Что мы можем делать, чтобы сотрудничество состоялось?




Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что сотрудни­чество, и в особенности такая его форма, как партнерство, - это в большей степени позиция, чем конкретные формы работы. Для этой позиции характерны уважение и интерес к опыту каждого из участ­ников; признание их компетентности и распределение ответствен­ности между сторонами. Сотрудничеству способствует атмосфера взаимного уважения, внимательность и деликатность по отношению




друг к другу. Разумным и полезным представляется в каждом кон­кретном случае поиск общих целей, достижение которых было бы взаимозначимо и для семьи, и для специалистов, а затем выбор таких форм деятельности, в которых возможно их осуществление. Важно также больше узнавать об опыте и запросах семьи, относиться к ним с уважением, действовать в области этих интересов, т.е. там, где во­влеченность и заинтересованность семьи может быть максимально высока. Полезно совместно с семьей исследовать те ценности и ре­сурсы, которые есть у членов семьи, и ставить задачи с учетом силь­ных сторон участников (умения, успешность в конкретной деятель­ности, большая информированность и т.д.). Необходимой частью сотрудничающей позиции является рефлексивность - наша готов­ность к исследованию собственных взглядов, ценностей, приорите­тов и того, как они связаны с нашими действиями.

С сотрудничающими стратегиями, как правило, связаны опре­деленные формы работы. В частности, наш опыт свидетельствует о том, что хорошую возможность для сотрудничества открывают со­вместные пикники, выезды, походы, праздники, т.е. те события, в которые вовлекается вся семья, а не только ребенок.

Например, сейчас у нас уже два года в школьном проекте МОО «Дорога в мир» действует программа регулярных субботних прогулок. Семьи с детьми вместе со специалистами и волонтерами ходят в парки, кафе, музеи, в детские театры или на аттракционы. В такой программе есть возможность ставить и разрешать задачи самых разных уровней: это хороший способ знакомства, поддержания обще­ния со всей семьей, обогащения повседневного опыта семьи. Посещение таких общественных «детских» и «взрослых» мест, куда часто даже и не заглядывают с детьми, имеющими тяжелые нарушения разви­тия, способствует расширению социального опыта самих детей. Так, одна из мам, сидя в «Кофеине», заметила: «За 10 лет мы с мужем и сами-то ни разу не были в кафе, а о том, чтобы нашего ребенка с собой взять, мы даже и не думали...» Родители могут увидеть, как другие семьи разрешают возникающие на прогулках трудности, свя­занные, например, с поведением ребенка. Это позволяет опробовать и освоить новые для семьи формы поведения, чему способствует так­же поддерживающая атмосфера таких семейных прогулок.

Важно, чтобы для встреч с семьей было выделено специальное регулярное время. Это позволит в спокойной обстановке обсуждать задачи и программу занятий с ребенком на определенный, конечный

практический опыт 135


период времени, а также те трудности и успехи, которые есть дома и на занятиях. Очень ценным, на наш взгляд, является то, что такая программа создается в результате совместного обсуждения. Хорошо также, когда рядом с запланированным действием указывается, кто и каким образом будет способствовать его осуществлению. По ре­зультатам обсуждения мы можем составить документ, который будет описывать сотрудничество специалистов и родителей как членов одной команды. Мы также можем предложить членам семьи при­сутствовать на занятиях, совместно просматривать видеозаписи за­нятий, а затем вместе обсуждать происходящее.

Родителей полезно приглашать к участию в подготовке занятий, изготовлению пособий, обустройству помещения и другой хозяйст­венной деятельности, чтобы интересы, способности и умения каж­дого члена семьи могли быть реализованы и получали признание.

Еще одной формой, способствующей развитию сотрудничества, являются родительские группы. Об этом хотелось бы рассказать бо­лее подробно.

Цель работы таких групп - создание пространства психологи­ческой поддержки семей и повышение родительской компетентно­сти. Как правило, группу ведут психолог и руководитель группы, в которой занимаются дети. На встречах мы обычно предоставляем семье различную полезную социальную информацию, например о специальных приспособлениях, которые могут помочь дома, о со­циальном такси и т.п. Надо отметить, что часть этой информации мы сами получаем от других семей. Мы информируем родителей об их юридических правах и льготах, а также предоставляем юридиче­ское сопровождение тем из них, кто решается отстаивать свои права. Мы также предлагаем родителям специальную литературу, знакомим их с опытом других семей. Помогаем создавать образ возможностей, целей, перспектив жизни ребенка и семьи. По отзывам самих роди­телей, знакомство с опытом других семей оказывается для них наи­более ценным. В процессе таких обсуждений накапливаются пози­тивные примеры из жизни других семей, происходит «собирание» и обогащение собственных историй, опыт людей получает признание. Развивая деятельность в этом направлении, мы приглашаем роди­телей к написанию эссе о своей жизни и о ребенке.

На родительских группах мы рассказываем об особенностях дет­ского развития, о различных нарушениях, беседуем о методах лече­ния, обучения и воспитания. Важно также, чтобы обсуждения затра-


гивали конкретные проблемы конкретных детей. Поэтому особенно ценным оказывается участие в обсуждениях руководителя группы и других специалистов, занимающихся с этими детьми. Педагоги рас­сказывают о том, что происходит на занятиях, могут показывать ви­деозаписи занятий. В частности, значимой информацией для семьи может оказаться то, как проявляет себя ребенок в общении с други­ми людьми, как он участвует в различных ситуациях в группе, к ко­му проявляет интерес, кто помогает ему, а кому - он сам. Часто ока­зывается, что такое наблюдение за жизнью ребенка в группе приво­дит к тому, что семьи, вслед за своими детьми, начинают проводить вместе досуг, устанавливать дружеские отношения, пробуют изме­нять что-то в своей повседневной жизни в соответствии с новыми возможностями ребенка.

Мы также можем способствовать тому, чтобы семьи объедини­лись вокруг общей значимой для них цели. Поначалу это может быть подготовка кукольных спектаклей для детей, организация совмест­ной поездки группы за город. Важно, чтобы в родительском сообще­стве произошло распределение ролей, обязанностей и ответствен­ности вокруг общего дела. В этом случае оказывается полезно опи­раться на интересы и активность самих родителей. Хорошо, если в группе есть кто-то, кто уже принимал участие в подобном деле, или заинтересован и способен вовлечь других. В процессе реализации таких задач создается особое пространство жизни именно этих семей, наполненное новым опытом. Специалисты часто оказываются в мень­шей степени вовлечены в процессы, происходящие в этом простран­стве. Мы также помогаем организовывать общие праздники и при­ятные события, расширяя опыт «разделенной с другими радости». Постепенно в группе налаживается взаимопомощь: родители начи­нают помогать друг другу привозить детей на занятия, по очереди сидят с ними дома, сообща ищут деньги для оплаты няни тем, кому это финансово трудно. Внутри сообщества завязываются неформаль­ные отношения, обновляются социальные сети участников группы. Такое обновление системы отношений способствует преодолению неблагоприятных последствий травматического опыта семей и по­могает справляться с текущими трудностями. Со временем родитель­ские сообщества могут ставить перед собой и более крупные задачи, например, участвовать в создании школы.

По договоренности с участниками группы определенный пери­од времени может быть посвящен психологической работе. В этом

практический опыт 137


случае группу ведет только психолог, который заботится о безопас­ном и уважительном контексте такой работы. Она направлена на разрешение имеющихся трудностей и поиск новых возможностей и ресурсов и обращена к личным переживаниям участников.

Участники группы также имеют возможность обратиться за ин­дивидуальным и семейным консультированием.


 

В заключение мы хотим еще раз подчеркнуть, что для того, что­бы сотрудничество состоялось, необходимо соблюдение определен­ных принципов взаимоотношений между сторонами, а также сов­местный с семьями поиск чувствительных к их надеждам и ценно­стям форм взаимодействия и работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: