Связь человека с окружающей средой оказывается в определенной зависимости от изменений характера и интенсивности ее биологической активности, которая называется биологическими ритмами.
Все материальные объекты во Вселенной осуществляют циклическое движение. Так, месяц оборачивается вокруг Земли приблизительно за 28 дней, а Земля вокруг Солнца - за 365. Период обращения Солнца вокруг центра Галактики составляет близко 200 млн. лет.
Ритмы присущи также всем объектам микромира и человеку в частности. Они пронизывают все живое на Земле на клеточном, тканевом, функциональном уровнях.
Выдающийся хронобиолог Ф. Хальберг разделил все биологические ритмы на три группы:
- ритмы высокой частоты с периодом, который не превышает получасовой интервал. Это ритмы сокращения сердечных мышц, дыхание, биотоков мозга, перистальтики кишечника;
- ритмы средней частоты с периодом от получаса до 7 суток. Сюда входят: изменение сна и бодрости, активности и покоя, суточные изменения в обмене веществ, колебание температуры тела, артериального давления, частоты деления клеток, состава крови;
- низкочастотные ритмы с периодом от четверти месяца до одного года: недельные месячные и сезонные ритмы. К биологическим процессам этой периодичности принадлежат эндокринные изменения, зимняя спячка, половые циклы.
Наименьший отрезок времени, на которое может реагировать мозг человека и его нервная система, представляет от 0,5 до 0,8 с. Поэтому не случайно, что сокращение нашего сердца в среднем достигает 0,8 с. Приблизительно такой же темп движения наших ног, рук во время походки. Интервал времени 0,5 - 0,7 соответствует скорости реакции наших слуховых и зрительных рецепторов.
|
Кроме этих малых ритмов, установлена еще одна распространенная периодичность, которая равняется 3О мин. Сюда принадлежит цикл сна, сокращение мышц желудка, колебание внимания и настроения.
Экспериментально установлено, что существуют еще и суточные ритмы. Для примера: образование желчи в печени чередуется с образованием гликогена. В первой половине дня образовывается больше желчи, а во второй половине дня печень накапливает гликоген и воду; в утренние часы усиливается перистальтика кишечника и моторная функция желудка, происходит очищение кишечника; вечером у почек более всего выраженная функция выделения, минимум ее приходится между 2 часами ночи и 5 часами утра; установлено, что с 5 до 6 часов утра происходит самый большой подъем и потенциально наивысшая трудоспособность человека; после 12 часа дня наступает первый период дневной активности. Ощущается усталость, реакции человека замедляют; в 16 часов начинается новый суточный подъем, организм испытывает потребность в движениях, но психическая активность постепенно угасает, организм становится более чувствительным до боли; после 18 часа возрастает давление крови, мы становимся нервными, легко начинаем ссориться из-за мелочей; после 20 часов наше психическое состояние снова стабилизируется. Это состояние лучшее для заучивания текстов, поскольку улучшается память, можно приводить и много других примеров. Суточный ритм физиологических функций есть биологическим и уместным. Человек, учитывая это, может напряженно работать в часы оптимального состояния организма и использовать периоды сравнительно низкого уровня активности функций для возобновления сил.
|
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «жизнь».
2. Проанализируйте основные отличия между человеком и животным миром.
3. Дайте определение понятия «усталость», «работа».
4. Назовите и дайте оценку значению анализаторов для безопасности жизнедеятельности человека.
5. Какая роль нервной системы в обеспечении жизнедеятельности человека?
6. Определите сущность понятия «здоровья, назовите основные признаки здоровья.
7. Дайте характеристику биоритмам и определите их значение для жизнедеятельности человека.
Анализаторы - это совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, которые осуществляют восприятие и анализ информации о явлениях, которые происходят как в окружающей среде, так и внутри самого организма.
У всех людей с момента их рождения действуют ритмы: 23 - суточный физический, 28 - суточный эмоциональный. Именно от этих ритмов зависит вероятность заболевания или смерти. Колебаниям с 23 - суточным периодом подвергаются такие проявления человека, как храбрость, стойкость, воля, физическая сила; колебаниям с 28 - суточным периодом - чувствительность, эмоциональная возбужденность, интуиция.
Инженер с Инсбрука Фридрих Тельчер, анализируя результаты экзаменов в высшем учебном заведении, где он излагал, и сравнивал с датой рождения, установил, что успехи студентов колеблются с 33 - суточным периодом.
Ведь у каждого человека наблюдаются три ритма - физический (период 23суток), эмоциональный (период 28 суток) и интеллектуальный (период 33суток), начальные фазы которых совпадают с его рождением.
|
Каждый цикл делится на 2 равные части: первая часть называется положительным периодом, вторая – отрицательным периодом. В положительном наполпериоде физического ритма человек характеризуется приливом сил, энергией, выносливостью, повышением трудоспособности. В негативном наполпериоде - наоборот.
В так называемые критические дни цикл «меняет» знаки, то есть изменение наполпериодов. В такие дни вероятность непринужденных ошибок, неадекватных действий и неверных решений будет максимальной.
Строгая математическая определенность ритмов позволяет по известной дате и времени рождения человека высчитать положительную, негативную фазу, критические дни. В такие дни человек должен воздержаться от принятия сложных решений, обходить опасные места и т.п. Поэтому теория биоритмов предупреждает человека от непринужденных ошибок, уменьшает риск деятельности и др.
Особенности состояния человека в положительном и негативном наполпериоде всех трех циклов, а также в критические дни приведены в таблице.
Виды, циклы и объяснения биоритмичных циклов (дне)
Цикл | Сферы влияния | Положительная фаза | Критические дни | Негативная фаза |
Физический (23 времени) | Двигательная активность, физическая сила, выносливость, стойкость к болезням и влиянию неблагоприятных физических факторов | 2-11 | 1 и 12 | 13-23 |
Максимальная сила, выносливость, наивысшая стойкость к влиянию экстремальных факторов. | Нестабильность физического состояния. Существует вероятность травм, аварий, обострений хронических заболеваний, головной боли. | Сниженный физический тонус, быстрая утомляемость, снижение сопротивляемости организма к заболеваниям. | ||
Эмоциональный (28 суток) | Настроение, сила, богатство и стойкость, творческое настроение, интуиция | 2-14 | 1 и 15 | 16-28 |
Наиболее благоприятное время для общения, контактов, прохождение тестов и испытаний. | Эмоциональная нестойкость, склонность к снижению реакций, плохого чувства, ссор. | Повышенная напряженность, часто плохое настроение. | ||
Интеллектуальный(33 времени) | Мышление, память, логика, сосредоточенность, остроумие, гибкость ума | 2-16 | 1 и 17 | 18-33 |
Творческие дни, благоприятное время для решения сложных вопросов, изобретений. | Склонность к снижению внимания, ошибочных выводов, ухудшение памяти. | Процесс мышления вялый, прерывчатый. |
Определите, пользуясь таблицей, свой биоритм по состоянию на
«_»_____ 2010 года.
Пример решения задачи
Необходимо определить биоритм лица, которое родилось 6 марта 1981 года по состоянию на 1 октября 2001 года.
1. Определяем количество дней, которые прожил данный индивидум на 1.10.2001. Искомая продолжительность прожитых дней составляет 7514
2. Определяем количество полных биоритмичных циклов с начала жизни до последнего цикла:
- эмоциональный 7514: 28 = 268,357; продолжительность последнего цикла: 0,357 * 28 = 10 дней.
- физический 7514: 23 = 326,696; продолжительность последнего цикла 0,696 * 23 = 16 дней.
- интеллектуальный 7514: 33 = 227,697;продолжительность последнего цикла 0,697 * 33 = 23 дня.
Таким образом интеллектуальный цикл приходится на 23 день с 33, эмоциональный на 10 с 28, физический, на 16-му с 23. По информации таблицы полученные значения дают возможность попутно оценить состояние человека.
Полученные результаты показывают, что физические и интеллектуальные способности рассмотренного лица 1 октября 2001 года слабые, а эмоциональные на довольно высоком уровне.
ТЕМА 3. ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫВ СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК - ВНЕШНЯЯ СРЕДА»
Вид учебного занятия
Самостоятельная работа
Учебные задачи
Студент должен знать:
• Объяснение и характеристику вредных виброакустических факторов;
• Основные характеристики ионизирующих излучений;
• Общую характеристику электромагнитных полей и излучений;
• Химические факторы опасностей (общую характеристику химических веществ);
• Биологические факторы опасности (общую характеристику биологических объектов);
• Методы и средства защиты человека;
• Особенности состояния экологической безопасности Украины.