ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА




 

Настоящий проект не имеет фиксированного срока жизни, а, следовательно, судить о валовой прибыли можно только опираясь на рассматриваемый период планирования.

В начале периода планирования, когда удельные условно-постоянные затраты велики по сравнению с объемом выполняемых работ, рентабельность производства отрицательна, предприятие накапливает убытки. В конце первого полугодия, когда объем работ возрастает до 2/3 стабильного планируемого уровня, производство становится прибыльным. Погашение накопленного убытка происходит от 6-го до 10-го месяца.

При работе на стабильном планируемом уровне рентабельность производства составляет 11-12% (таблица 4.1). К сожалению, при финансовом планировании практически невозможно оценить косвенное сокращение затрат, связанное с укрупнением производства. Это трудоемкий расчет не оправдывает себя из-за вероятностного характера плановых показателей, поэтому прямые затраты рассчитывались исходя из средних норм производительности труда, затрат на оплату труда, на материалы и проч., без учета сокращения этих затрат при увеличении объема производства. Кроме этого, затраты в плане рассчитаны осторожно, с учетом резервов и фактически могут оказаться значительно ниже, чем запланировано. Поэтому, говоря о рентабельности производства, имеется в виду минимальная его рентабельность.

Соотношение относительно невысокой рентабельности производства и высокой доходности инвестиций объясняется небольшой фондо- и капиталоемкостью проекта. Годовой оборот средств более чем в десять раз превосходит объем капиталовложений в производство, что характерно для строительной отрасли, ведущий работы на средства заказчика.

Анализ прибыльности и сальдо денежных потоков показал, что к концу первого года у предприятия образуется много свободных денежных средств, полученных за счет прибыли. В финансовом плане не рассмотрено использование этих средств, однако принять решение об их использовании для развития предприятия можно позже, когда будут известны изменения, произошедшие на рынке. Свободные денежные средства обеспечивают гибкость предприятия.

Чистый поток денежных средств (ЧПДС) отличается от сальдо денежных потоков на величину инвестиционных затрат. Дисконтированный ЧПДС показывает стоимость будущих денег сегодня.

Остаточная стоимость проекта невелика, поскольку в производстве используется небольшое количество основных фондов и собственных оборотных средств, поэтому величина чистой текущей стоимости проекта не намного выше ЧПДС. На конец периода собственность инвестора будет составлять от 170 до 200% от первоначальных вложений.

Срок окупаемости проекта составляет от 8 до 12 месяцев. Срок окупаемости определен по дисконтированному чистому потоку денежных средств и не учитывает остаточной стоимости проекта.

Для чистых инвестиций произведен расчет, где в качестве оттока средств рассматриваются инвестиционные затраты (вложения инвестора в предприятие), а в качестве притока – дивиденды, выплачиваемые инвестору. Срок окупаемости в этом случае колеблется от 10 до 15 месяцев.

Анализ ликвидности (возможности отвечать по своим обязательствам) показывает, что общая ликвидность предприятия опускается ниже 100% только в период наращивания объема работ, во всех остальных случаях оборотные активы предприятия покрывают его краткосрочные пассивы. При этом половину задолженности может быть покрыта без использования вещественных оборотных средств (коэффициент срочной ликвидности ниже 50% тоже только в период наращивания объемов). Показатели абсолютной ликвидности в данном случае показывают скорей возможность вовлечения в оборот свободных денежных средств и не могут быть охарактеризованы ни положительно, ни отрицательно.

Коэффициент автономии показывает долю собственных средств в общем объеме пассивов предприятия. В период наращивания объема работ доля собственных средств в их общем объеме совсем незначительна, поскольку у предприятия практически нет собственных основных фондов и собственных вложений в оборотные активы.

Коэффициент маневренности показывает долю собственных средств, приходящуюся на оборотные активы. Он аналогичен коэффициенту обеспеченности собственными оборотными средствами, только второй коэффициент показывает долю собственных оборотных активов в общем объеме оборотных активов. Значения этих показателей, опускающееся ниже нуля, показывает, что вложения в основные фонды предприятия производится за счет заемных средств, что может быть оправдано только в ситуации со значительной дебиторской задолженностью, погашение которой не вызывает сомнений, а также при уверенности в скором притоке прибыли. У кредиторов этот показатель может вызвать сомнения. Однако, не позднее года от начала функционирования предприятия эти показатели поднимаются выше нуля и выходит на уровень свыше двадцати процентов, что является довольно высоким для строительной отрасли.

Из показателей оборачиваемости оборотных средств заслуживает внимания показатель доли производственного цикла в общем времени оборота. Для стабильного уровня объема работ он составляет от 40 до 55%. Соответственно, на долю расчетов приходится около половины общего времени оборота. Эта ситуация является нормальной для производства.

В общем, анализ финансовой состоятельности предприятия показывает, что в период становления предприятия и наращивания объема работ значительную роль играет финансовое планирование и анализ финансовых потоков.

Основным риском проекта является снижение объема заказов по сравнению с запланированным уровнем. На объем заказов влияет большинство рыночных факторов – изменения курсов валют, уровень доходов населения, внешнеэкономическая ситуация, изменение цен, изменение предпочтений заказчиков и т.д. Остальные факторы, не связанные с объемом заказов, влияют на показатели проекта косвенно, так что невозможно отследить их влияние на плановые показатели, либо так, что это приводит к пропорциональному изменению всех показателей плана. Так, например, увеличение цены на сырье повлечет за собой увеличение цен на всем рынке, следовательно, рынок увеличит цены на продукцию. При незначительном повышении цен это просто увеличит затраты и прибыль одновременно, а в случае высокого повышения – приведет к сокращению спроса и, соответственно, сокращению числа заказов. Поэтому в качестве параметра при анализ чувствительности проекта использовался именно объем заказов.

Изменение объема заказов в сторону увеличения рассматривался для оценки возможного ухудшения показателей проекта. Анализ показал, что при увеличении объема заказов показатели проекта не ухудшаются, дополнительных вложений в оборотные средства при этом не требуется.

При уменьшении объема заказов в первую очередь определялся его критический уровень – превышение затрат над доходами от реализации. Для ООО «Ваша дача» он составит 83% (таблица 4.1). Это означает, что стратегии, направленные на создание крупного производства менее рискованные, чем ориентированные на небольшие объемы работ.

В силу своего масштаба ООО «Ваша дача» будет чрезвычайно чувствительным к сокращению объема заказов, поэтому при ее выборе основная задача ляжет на маркетинговую составляющую управления предприятием. Возможно, потребуются дополнительные вложения в рекламу для увеличения объема заказов.

 


Таблица 4.1 - Основные показатели эффективности проекта

Показатель долл. США
   
Объем инвестиций 42 000
Чистая прибыль на конец периода 139 087
Рентабельность производства на конец периода 10,86%
Свободные ДС на конец периода 103 576
Дисконтированный ЧПДС на конец периода 118 794
Дисконтированная остаточная стоимость проекта на конец периода 24 422
NPV на конец периода 94 372
Внутренняя норма доходности 93,61%
Дисконтированный срок окупаемости, лет 0,8
Дивиденды, выплаченные за период 64 974
В % от объема инвестиций 210%
Индекс рентабельности 4,1
Прогнозируемая годовая доходность инвестиций по окончании периода 177%
Ежемесячный приток средств 3 946
Критический уровень объема заказов 83%

 

Коэффициент дисконтирования в расчетном периоде (году) (K )

 

K = (4.1.1)

 

где Д - ставка дисконтирования (норма дисконта);

t - период (год) реализации проекта, в нашем случае 1 год.

В данном проекте под дисконтированным ЧПДС на конец периода понимается интегральный эффект от реализации проекта и определяется как величина, полученная дисконтированием (при постоянной ставке процента отдельно для каждого года) разницы между годовыми оттоками и притоками реальных денег, накапливаемых в течение горизонта расчета проекта:

 


ЧПДС = =130673,4/1,1=118 794 (4.1.2)

 

где П – чистый поток наличности за период (год) t = 1, 2, 3...t;

T – горизонт расчета, лет;

Д – ставка дисконтирования.

Индекс рентабельности (доходности) (далее – ИР)

 

=(118 794+38181)/38181=4,1 (4.1.3)

 

где ДИ - дисконтированная стоимость общих инвестиционных затрат и платы за кредиты (займы), связанной с осуществлением капитальных затрат по проекту, за расчетный период (горизонт расчета).

Инвестиционные проекты эффективны при ИР более 1.

Чистая прибыль (ЧП) определяется, как выручка от реализации () за вычетом единого налога (ЕН) и затрат на производство и реализацию продукции ():

 

ЧП= - ЕН - =

=140,4 – 14,4 – 58,7=67,3 (тыс.долл.) (4.1.4)

 

Доходность инвестиций превышает уровень нормальной прибыли от инвестиций в производство. Чем выше доходность инвестиций, тем выше риск, связанный с сокращением объема заказов. Показатели деятельности предприятия приведены в таблице 4.2.

 


Таблица 4.2 – Показатели деятельности предприятия

Показатель Тыс. долл. США
Выручка 140,4
Налог (8%) 14,4
Затраты 58,7
Чистая прибыль 67,3

 

В целом на основе финансового плана проект можно охарактеризовать как доходный, причем доходы от него могут поступать инвестору не на ограниченном промежутке времени, а в течении всего срока деятельности предприятия.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Организация предприятия по производству рубленых домов на территории Республики Беларусь продемонстрировала свою высокую эффективность. Планируемая к производству продукция пользуется возрастающим спросом как на белорусском, так и на зарубежных рынках. Предприятие сможет успешно конкурировать с зарубежными и белорусскими производителями как по цене, так и по качеству и по стоимости сырья.

Общий объем инвестиций в размере 42 000 долл. в год с максимальной мощностью 5 000 кв. м. в год окупится в течение первых 8-12 месяцев с прогнозируемой доходностью инвестиций от 115 до 170%.

На основе экспертной оценки и анализа конкурентов риск инвестирования средств в данное производство составляет около 10% (90% вероятности высокодоходного вложения средств).

Кроме того, необходимо отметить, что организация данного производства будет способствовать созданию новых рабочих мест с высоким уровнем оплаты и стандартами труда на уровне европейских производителей. Производство и продукция будет отличаться высокой экологичностью, применяемые технологии позволят свести объем отходов практически к нулю.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (гл. 5) от 22 июня 2001 г. № 37-3. Принят Палатой представителей 30 мая 2001 г., одобрен Советом Республики 8 июня 2001 г. (в редакции Законов Республики Беларусь от 5 августа 2004 г. № 313-3 (редакция от 1 ноября 2004 г.), от 18 июля 2006 г. № 159-3).

2. Указ Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» в редакции от 4 августа 2006 г. № 496, от 29 января 2007 г. № 52, от 7 июня 2007 г. № 266).

3. Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 государственных займах (кредитах).

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 «Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь» (подл. 5.9) (в редакции от 7 декабря 2006 г. № 1632, от 27 февраля 2007 г. № 242, от 31 мая 2007 г. № 729).

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» (в редакции от 28 августа 2006 г. № 1091).

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 1136 «Об утверждении Положения о комиссии по развитию коммерческих организаций и ее состава» в редакции от 16 марта 2006 г. № 355, от 8 июля 2006 г. № 849, от 19 февраля 2007 г. № 200).

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 893 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (в редакции от 7 декабря 2006 г. № 1632).

8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 2006 г. № 950 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182.

9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2007 г. № 330 «Об утверждении Положения о порядке проведения оценки результатов реализации инвестиционных проектов резидентов свободных экономических зон на территории Республики Беларусь и внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2005 г. № 891.

10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2001 г. № 1680 «О мерах по реализации инвестиционного проекта модернизации инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь» (в редакции от 2 августа 2006 г. № 990).

11. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158 «Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов».

12. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. № 44 «Об утверждении критериев оценки инвестиционных проектов для включения в проект перечня важнейших инвестиционных проектов и критериев отбора инвестиционных проектов, подлежащих государственной поддержке из средств республиканского бюджета в виде возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами».

13. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 3 июня 2005 г. № 102 «Об утверждении Инструкции о внесении и рассмотрении материалов и заключений по инвестиционным проектам при проведении в Министерстве экономики Республики Беларусь Государственной комплексной экспертизы».

14. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2005 г. № 168 «Об утверждении форм заключений экспертизы бизнес-плана развития коммерческой организации на год и бизнес-плана инвестиционного проекта.

15. Приказ Министерства экономики Республики Беларусь от 18 сентября 2006 г. № 146 «О порядке прохождения и создания комиссии по конкурсному отбору инвестиционных проектов, подлежащих государственной поддержке из средств республиканского бюджета в виде возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: