1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Формирование новых поведенческих стереотипов является целью:
1) психоаналитического направления;
2) логотерапии;
3) когнитивного направления;
4) поведенческого направления.
2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. НЛП направлено на:
1) формирование установки на достижение цели;
2) повышение реалистичности восприятия мира;
3) расширение репертуара поведенческих реакций и возможностей выбора.
3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Основатели нейролингвистического подхода:
1) Дж. Гриндер и Р. Бендлер;
2) Дж. Уотсон, Э. Торндайк;
3) М. Эриксон, Б. Скиннер.
4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. В концепции нейро-лингвистического программирования проблемы в реализации целенаправленного намерения заключаются, в первую очередь, в:
1) закреплении и повторении ошибочных действий;
2) ограниченности репертуара вариантов выбора;
3) искажении реальной картины действительности.
5. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Психологическая работа в технике нейролингвисического программирования направлена на:
1) изменение восприятия действительности и увеличение возможностей выбора;
2) осознание механизмов искажения в восприятии действительности;
3) освобождение от травмирующих переживаний.
6. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Процессы обобщения, исключения и искажения являются средствами:
1) моделирования субъективного образа действительности;
2) искажения образа мира;
3) осмысления опыта.
7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Придание словам или действиям другого смысла, не подразумеваемого их автором:
1) обобщение,
2) искажение;
3) исключение.
8. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Мета-модель– это:
1) набор приемов, позволяющих выявить значение слов клиента и связать их с внутренним опытом;
2) набор профессиональных приемов исследования бессознательного;
3) система вопросов, позволяющая преодолеть неточности языковой информации.
9. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Рефрейминг - это:
1) процедура осознания значимости и принятия существующей ситуации;
2) процедура расширения поля восприятия, переосмысления и перестройки поведения;
3) метод выработки адекватных потребности форм поведения.
10. Определите применяемую технику. Психолог подчеркивает существование тенденции, противоположной осознаваемому намерению клиента:
1) техника прямого вопроса;
2) зеркального повторения;
3) техника «но…»;
4) техника комментария.
11. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Определите применяемую технику. Психолог воспроизводит вербальное содержание и описывает невербальные проявления, обозначая их несогласованность:
1) техника прямого вопроса;
2) зеркального повторения;
3) техника «но…»;
4) техника комментария.
12. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Определите применяемую технику. Психолог максимально полно воспроизводит позу, тон голоса, жестикуляцию и слова клиента:
1) техника прямого вопроса;
2) зеркального повторения;
3) техника «но…»;
4) техника комментария.
Ключ
№ вопроса | ||||||||||||
вариант ответа |
Рекомендуемая литература
1. Андреас К. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП /
К. Андреас, С. Андреас. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 66 с.
2. Андреас К. Сердце разума. Использование вашей внутренней способности измениться с помощью Нейро-Лингвистического Программирования / К. Андреас, С. Андреас. – Новосибирск.: Экор, 1995. – 365 с.
3. Виль-Вильямс Е.И. Базовые модели применения НЛП в психотерапии / Е.И Виль-Вильямс [Электронный ресурс] URL: https://www.nlp.ru/rus/win/articles/base.htm.
4. Гриндер Д. Структура магии / Д. Гриндер, Р. Бендлер. – Одесса: Альян, 2001. – 452 с.
5. Гриндер Д. Из лягушек в принцы / Д. Гриндер, Р. Бендлер. – Воронеж.: МОДЭК, 1993. – 208 с.
2.7 МЕТОДЫАРТ-ТЕРАПИИ
Термин «арт-терапия» ввел в употребление Адриан Хилл (1938). Это специализированная форма психологической терапии, основанной на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Сегодня это направление получило широкое применение и как самостоятельный метод, и как метод, интегрированный в другие техники.
Основная цель коррекционной работы в модели арт-терапии состоит в интеграции и гармонизации личности, ее бессознательных содержаний и осознаваемых, структурированных в Я-концепции качеств. Основной техникой терапевтического воздействия является активное воображение, направленное на выражение эмоционального состояния, аффективное взаимодействие противоречивых или конфликтных сторон личности, гармонизацию противоречивых отношений и достижение посредством этих процессов роста самопознания и самоопределения личности. Процесс создания творческого продукта базируется на таких психологических процессах, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация [36]. Рекомендуется использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми в возрасте не ранее 6 лет, поскольку работа предполагает сформированность символической деятельности и достаточное владение материалами и способами изображения.
Восстанавливающие возможности определяются тем, что выполняемые виды деятельности являются формами естественной активности ребенка, наиболее естественной формой самообучения и отреагирования переживаний. Творчество само по себе приносит удовольствие, независимо от того, порождается это выражением глубинных содержаний подсознания или реализацией осознанной возможности развлечься. Важным мотивирующим фактором является ориентация на сам процесс, и то, что ценность продукта деятельности определяется воплощением индивидуальности автора, а не качеством выполнения. Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества [36].
К методам арт-терапии относятся: изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, танцевальная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, кино- и фототерапия. Все эти виды творчества дают возможность заново пережить и выразить внутренние конфликты или негативный опыт и освободиться от них на новом уровне гармонизации.
Преимущества использования различных форм арт-терапевтической работы в том, что невербальная экспрессия (двигательная, изобразительная) более естественна для детей, чем вербализация своих проблем и переживаний. Арт-методы соответствуют детской спонтанности и еще не развитой способности к рефлексии чувств и поступков. Информация, заключенная в образе, менее подвержена цензуре сознания и дает более широкие возможности для анализа.
Во время коррекционных занятий ребенок приобретает способность выражать свои чувства, вступает в контакт с бессознательным с помощью символического языка образов [24]. Важно при этом сочетать творческие занятия с активной коммуникацией, развитием речевого взаимодействия. Методы арт-терапии позволяют психологу реализовать индивидуальный подход к клиенту и при групповой форме работы.
Коррекция с помощью арт-методов позволяет:
– уменьшить напряжение, выплеснуть негативные мысли и чувства;
– развивать когнитивные навыки;
– развивать спонтанность;
– преодолеть коммуникативные барьеры и психологические защиты в условиях опосредованного деятельностью общения;
– развивать в творческой деятельности навыки общения;
– получать удовольствие от самовыражения;
– осваивать новые роли и развивать латентные качества;
– осознать влияние собственного поведения на окружающих (в групповой работе);
– развивать навыки принятия решений;
– улучшить сомоотношение;
– обрести цельность, личностную идентичность.
Соответственно, возможна постановка следующих целей арт-терапии:
1. Дать выход подавляемым и разрушительным реакциям приемлемым способом в безопасных условиях.
2. Проработать и осознать подавляемые намерения и чувства.
3. Достижение чувства внутреннего контроля через упорядочивание цвета, формы, движения и др. в деятельности.
4. Развитие отношений принятия и эмпатии в процессе творческого взаимодействия.
5. Коррекция самооценки через переживание чувства компетентности и независимости в процессе создания творческого продукта.
6. Формирование активной позиции по отношению к людям и жизненным обстоятельствам через расширение поля ролевых идентификаций.
7. Повысить ресурсы в переживании травмирующих ситуаций через их реконструкцию в символически-образной форме.
Психологу, работающему в условиях образовательного учреждения, наиболее доступен в реализации традиционный и разработанный метод арт-терапии – изотерапия. Достоинство рисования заключается в активном задействовании и согласованности различных психических функций. Рисование может быть использовано как средство моделирования отношений; встречи с различными переживаниями, в том числе негативного или болезненного характера; выражения чувств; актуализации травмирующих содержаний и др. Художественное самовыражение является средством снятия психического напряжения, формирования активной позиции по отношению к жизненным обстоятельствам, а также инструментом в системной психологической работе по реконструкции модели ролевых отношений и де-идентификации личности.
Использование средств изотерапии в процессе психологической коррекции помогает решить эмоциональные и поведенческие проблемы ребенка. Однако фантазийные образы могут играть защитную компенсаторную роль, блокируя работу переживания. Важно, чтобы процесс способствовал осознанию себя и повышению качества существования в мире, что требует достаточно активного вмешательства психолога. В. Оклендер определила следующие стадии коррекционной работы с использованием изобразительной деятельности [35; с. 79]:
1. Ребенка стимулируют делиться возникающими при рисовании чувствами для усиления процесса осознавания себя.
2. Ребенка просят описать картину, поделиться впечатлениями о рисунке.
3. Описание элементов картины: формы, цвета, людей, предметов.
4. Ребенка просят описать рисунок от первого лица так, как будто картинкой является он сам.
5. Идентификация специфических предметов на картинке. Как и на предыдущих этапах, при этом ребенку задают наводящие вопросы («Кто ты?, «Что ты делаешь?» и др.), помогающие ребенку «войти» в образ.
6. Воссоздание диалога между элементами картины – связанными или противоположными (лодка на озере, счастливая и печальная сторона образа).
7. Психолог предлагает свои предложения о том, как нарисовать картинку.
8. Определяется значение внешних проявлений поведения: тон голоса, поза, мимика, жесты, паузы и др.
9. Психолог помогает ребенку в идентификации с описанием картины или ее частей.
10. Прорабатываются реальные жизненные ситуации, вытекающие из рисунка.