Basic concepts and categories of management




Основные понятия и категории менеджмента

 

Управление – целенаправленный процесс воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного конечного результата. Managementis a purposeful process of the subject's influence on the management object to achieve a certain final result.  
Cубъект управления – это физическое или юридическое лицо, которое оказывает воздействие на нижестоящие уровни управления (тот, кто управляет, руководитель, управляющая система) A management entity is a natural or legal person that has an impact on the lower levels of management (the person who controls, the manager, the management system)
Объект управления– это физическое или юридическое лицо, на которое оказывается воздействие (тот, кем управляют, подчиненный, управляемая система) A management object is a physical or legal entity that is affected (the person who is under control, the subordinate, managed system)
Менеджмент, как любая наука оперирует категориями и основными понятиями, последовательность которых можно представить в виде следующей схемы (рис.1).   Management, like any other science, operates with categories and basic concepts, the sequence of which can be represented in the form of the following scheme (fig. 1).  
1. Законы природы, общества и мышления 2. Законы управления 3. Принципы управления 4. Цели управления 5. Задачи управления 6. Методы управления 7. Функции управление 8. Организационные структуры управления 9. Управленческие решения   Рисунок 1 – Основные категории менеджмента   1. The laws of nature, society and thoughts 2. The laws of management 3. Principles of management 4. Goals of management 5. Tasks of management 6. The methods of management 7. The functions of management 8. Organizational management structures 9. Management decisions   Figure 1 - Main categories of management
Законы управления – акты, принимаемые законодательной властью; выражение объективной необходимости в природе и обществе (единство целостности системы управления, обеспечение необходимого числа степеней свободы управляющей системы, необходимого разнообразия систем управления, соотносительности управляющей и управляемой систем пропорциональности производства и управления, участие работников в управлении). Laws of administration – acts, which adopted by the legislature; the expression of objective necessity in nature and society (the unity of the integrity of the management system, the provision of the necessary number of freedom degrees of the management system, the necessary diversity of management systems, the relativity of the governing and controlled systems of proportionality of production and management, the participation of workers in management).
Принципы управления – исходные, фундаментальные, базовые идеи управленческой деятельности (научности, демократического централизма, рыночного ведения хозяйства, правильного подбора и расстановки кадров). The principles of management – initial, fundamental, basic ideas of different managerial activity (scientific, democratic centralism, market economy, correct selection and placement of personnel).  
Цели управления – идеально конечный результат, которого хотят достичь субъекты управления. Цели могут быть 1. качественные 2. и количественные The goals of management are the ideal final result that management subjects want to achieve The goals can be: 1. qualitative 2. and quantitative
Задачи управления – совокупность вопросов и условий, необходимых для их решения. Задачи управления: 1. срочные 2. среднесрочные, 3. несрочные, но находящиеся под контролем 4. ложные The tasks of management are a set of questions and conditions necessary to solve them. Management tasks: 1. urgent 2. medium-term, 3. not urgent, but under control 4. false
Методы управления (путь к чему-либо) – способы воздействия субъекта на объект управления для достижения определенного конечного результата (экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологические). Management methods (the path to something) are methods of influencing the subject on the management object to achieve a certain final result (economic, organizational and administrative (administrative), socio-psychological).
Функции управления – специализированные виды деятельности, выделившиеся в процессе обособления управленческого труда (основные – планирование, организация, анализ, учет, контроль, регулирование, стимулирование; конкретные – управление НТП, управление маркетингом, управление кадрами и т.д.). Management functions are specialized types of activities that were singled out in the process of isolation of managerial work (the basic are - planning, organization, analysis, accounting, control, regulation, incentives, specific - management of scientific and technological progress, marketing management, personnel management, and etc.).  
Организационные структуры управления (ОСУ) – категория науки управления, отражающая организационную сторону отношений управления и составляющая единство уровней и звеньев (подразделений, органов) управления в их взаимосвязи и соподчиненности. Категория «структура» отражает строение и внутреннюю форму системы (фирмы). Organizational Management Structures (OMS) is a category of management science that reflects the organizational aspect of management relations and constitutes the unity of levels and links (divisions, bodies) in their interconnection and co-ordination. The category "structure" reflects the structure and internal form of the system (firm).
Основные типы ОСУ: линейная, линейно-функциональная, штабная, матричная. The main types of OMS: linear, linear-functional, staff, matrix.
Норма управляемости – количество подчиненных (работников), которым может оптимально управлять руководитель (зависит от функций, выполняемых работниками, виды их деятельности и т.д.). The rule of controllability is the number of subordinates (employees) that the head can optimally manage (depending on the functions performed by employees, the types of their activities, etc.).
Социально-экономическая система. Система – совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Большая система – совокупность подсистем уменьшающегося уровня сложности вплоть до таких подсистем, которые в рамках данной системы выполняют элементарные функции (роль элементов). Socio-economic system. The system is a set of elements that are interconnected and interacting with each other. A large system is a set of subsystems of a decreasing complexity level up to subsystems that perform elementary functions within the framework of this system (the role of elements).
Под управленческим решением понимается: 1. Поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя (менеджера); 2. Конечный результат деятельности руководителя (менеджера) – постановки и выработки управленческих решений. Under the management decision is understood: 1. The search and finding the most effective, most rational or optimal variant of the actions of the chief (manager); 2. The end result of the activities of the chief (manager) - the formulation and production of management decisions.
Требования к управленческим решениям: 1. Четкая целевая направленность 2. Всесторонняя обоснованность управленческих решений: 2.1 тщательный анализ ресурсного обеспечения (материальные, экономические и трудовые ресурсы) 2.2 полная и достоверная информация (решения в условиях определенности, неопределенности, риска) 3. Адресность управленческих решений 4. Согласованность с ранее принятыми решениями 5. Полномочность (властность) 6. Эффективность (экономическая, социальная, социально-экономическая, экологическая, техническая) 7. Необходимая полнота содержания 8. Своевременность Requirements for management decisions: 1. Clear target orientation 2. Comprehensive reasonableness of management decisions: 2.1 the thorough analysis of resource support (material, economic and labor resources) 2.2 complete and reliable information (decisions in conditions of certainty, uncertainty, risk) 3. Targeted management decisions 4. Consistency with earlier decisions 5. Authority (imperiousness) 6. Effectiveness (economic, social, socio-economic, environmental, technical) 7. Necessary completeness of the content 8. Timeliness
В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать следующие составляющие: 1. Цель (совокупность целей) 2. Средства и ресурсы 3. Основные пути и способы достижения целей 4. Сроки достижения целей 5. Организация выполнения работ на всех этапах реализации решения 6. Порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями In the most general form, the management decision should cover the following components: 1. Purpose (set of goals) 2. Means and resources 3. Main ways and ways to achieve goals 4. Terms of achievement of goals 5. Organization of work execution at all stages of implementation of the solution 6. The order of interaction between units and executors

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: