Задания для самостоятельной проверки




1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Формирование новых поведенческих стереотипов является целью:

1) психоаналитического направления;

2) логотерапии;

3) когнитивного направления;

4) поведенческого направления.

2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. НЛП направлено на:

1) формирование установки на достижение цели;

2) повышение реалистичности восприятия мира;

3) расширение репертуара поведенческих реакций и возможностей выбора.

3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Основатели нейролингвистического подхода:

1) Дж. Гриндер и Р. Бендлер;

2) Дж. Уотсон, Э. Торндайк;

3) М. Эриксон, Б. Скиннер.

4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. В концепции нейро-лингвистического программирования проблемы в реализации целенаправленного намерения заключаются, в первую очередь, в:

1) закреплении и повторении ошибочных действий;

2) ограниченности репертуара вариантов выбора;

3) искажении реальной картины действительности.

5. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Психологическая работа в технике нейролингвисического программирования направлена на:

1) изменение восприятия действительности и увеличение возможностей выбора;

2) осознание механизмов искажения в восприятии действительности;

3) освобождение от травмирующих переживаний.

6. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Процессы обобщения, исключения и искажения являются средствами:

1) моделирования субъективного образа действительности;

2) искажения образа мира;

3) осмысления опыта.

7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Придание словам или действиям другого смысла, не подразумеваемого их автором:

1) обобщение,

2) искажение;

3) исключение.

8. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Мета-модель– это:

1) набор приемов, позволяющих выявить значение слов клиента и связать их с внутренним опытом;

2) набор профессиональных приемов исследования бессознательного;

3) система вопросов, позволяющая преодолеть неточности языковой информации.

9. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Рефрейминг - это:

1) процедура осознания значимости и принятия существующей ситуации;

2) процедура расширения поля восприятия, переосмысления и перестройки поведения;

3) метод выработки адекватных потребности форм поведения.

10. Определите применяемую технику. Психолог подчеркивает существование тенденции, противоположной осознаваемому намерению клиента:

1) техника прямого вопроса;

2) зеркального повторения;

3) техника «но…»;

4) техника комментария.

11. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Определите применяемую технику. Психолог воспроизводит вербальное содержание и описывает невербальные проявления, обозначая их несогласованность:

1) техника прямого вопроса;

2) зеркального повторения;

3) техника «но…»;

4) техника комментария.

12. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Определите применяемую технику. Психолог максимально полно воспроизводит позу, тон голоса, жестикуляцию и слова клиента:

1) техника прямого вопроса;

2) зеркального повторения;

3) техника «но…»;

4) техника комментария.

 

 

Ключ

№ вопроса                        
вариант ответа                        

 

Рекомендуемая литература

 

1. Андреас К. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП /
К. Андреас, С. Андреас. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 66 с.

2. Андреас К. Сердце разума. Использование вашей внутренней способности измениться с помощью Нейро-Лингвистического Программирования / К. Андреас, С. Андреас. – Новосибирск.: Экор, 1995. – 365 с.

3. Виль-Вильямс Е.И. Базовые модели применения НЛП в психотерапии / Е.И Виль-Вильямс [Электронный ресурс] URL: https://www.nlp.ru/rus/win/articles/base.htm.

4. Гриндер Д. Структура магии / Д. Гриндер, Р. Бендлер. – Одесса: Альян, 2001. – 452 с.

5. Гриндер Д. Из лягушек в принцы / Д. Гриндер, Р. Бендлер. – Воронеж.: МОДЭК, 1993. – 208 с.

 

 


2.7 МЕТОДЫАРТ-ТЕРАПИИ

Термин «арт-терапия» ввел в употребление Адриан Хилл (1938). Это специализированная форма психологической терапии, основанной на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Сегодня это направление получило широкое применение и как самостоятельный метод, и как метод, интегрированный в другие техники.

Основная цель коррекционной работы в модели арт-терапии состоит в интеграции и гармонизации личности, ее бессознательных содержаний и осознаваемых, структурированных в Я-концепции качеств. Основной техникой терапевтического воздействия является активное воображение, направленное на выражение эмоционального состояния, аффективное взаимодействие противоречивых или конфликтных сторон личности, гармонизацию противоречивых отношений и достижение посредством этих процессов роста самопознания и самоопределения личности. Процесс создания творческого продукта базируется на таких психологических процессах, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация [36]. Рекомендуется использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми в возрасте не ранее 6 лет, поскольку работа предполагает сформированность символической деятельности и достаточное владение материалами и способами изображения.

Восстанавливающие возможности определяются тем, что выполняемые виды деятельности являются формами естественной активности ребенка, наиболее естественной формой самообучения и отреагирования переживаний. Творчество само по себе приносит удовольствие, независимо от того, порождается это выражением глубинных содержаний подсознания или реализацией осознанной возможности развлечься. Важным мотивирующим фактором является ориентация на сам процесс, и то, что ценность продукта деятельности определяется воплощением индивидуальности автора, а не качеством выполнения. Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества [36].

К методам арт-терапии относятся: изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, танцевальная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, кино- и фототерапия. Все эти виды творчества дают возможность заново пережить и выразить внутренние конфликты или негативный опыт и освободиться от них на новом уровне гармонизации.

Преимущества использования различных форм арт-терапевтической работы в том, что невербальная экспрессия (двигательная, изобразительная) более естественна для детей, чем вербализация своих проблем и переживаний. Арт-методы соответствуют детской спонтанности и еще не развитой способности к рефлексии чувств и поступков. Информация, заключенная в образе, менее подвержена цензуре сознания и дает более широкие возможности для анализа.

Во время коррекционных занятий ребенок приобретает способность выражать свои чувства, вступает в контакт с бессознательным с помощью символического языка образов [24]. Важно при этом сочетать творческие занятия с активной коммуникацией, развитием речевого взаимодействия. Методы арт-терапии позволяют психологу реализовать индивидуальный подход к клиенту и при групповой форме работы.

Коррекция с помощью арт-методов позволяет:

– уменьшить напряжение, выплеснуть негативные мысли и чувства;

– развивать когнитивные навыки;

– развивать спонтанность;

– преодолеть коммуникативные барьеры и психологические защиты в условиях опосредованного деятельностью общения;

– развивать в творческой деятельности навыки общения;

– получать удовольствие от самовыражения;

– осваивать новые роли и развивать латентные качества;

– осознать влияние собственного поведения на окружающих (в групповой работе);

– развивать навыки принятия решений;

– улучшить сомоотношение;

– обрести цельность, личностную идентичность.

Соответственно, возможна постановка следующих целей арт-терапии:

1. Дать выход подавляемым и разрушительным реакциям приемлемым способом в безопасных условиях.

2. Проработать и осознать подавляемые намерения и чувства.

3. Достижение чувства внутреннего контроля через упорядочивание цвета, формы, движения и др. в деятельности.

4. Развитие отношений принятия и эмпатии в процессе творческого взаимодействия.

5. Коррекция самооценки через переживание чувства компетентности и независимости в процессе создания творческого продукта.

6. Формирование активной позиции по отношению к людям и жизненным обстоятельствам через расширение поля ролевых идентификаций.

7. Повысить ресурсы в переживании травмирующих ситуаций через их реконструкцию в символически-образной форме.

Психологу, работающему в условиях образовательного учреждения, наиболее доступен в реализации традиционный и разработанный метод арт-терапии – изотерапия. Достоинство рисования заключается в активном задействовании и согласованности различных психических функций. Рисование может быть использовано как средство моделирования отношений; встречи с различными переживаниями, в том числе негативного или болезненного характера; выражения чувств; актуализации травмирующих содержаний и др. Художественное самовыражение является средством снятия психического напряжения, формирования активной позиции по отношению к жизненным обстоятельствам, а также инструментом в системной психологической работе по реконструкции модели ролевых отношений и де-идентификации личности.

Использование средств изотерапии в процессе психологической коррекции помогает решить эмоциональные и поведенческие проблемы ребенка. Однако фантазийные образы могут играть защитную компенсаторную роль, блокируя работу переживания. Важно, чтобы процесс способствовал осознанию себя и повышению качества существования в мире, что требует достаточно активного вмешательства психолога. В. Оклендер определила следующие стадии коррекционной работы с использованием изобразительной деятельности [35; с. 79]:

1. Ребенка стимулируют делиться возникающими при рисовании чувствами для усиления процесса осознавания себя.

2. Ребенка просят описать картину, поделиться впечатлениями о рисунке.

3. Описание элементов картины: формы, цвета, людей, предметов.

4. Ребенка просят описать рисунок от первого лица так, как будто картинкой является он сам.

5. Идентификация специфических предметов на картинке. Как и на предыдущих этапах, при этом ребенку задают наводящие вопросы («Кто ты?, «Что ты делаешь?» и др.), помогающие ребенку «войти» в образ.

6. Воссоздание диалога между элементами картины – связанными или противоположными (лодка на озере, счастливая и печальная сторона образа).

7. Психолог предлагает свои предложения о том, как нарисовать картинку.

8. Определяется значение внешних проявлений поведения: тон голоса, поза, мимика, жесты, паузы и др.

9. Психолог помогает ребенку в идентификации с описанием картины или ее частей.

10. Прорабатываются реальные жизненные ситуации, вытекающие из рисунка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: