Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что сотрудничество, и в особенности такая его форма, как партнерство, - это в большей степени позиция, чем конкретные формы работы. Для этой позиции характерны уважение и интерес к опыту каждого из участников; признание их компетентности и распределение ответственности между сторонами. Сотрудничеству способствует атмосфера взаимного уважения, внимательность и деликатность по отношению
■
друг к другу. Разумным и полезным представляется в каждом конкретном случае поиск общих целей, достижение которых было бы взаимозначимо и для семьи, и для специалистов, а затем выбор таких форм деятельности, в которых возможно их осуществление. Важно также больше узнавать об опыте и запросах семьи, относиться к ним с уважением, действовать в области этих интересов, т.е. там, где вовлеченность и заинтересованность семьи может быть максимально высока. Полезно совместно с семьей исследовать те ценности и ресурсы, которые есть у членов семьи, и ставить задачи с учетом сильных сторон участников (умения, успешность в конкретной деятельности, большая информированность и т.д.). Необходимой частью сотрудничающей позиции является рефлексивность - наша готовность к исследованию собственных взглядов, ценностей, приоритетов и того, как они связаны с нашими действиями.
С сотрудничающими стратегиями, как правило, связаны определенные формы работы. В частности, наш опыт свидетельствует о том, что хорошую возможность для сотрудничества открывают совместные пикники, выезды, походы, праздники, т.е. те события, в которые вовлекается вся семья, а не только ребенок.
Например, сейчас у нас уже два года в школьном проекте МОО «Дорога в мир» действует программа регулярных субботних прогулок. Семьи с детьми вместе со специалистами и волонтерами ходят в парки, кафе, музеи, в детские театры или на аттракционы. В такой программе есть возможность ставить и разрешать задачи самых разных уровней: это хороший способ знакомства, поддержания общения со всей семьей, обогащения повседневного опыта семьи. Посещение таких общественных «детских» и «взрослых» мест, куда часто даже и не заглядывают с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития, способствует расширению социального опыта самих детей. Так, одна из мам, сидя в «Кофеине», заметила: «За 10 лет мы с мужем и сами-то ни разу не были в кафе, а о том, чтобы нашего ребенка с собой взять, мы даже и не думали...» Родители могут увидеть, как другие семьи разрешают возникающие на прогулках трудности, связанные, например, с поведением ребенка. Это позволяет опробовать и освоить новые для семьи формы поведения, чему способствует также поддерживающая атмосфера таких семейных прогулок.
Важно, чтобы для встреч с семьей было выделено специальное регулярное время. Это позволит в спокойной обстановке обсуждать задачи и программу занятий с ребенком на определенный, конечный
практический опыт 135
период времени, а также те трудности и успехи, которые есть дома и на занятиях. Очень ценным, на наш взгляд, является то, что такая программа создается в результате совместного обсуждения. Хорошо также, когда рядом с запланированным действием указывается, кто и каким образом будет способствовать его осуществлению. По результатам обсуждения мы можем составить документ, который будет описывать сотрудничество специалистов и родителей как членов одной команды. Мы также можем предложить членам семьи присутствовать на занятиях, совместно просматривать видеозаписи занятий, а затем вместе обсуждать происходящее.
Родителей полезно приглашать к участию в подготовке занятий, изготовлению пособий, обустройству помещения и другой хозяйственной деятельности, чтобы интересы, способности и умения каждого члена семьи могли быть реализованы и получали признание.
Еще одной формой, способствующей развитию сотрудничества, являются родительские группы. Об этом хотелось бы рассказать более подробно.
Цель работы таких групп - создание пространства психологической поддержки семей и повышение родительской компетентности. Как правило, группу ведут психолог и руководитель группы, в которой занимаются дети. На встречах мы обычно предоставляем семье различную полезную социальную информацию, например о специальных приспособлениях, которые могут помочь дома, о социальном такси и т.п. Надо отметить, что часть этой информации мы сами получаем от других семей. Мы информируем родителей об их юридических правах и льготах, а также предоставляем юридическое сопровождение тем из них, кто решается отстаивать свои права. Мы также предлагаем родителям специальную литературу, знакомим их с опытом других семей. Помогаем создавать образ возможностей, целей, перспектив жизни ребенка и семьи. По отзывам самих родителей, знакомство с опытом других семей оказывается для них наиболее ценным. В процессе таких обсуждений накапливаются позитивные примеры из жизни других семей, происходит «собирание» и обогащение собственных историй, опыт людей получает признание. Развивая деятельность в этом направлении, мы приглашаем родителей к написанию эссе о своей жизни и о ребенке.
На родительских группах мы рассказываем об особенностях детского развития, о различных нарушениях, беседуем о методах лечения, обучения и воспитания. Важно также, чтобы обсуждения затра-
гивали конкретные проблемы конкретных детей. Поэтому особенно ценным оказывается участие в обсуждениях руководителя группы и других специалистов, занимающихся с этими детьми. Педагоги рассказывают о том, что происходит на занятиях, могут показывать видеозаписи занятий. В частности, значимой информацией для семьи может оказаться то, как проявляет себя ребенок в общении с другими людьми, как он участвует в различных ситуациях в группе, к кому проявляет интерес, кто помогает ему, а кому - он сам. Часто оказывается, что такое наблюдение за жизнью ребенка в группе приводит к тому, что семьи, вслед за своими детьми, начинают проводить вместе досуг, устанавливать дружеские отношения, пробуют изменять что-то в своей повседневной жизни в соответствии с новыми возможностями ребенка.
Мы также можем способствовать тому, чтобы семьи объединились вокруг общей значимой для них цели. Поначалу это может быть подготовка кукольных спектаклей для детей, организация совместной поездки группы за город. Важно, чтобы в родительском сообществе произошло распределение ролей, обязанностей и ответственности вокруг общего дела. В этом случае оказывается полезно опираться на интересы и активность самих родителей. Хорошо, если в группе есть кто-то, кто уже принимал участие в подобном деле, или заинтересован и способен вовлечь других. В процессе реализации таких задач создается особое пространство жизни именно этих семей, наполненное новым опытом. Специалисты часто оказываются в меньшей степени вовлечены в процессы, происходящие в этом пространстве. Мы также помогаем организовывать общие праздники и приятные события, расширяя опыт «разделенной с другими радости». Постепенно в группе налаживается взаимопомощь: родители начинают помогать друг другу привозить детей на занятия, по очереди сидят с ними дома, сообща ищут деньги для оплаты няни тем, кому это финансово трудно. Внутри сообщества завязываются неформальные отношения, обновляются социальные сети участников группы. Такое обновление системы отношений способствует преодолению неблагоприятных последствий травматического опыта семей и помогает справляться с текущими трудностями. Со временем родительские сообщества могут ставить перед собой и более крупные задачи, например, участвовать в создании школы.
По договоренности с участниками группы определенный период времени может быть посвящен психологической работе. В этом
практический опыт 137
случае группу ведет только психолог, который заботится о безопасном и уважительном контексте такой работы. Она направлена на разрешение имеющихся трудностей и поиск новых возможностей и ресурсов и обращена к личным переживаниям участников.
Участники группы также имеют возможность обратиться за индивидуальным и семейным консультированием.
![]() |
В заключение мы хотим еще раз подчеркнуть, что для того, чтобы сотрудничество состоялось, необходимо соблюдение определенных принципов взаимоотношений между сторонами, а также совместный с семьями поиск чувствительных к их надеждам и ценностям форм взаимодействия и работы.