых операций, поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.
Он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения: бюджетов различных уровней и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; целевых программ; балансов финансовых ресурсов; финансовых разделов бизнес-планов хозяйствующих субъектов; финансово-плановых документов некоммерческих организаций и бюджетных учреждений, штатных расписаний и т.д.
Особое значение предварительный контроль имеет при опенке экономических, правовых и политических последствий финансовых законопроектов; при введении в действие новых финансово- правовых норм, регулирующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Он носит предупредительный характер, способствует предотвращению нерационального расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов увеличения доходов и прибыли.
Основная его цель – своевременно пресекать незаконное, нецелевое, неэффективное использование средств.
Результаты предварительного финансового контроля внешне могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, смет государственных и муниципальных предприятий, по проектам нормативных правовых актов всех уровней, затрагивающих бюджетные расходы или иные вопросы публичной финансовой деятельности
Текущий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый в процессе совершения финансово-хозяйственных операций (например, уплаты налогов, финансирования государственных расходов), исполнения бюджетов, смет доходов и расходов, совершения денежных сделок. Его задачей является предупреждение и выявление нарушений финансовой дисциплины, требований бухгалтерского учета и отчетности. Он выполняется на основе данных первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций, визуального наблюдения. Текущий финансовый контроль позволяет при необходимости регулировать хозяйственную ситуацию, предотвращать поте-ри и убытки.
В процессе текущего финансового контроля особое внимание обращается на целевое и эффективное использование средств, сохранность собственности. На уровне хозяйствующих субъектов текущий финансовый контроль обеспечивает выявление резервов увеличения выручки, снижения себестоимости, получения прибыли.
Текущий финансовый контроль реализуется как в деятельности контролирующих органов специальной компетенции, так и в ходе рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.
Текущий финансовый контроль проводится также повседневно финансовыми и бухгалтерскими службами предприятий и организаций с тем, чтобы обнаружить и устранить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.
Последующий финансовый контроль проводится после совершения финансово-хозяйственных операций путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации, проведения внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов, государственных внебюджетных фондов, отраслевых программ или смет государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Основное его содержание – проверка выполнения планов по количественным и качественным показателям, соблюдения хозяйственного и финансового законодательства, сохранение собственности, законности управленческих решений и т.д. При проведении последующего финансового контроля определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения и определяются меры по их устранению.
Последующий финансовый контроль позволяет оценить эффективность организации финансовой работы хозяйствующих субъектов, министерств и ведомств, а также самих контрольных органов, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите заказчиков и потребителей информации финансового контроля.
2. В чем особенности предмета и целей государственного финансового контроля?
3. Что включает в себя негосударственный финансовый контроль?
4. Назовите виды финансового контроля в зависимости от правового статуса субъектов контроля.
5. Как классифицируется финансовый контроль в зависимости от регламента его осуществления?
6. Чем документальный контроль отличается от фактического контроля?
7. Охарактеризуйте формы финансового контроля в зависимости от времени осуществления по отношению к контролируемой деятельности объекта контроля.