Два очага выхода парасимпатических нервных волокон из ЦНС: краниальный (в области ствола мозга) и тазовый (в области крестцового отдела спинного мозга).
В краниальной части различают следующие узлы:
- ресничный узел расположен в глазнице, его постганглионарные волокна идут к ресничной мышце, к мышце суживающей зрачок.
- крылонебный узел распложен в крылонебной ямке, его постганглионарные волокна иннервируют железы слизистой оболочки носа, неба, глотки, слюнным железам.
- ушной узел иннервирует одну из слюнных желез.
Основной коллектор парасимпатических нервных путей – блуждающий нерв. В его стволе на всем протяжении присутсвуют скопления тел нервных клеток, которые служат местом переключения преганглионарных волокон на постганглионарные.
Тазовая часть представлена тазовыми узлами.
Висцеральные сплетения и ганглии
Висцеральные сплетения и ганглии локализуются вдоль крупных кровеносных сосудов и около органов грудной и брюшной и тазовой полостей. Они образованы преимущественно нервными клетками и волокнами симпатической НС, но в них присутствуют и парасимпатические волокна и чувствительные волокна спинномозговых нервов, несущие интероцептивную сенсорную информацию от внутренних органов.
Шейный отдел: Сонные сплетения, подключичное сплетение.
Грудной отдел: Сердечное, легочное, пищеводное сплетения, сплетение грудной аорты.
Наиболее сложно устроено сердечное.
Брюшной отдел: Чревное, почечное, кишечное, яичниковое и др. сплетения. Всего восемь.
Наиболее крупное чревное или солнечное сплетение, оно является источником иннервации органов брюшной полости.
Тазовый отдел: Подчревные сплетения.
|
ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРАМ
Семинар №1.Общий обзор ЦНС
Вопросы для подготовки к семинару
- Подготовьте опорный конспект по вопросу: Предмет, задачи и методы анатомии ЦНС, ее положение в системе наук о человеке.
- Возрастные особенности нервной системы.
- Классификация нервной системы по топографическому признаку.
- Классификация нервной системы по функциональному признаку.
План проведения семинара
Первая часть семинара
Дискуссия по вопросам 1 и 2.
Вторая часть семинара
Групповая работа
Задание для студентов
1. Объединитесь в группы по 4-5 человек и организуйте пространство таким образом, чтобы оно было удобным для групповой работы.
2.Пользуясь литературой и материалом лекций по анатомии ЦНС, составьте подробную схему «Структурные компоненты нервной системы по топографическому признаку».
3. Обогатите схему краткими сведениями, касающимися положения, строения и функций разных отделов нервной системы.
4. Обсудите получившуюся схему в группе с участием преподавателя.
Домашнее задание: Перенесите разработанную и откорректированную преподавателем схему на лист А3 и закрепите дома в том месте, где вы сможете рассматривать ее 1-2 раза в день и дополнять необходимыми записями после изучения соответствующей темы на семинаре или лабораторной работе.
Литература:1, 2, 3.
Семинар № 2. Проводящие пути спинного мозга. Спинномозговые нервы.
Вопросы для подготовки к семинару
1. Строение спинно - мозгового нерва
2. Иннервация кожи, мышц.
3. Шейное и плечевое сплетения и их ветви. Пояснично - крестцовое сплетение и его ветви.
|
4. Проводящие пути спинного мозга.
Задание для работы на семинаре
1. Изготовьте из пластилина наглядное пособие, позволяющее продемонстрировать сегментарное строение спинного мозга, собственные пучки белого вещества, восходящие и нисходящие пути.
2. Используя раздаточный материал, подготовьтесь к устному ответу на вопросы:
- внешнее и сегментарное строение спинного мозга,
- строение серого вещества,
- строение белого вещества спинного мозга.
Таблица 2 Основные проводящие пути спинного мозга
Название | Каким нейроном начинаются | Куда направляются | Где проходят | Какую информацию несут |
Восходящие пути | ||||
Тонкий | Чувствительными клетками спинномозговых ганглиев | В продолговатый мозг, затем в таламус и сенсорную кору | В задних канатиках СМ | Сознательная мышечная, кожная и тактильная чувствительность |
Клиновидный | ||||
Задний спинномозжечковый | В мозжечок | В боковых канатиках | Бессознательные проприоцептивные импульсы | |
Передний спинномозжечковый | ||||
Спинноталамический | В таламус и сенсорную кору | В передних и боковых канатиках | Температурные и болевые раздражители | |
Нисходящие пути | ||||
Кортикоспинальный | Нейронами моторных зон коры | К мотонейронам спинного мозга | В передних и боковых канатиках | Сознательные движения |
Руброспинальный | Нейронами красных ядер среднего мозга | В боковых канатиках | Бессознательный двигательный путь | |
Ретикулоспинальный | Нейронами ядер ретикулярной формации | В передних канатиках | Равновесие и координация движений | |
Тектоспинальный | Нейронами крыши среднего мозга | В передних канатиках | Обеспечивают рефлекторные защитные движения при зрительных и слуховых раздражителях |
|
Рис.1 Проводящие пути спинного мозга: 1-нежный (тонкий), 2-клиновидный, 3-задний спиномозжечковый, 4-передний спиномозжечковый, 5-спинноталамический, 6-кортикоспинальный боковой, 7-кортикоспинальный передний, 8-руброспинальный, 9-ретикулоспинальный, 10-тектоспинальный.