Здоровье и роль физической подготовки в жизни человека




Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая творческую деятельность, не позволяя «душе лечиться». Академик Н. Г. Амосов предлагал ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные спортсмены могут на протяжении 10-11 минут каждую минуту пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, то есть с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.

Возьмем сердце. В покое оно прокачивает 4 литра в минуту, а при энергичной физической работе – 20 литров. Имеем резерв равный 5 (20:4). Точно такие же скрытые резервы есть у почек, печени и других органов. Поэтому здоровье можно трактовать, как количество резервов в организме, как максимальную производительность органов при сохранении качественных границ их функционирования.

Одним из главных способов поддержания здоровья есть занятия физической культурой и спортом. Они готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, способствуют гармоничному физическому развитию человека, содействуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимым будущим специалистам в их профессиональной деятельности.

Понятие «физкультура» и «спорт» по значению отличаются одно от одного, хотя мы часто пользуемся словосочетанием «физкультура и спорт».

Физическая культура – это органическая составляющая, часть общей культуры общества и личности, вид социальной деятельности людей, направленной на укрепление здоровья и развитие их физических способностей, на подготовку к жизненной практике.

Понятие «физическая культура» есть общим и широким.

Спорт – это составляющая часть физической культуры, вид социальной деятельности людей, которая состоит в организованном сравнении их сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный результат.

Остановимся на некоторых простейших видах оценки и самоконтроля физического состояния, показателях индивидуального здоровья человека.

Для оценки физического состояния организма человека и его физической подготовленности используются антропометрические индексы, упражнения-тесты и др..

Например, о состоянии нормальной функции сердечно-сосудистой системы можно судить по коэффициенту економизации кровообращения, которое отображает выброс крови за 1 минуту. Он исчисляется по формуле:

(Атмакс – Атмин) х П,

где Атмакс, Атмин – соответственно, верхняя и нижняя границы артериального давления;

П – частота пульса.

У здорового человека его значения приближаются до 2600. Увеличение этого коэффициента указывает на затруднения в работе сердечно-сосудистой системы.

Для определения состояния органов дыхания используют ортостатическую пробу. Она проводится следующим образом: физкультурник лежит на кушетке на протяжении 5 минут, потом подсчитывает частоту сердечных сокращений. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 ударов за минуту. Считается, что учащение его до 18 ударов в минуту – удовлетворительная реакция, больше 20 – неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.

Большое значение в повышении трудоспособности вообще и при физической нагрузке в частности имеет уровень физического развития, масса тела, физическая сила, координация движений, и т.п.

За весом тела необходимо следить всегда так же, как за пульсом или артериальным давлением. Для определения нормального веса тела используются разные способы, так называемые росто-весовые индексы.

На практике широко применяется индекс Брока. Нормальный вес тела для человека с ростом 155-165см равняется длине тела в сантиметрах, от которой отнимают; при 165-175 – 105 и при росте 175см и больше – 110.

Можно также пользоваться индексом Кетля. Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальной полагает такой вес, когда на 1см роста приходится 350-400 единиц у мужчин и 325-375 у женщин.

Для комплексной оценки функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и физической подготовленности человека, пользуются бальгою системой контроля КОНТРЕКС-2 (экспресс-контроль). Она включает 11 показателей и тестов.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятию «здоровье»

2. Факторы окружающего среды, которые отрицательно влияют на здоровье человека

3. Показатели, которые характеризуют жизнь человека

4. Проанализируйте причины употребления наркотиков? В чем опасность наркомании?

5. Проанализируйте причины употребления алкоголя и табака.

6. Определите болезни вызванные курением

7. Дайте оценку социальным аспектам алкоголизма

8. Роль физической подготовки в жизни человека

Tестовые задачи:

1. По каким критериями ВООЗ, что касаются заболеваемости людей определяют наличие эпидемии в стране?

а) 10000 больных

б) 1000 больных на одного здорового

в) превышение 1% населения страны

г) превышение 3% населения страны

2. Наименьшая концентрация (%) алкоголя в крови человека, которая приводит к алкогольному отупению, равняется:

а) 0,1 в) 0,3 д) 0,7

б) 0,2 г) 0,4

3. Назовите способы употребления наркотиков:

а) инъекция г) ингаляция

б) пероральный д) через кожу

в) размещение под язык

4. Как изменится теплоотдача человека при снижении температуры окружающего среды?

а) увеличится

б) уменьшится

в) не изменится

5. К какому типу темперамента можно отнести человека с такими качествами: живость, быстрое изменение эмоционального состояния?

а) холерик в) сангвиник

б) флегматик г) меланхолик

6. Какая среда безопасна для человека (условия повседневные)?

а) естественная

б) производственная

в) бытовая

7. К какой группе опасности момжно отнести антропогенные изменения климата?

а) естественные в) социальные

б) технические

8. К какой группе опасности нужно отнести солнечный ветер?

а) естественные

б) техногенные

в) социальные

9. Для уничтожения насекомых используют средства:

а) дезинфекции

б) дезинсекции

в) дератизации

10. Какие законы Украины направлены на сохранение «среды существования» человека?

а) «О пенсионном обеспечении»

б) «Об охране работы»

в) «Об охране окружающей среды»

г) «О дорожном движении»

д) «О гражданской обороне»

11. Назовите неблагоприятные факторы, которые можно отнести к

экологической опасности жизни:

а) электромагнитные излучения

б) радиоактивный газ радон

в) токсичные вещества – растворители

г) электрический ток

д) геопатогенные зоны

12. Альфа-излучения характеризуются:

а) наивысшей ионизирующей и наиболее низкой проникающей

способностью

б) наивысшей ионизирующей и проникающей способностью

в) наиболее низкой ионизирующей и наивысшей проникающей

способностью

г) наиболее низкой ионизирующей и проникающей способностью

13. Три четверти годовой дозы земных источников радиации приходится на:

а) углерод в) радок

б) йод г) цезий

 

14. Во время грозы вы оказались на открытом месте, нужно спрятаться от

возможного поражения молнией:

а) под деревом в) у оврага

б) под кустом г) в реке

15. Назовите приоритеты жизни, которые занимают в иерархии жизненных

ценностей первое место:

а) здоровье

б) социальный статус

в) материальное достижение

г) успех в бизнесе

16. В какой системе сила землетрясения не может превышать 9 баллов?

а) Рихтера

б) MSK

в) CI

ТЕМА 5. БЕЗОПАСНОСТЬ ПИТАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Вид учебного занятия

Самостоятельная работа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: