Цель: подведение итогов работы, обобщение накопленного опыта, поиск новых нестандартных решений.
· Анализ достигнутых результатов.
· Анализ проведённых занятий.
· Повторное анкетирование родителей.
· Определение перспективных направлений работы.
Для анализа достигнутых результатов разработана диагностическая карта оценки плавательной подготовленности детей (см. карту). Диагностика проводится два раза в год (стартовая и итоговая). В диагностическую карту внесены контрольные упражнения программы.
Оценка качества выполнения контрольных упражнений программы:
· Низкий уровень – Н
Ребёнок допускает существенные ошибки в технике движений, не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении инструктора – на суше и в воде.
· Средний уровень – С
Ребёнок владеет основными элементами техники большинства упражнений, способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа.
· Высокий уровень – В
Ребёнок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям, самостоятельно делает освоенные упражнения на суше и в воде.
Для более успешного освоения детьми программы главным является взаимодействие: педагог – родители – дети. При проведении занятий по плаванию уделяется особое внимание безопасности и здоровью каждого.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Теоретические сведения( Зч.)
Теоретический материал изучается во время бесед, просмотра учебных кинофильмов, других наглядных пособий. В доступной форме рассматриваются следующие вопросы тем учебного плана:
1.Сообщение детям знаний о воде, бассейне, правилах поведения и безопасности в бассейне.
|
2.Гигиенические требования к пловцу.
3.Профилактика простудных и грибковых заболеваний, профилактика травматизма на воде.
4.Правила плавания.
5.Правила купания в открытых водоемах.
6.Влияние плавания на организм человека. Значение систематичности занятий плаванием.
7.Спортивное плавание, основные стили плавания.
8.Влияние плавания на формирование правильной осанки, укрепление свода стопы.
2.Вхождение в воду (Зч.)
По трапу бассейна.
Спад вниз ногами, сидя на бортике бассейна.
Соскоком вниз ногами с бортика бассейна.
3. Подготовительные упражнения но освоению с водои(Зч.)
-Передвижение по дну бассейна
-Передвижение по дну шагом, бегом, прыжками, взявшись за руки и с различными исходными положениями рук (за спину, вытянуты вверх т. д.).
-Передвижение с изменением направлений («змейка», «хоровод» и т. д.).
-Движения руками и ногами с изменением направлений и плоскостей из различных исходных положений, напряженно и расслабленно.
-Передвижение по дну шагом и бегом с помощью гребковых движении руками.
-Выпрыгивание из воды, оттолкнувшись ногами от дна бассейна.
-Стоя на дне, шлепать по поверхности воды кистями рук.
-Игры: «Море волнуется», «Кто выше прыгнет?», «Полоскание белья», «Волны и море», «Переправа», «Поймай воду», «Рыбы и сеть».
4.Погружения под воду (3)
-Погружения в воду на задержанном вдохе (до подбородка, носа, глаз, полностью) и открывание глаз под водой.
-Стоя у бортика, побрызгать, поплескать себе в лицо водой.
-Ныряние за предметами.
-«Пройти в приседе» под водой
-Передвижения по дну с подныриванием под разграничительную дорожку, пенопластовую доску.
|
-Сидя на бортике, спрыгнуть в воду вниз ногами и погрузиться с головой под воду.
-Игры: «Кто быстрее спрячется под воду», «Умывание», «Лягушата», «Водолазы», «Качели», «Поезд в тоннеле», «Охотники и утки», «Утки- нырки».
5.Выдохи в воду(Зч.)
-Дыхательные упражнения: из различных исходных положений выполнение продолжительного выдоха и «взрывного» выдоха после задержки дыхания (как на поверхности воды, так и в воду).
-Подуть на воду, как на горячий чай.
-Опустить подбородок в воду и подуть под водой («пустить пузыри»),
-Присесть под воду и сделать долгий выдох.
-Игры: «Ваньки-встаньки», «Фонтан», «Кто дольше», «Поезд».
-Всплывание и лежание
6.Лежание на груди и спине с различными положениями рук(3ч.)
-Лежание на груди, держась руками за бортик.
-То же, но с отталкиванием от бортика.
-«Поплавок» - лежание на воде в плотной группировке».
-«Медуза» - лежание на воде, расслабив руки и ноги.
-«Звездочка» на груди и спине - лежание на воде, руки и ноги разведены в сторону.
-В положении «звездочка» несколько раз свести и развести руки и ноги.
-Лежание на спине с руками, вытянутыми вдоль тела.
-Игры: «Поплавок», «Медуза», «Винт», «Авария», «Слушай сигнал», «Пятнашки с поплавком»
7.Скольжение(Зч.)
-Скольжение толчком одной и двумя ногами от дна и от бортика на груди и на спине с различными положениями рук.
-Скольжение с вращением.
-Скольжение на боку.
-Скольжения с элементарными гребковыми движениями руками и ногами.
-Скольжение на груди и на спине под водой, руки вытянуты вперед.
|
-Игры: «Кто дальше проскользит», «Стрела», «Торпеды», «Кто выиграл старт», «Буксиры», «Дельфины»
8.Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов (4ч.)
Кроль на груди:
-Движения ногами
-Движения ногами кролем, сидя на краю бассейна и опустив ноги в воду.
-Движения ногами кролем на груди, держась руками за бортик.
-Плавание при помощи движений ног кролем на груди с доской (дыхание произвольное).
-Скольжение на груди с последующим подключением работы ног кролем.
-Плавание при помощи движений ног кролем на груди с различным положением рук (впереди; одна впереди, другая у бедра; у бедер) дыханием - сначала произвольным, затем - с выдохами в воду.
9.Движение рук и дыхание(3ч.)
-Стоя на дне бассейна в наклоне, выполнить вдох в сторону, выдох в воду (см. приложение 3, рис. 1).
-Стоя на дне бассейна и наклонившись вперед, выполнить движения руками как при плавании кролем.
-То же, но в передвижении по дну бассейна.
-Стоя, выполнить движения руками кролем, опустив лицо в воду и задержав дыхание.
-Скольжение с движением руками кролем.
-Стоя, согласование дыхания с движением одной рукой кролем.
-Стоя, движения руками кролем в согласовании с дыханием.
-То же, но передвигаясь по дну бассейна.
-Попытки плавать кролем при помощи движений рук в согласовании с дыханием с пенопластовой доской между ногами.
10.Согласование движений(3ч.)
-Плавание кролем с полной координацией движений на задержке дыхания.
-Плавание кролем на груди с попытками повернуть голову для вдоха, сначала один раз на несколько гребков, затем чаще.
-Плавание кролем с полной координацией движений.
11.Старты и повороты(3ч)
Старт осуществляется в кроле на груди с переднего края тумбочки: толчком обеих ног и взмахом рук быстро уйти со старта прыжком головой вниз и проскользив, начать совершать рабочие движения.Повороты в кроле на груди выполняются как обычные «маятником», так и скоростные - без касания рукой стенки.
Кроль на спине:
12.Движения ногам(Зч.)
-Движения ногами кролем, сидя на краю бассейна и опустив ноги в воду.
-Лежа на спине, держась руками за бортик, движения ногами кролем на спине.
-Плавание при помощи движений ног кролем на спине с доской и произвольным дыханием (доска в согнутых руках под головой, перед грудью, в вытянутых руках за головой).
-Скольжение на спине с последующей работой ног кролем.
-Плавание при помощи движений ног кролем на спине с различным положением рук (впереди; у бедер; одна впереди, другая у бедра).
13. Движения руками(3ч.)
-Плавание при помощи движений ног на спине, руки вытянуты за головой. Выполнить гребок одной рукой, вернуться в исходное положение, после паузы - гребок другой рукой.
-Плавание на спине при помощи движений рук, с доской между ногами.
14.Согласование движении(ч.З)
-Плавание кролем на спине с задержкой дыхания на вдохе.
-Плавание на спине при помощи движений ног, одна рука впереди, другая - у бедра. Поменять положение рук, непрерывно работая ногами.
-Плавание кролем на спине с полной координацией.
15. Старты и повороты(Зч.)
Старт при плавании на спине выполняется из воды: пловец захватывает сверху поручни стартовой тумбочки прямыми руками на ширине плеч, сгибая ноги, упирается передней частью стопы о бортик бассейна ниже уровня воды. По сигналу пловец подтягивается к поручням, сгибая руки в локтях, занимает неподвижное положение. По команде «марш», совершает взмах руками и толчок двумя ногами от бортика, и после скольжения под водой, начать выполнять движения кролем на спине.
Игры с мячом и развлечения на воде: «Мяч по кругу», «Салки с мячом», «Кто перетянет», «Весы», «Карусели», «Слушай сигнал».
16.Движения рук(3ч.)
-Стоя в положении наклона вперед, подбородок у воды, движения рук брассом, дыхание произвольное.
-То же, но лицо опущено в воду, дыхание задержано.
-Те же движения рук при ходьбе по дну в положении наклона вперед.
-Те же движения рук в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.
17. Согласование движений(3ч.)
1) Стоя в положении наклона вперед, согласование движений рук и дыхания.
2) То же при ходьбе по дну в положении наклона вперед.
3) То же в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.
4) В безопорном положении согласование движений рук и ног, лицо опущено в воду, дыхание задержано.
5) Согласование одновременных движений рук с дыханием и работой ног брассом
Старты и повороты(Зч.)
Старты в плавании брассом выполняются несколько с более глубоким погружением тела в воду (для совершения полного цикла движений). Повороты выполняются «маятником» с добавлением касания двух рук и постановкой кистей параллельно линии плеч.
Учебные прыжки(Зч)
-Соскок в воду с низкого бортика.
-Спад в воду из положения приседа или седа на бортике.
-Спад в воду из положения стоя согнувшись с бортика, со стартовой тумбочки.
-Общеразвивающие упражнения
Общеразвивающие и специальные упражнения выполняют на суше, во вводной части урока плавания. Их основное назначение - подготовка организма занимающихся к предстоящей нагрузке в основной части урока, содействие общему физическому развитию детей, формирование правильной осанки, развитие преимущественно тех групп мышц, которые выполняют основную работу в плавании. К числу специальных упражнений относят также имитационные упражнения, которые по форме и характеру напоминают движения пловца.
Все эти упражнения выполняют в виде комплексов, которые включают в каждое занятие. Каждый такой комплекс обычно состоит из 8 - 10 упражнений, половина из которых специальные. Комплексы могут иметь направленность, зависящую от того, какой способ плавания изучается.
Учебно- методическое обеспечение.
1. Программа кружковой работы, календарно- тематический план
2. Учено-наглядные пособия: учебные плакаты по технике безопасности на воде и технике плавания
3. Инвентарь: плавательные очки, шапочки, нарукавники безопасности, круги, обручи, мячи, жилеты, плавки, купальники, сменная обувь (резиновые тапочки).
Календарно-тематический план
Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Программное содержание |
Октябрь- Ноябрь | Знакомство с планом работы кружка на четверть | 1ч | Ознакомление с программой занятий кружка. |
Правила поведения и техника безопасности на занятиях. | 1ч. | Знать правила безопасного поведения и гигиены при посещении бассейна. | |
Вхождение в воду. По трапу бассейна. Спад вниз ногами, сидя на бортке бассейна. Соскоком вниз ногами с бортика бассейна. | 1ч. | Обучение правильному вхождению в воду. | |
Подготовительные упражнения по освоению с водой. ОФП. | 1ч. | Подготовительные упражнения по освоению с водой. ОФП. | |
Лежание на груди и спине с различными положениями рук. | 1ч. | Упражнения: «Поплавок» - лежание на воде в плотной группировке»; «Медуза» - лежание на воде, расслабив руки и ноги. |
Скольжение. | 1ч. | Скольжение толчком одной и двумя ногами от дна и от бортика на груди и на спине с различными положениями рук, скольжения с элементарными гребковыми движениями руками и ногами | |
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания. | 1ч. | Кроль на груди. | |
Движение рук и дыхание. | 1ч. | Стоя, выполнить движения руками кролем, опустив лицо в воду и задержав дыхание. Скольжение с движением руками кролем. | |
Тест: заплыв на 10 метров кролем на груди. | 1ч. | Контрольный заплыв. | |
Декабрь-Февраль | Знакомство с планом работы кружка | 1ч. | Ознакомление с программой занятий. |
Правила поведения и техника безопасности на занятиях. | 1ч. | Знать правила безопасного поведения и гигиены при посещении бассейна. | |
Вхождение в воду. По трапу бассейна. Спад вниз ногами, сидя на бортике бассейна. Соскоком вниз ногами с бортика бассейна. | 1ч. | Обучение правильному вхождению в воду. | |
Подготовительные упражнения по освоению с водой. ОФП | 1ч. | Выполнение упражнений на развитие координации, разминка, ОФП. |
Лежание на груди и спине с различными положениями рук. | 1ч. | Упражнения: «Поплавок» - лежание на воде в плотной группировке»; «Медуза» - лежание на воде, расслабив руки и ноги. | |||
Скольжение. | 1ч. | Скольжение толчком одной и двумя ногами ог дна и от бортика на груди и на спине с различными положениями рук, скольжения с элементарными гребковыми движениями руками и ногами | |||
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания. | 1ч. | Кроль на груди. | |||
Тест: заплыв на 15 метров кролем на груди. | 1ч. | Контрольный заплыв. | |||
Март-Май | Знакомство с планом работы кружка на четверть. | 1ч. | Ознакомление с программой занятий. | ||
Правила поведения и техника безопасности на занятиях. | 1ч. | Знать правила безопасного поведения и гигиены при посещении бассейна. | |||
Вхождение в воду.По трапу бассейна.Спад вниз ногами, сидя на бортике бассейна. Соскоком вниз ногами с бортика бассейна. | 1ч. | Обучение правильному вхождению в воду. | |||
Подготовительные упражнения по освоению с водой. | 1ч. | Выполнение упражнений на развитие координации, разминка, ОФП. | |||
Лежание на груди и спине с различными положениями рук. | 1ч. | Упражнения: «Поплавок» - лежание на воде в плотной г руппировке»; «Медуза» - лежание на воде, расслабив руки и ноги. | |||
Скольжение. | 1ч. | Скольжение толчком одной и двумя ногами от дна и от бортика на груди и на спине с различными положениями рук, скольжения с элементарными гребковыми движениями руками и ногами | |||
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания. | 1ч. | Кроль на груди. | |||
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания. | 1ч. | Кроль на груди. | |||
Движение рук и дыхание. | 1ч. | Стоя, выполнить движения руками кролем, опустив лицо в воду и задержав дыхание. Скольжение сдвижением руками кролем. | |||
Тест: заплыв на 15 метров кролем на груди. | 1ч. | Контрольный заплыв. | |||
Июнь-Август | Знакомство с планом работы | 1ч. | Ознакомление с программой занятий. | ||
Правила поведения и техника безопасности на занятиях. | 1ч. | Знать правила безопасного поведения и гигиены при посещении бассейна. | |||
Вхождение в воду по трану бассейна.Спад вниз ногами, сидя на бортике бассейна. Соскоком вниз ногами с бортика бассейна. | 1ч. | Обучение правильному вхождению в воду. | |||
Подготовительные упражнения по освоению с водой. ОФП. | 1ч. | Выполнение упражнений на развитие координации, разминка, ОФП. | |||
Лежание на груди и спине с различными положениями рук. | 1ч. | Упражнения: «Поплавок» - лежание на воде в плотной группировке»; «Медуза» - лежание на воде, расслабив руки и ноги. | |||
Скольжение. | 1ч. | Скольжение толчком одной и двумя ногами от дна и от бортика на груди и на спине с различными положениями рук, скольжения с элементарными | |||
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания. | 1ч. | Кроль на груди. | |
Движение рук и дыхание. | 1ч. | Стоя, выполнить движения руками кролем, опустив лицо в воду и задержав дыхание. Скольжение с движением руками кролем. | |
Соревнования: заплыв на 15 метров кролем на груди. | 1ч. | Контрольный заплыв. |
Список, используемой литературы:
1. Канидова В.И. Занятия по плаванию в условиях дошкольного образовательного учреждения, 2012 год Москва
2. Осокина Т.И. Как научить детей плавать 1998.Москва
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. (Утверждена распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. N 1101-p
Составитель: инструктор ФК Некрасова А.В