И какие оно открывает дополнительные возможности?




А.Л. Битова, А.В. Рязанова

В это небольшой статье мы хотели бы поговорить о развитии со­трудничества с семьями в организациях, оказывающих помощь де­тям с нарушениями развития. Мы проводим много семинаров по различным вопросам и видим, что тема взаимодействия с семьями является одной из самых обсуждаемых и волнующих: очень часто приходится слышать о трудностях взаимопонимания между специ­алистами и родителями.

С какими трудностями

Мы сталкиваемся чаще всего?

Специалисты обычно жалуются на недостаточную поддержку своей работы со стороны семьи, ее малое участие, незаинтересованность в занятиях с ребенком дома, а иногда и полное игнорирование ре­комендаций специалистов, рентную позицию родителей («семья, устроив ребенка в центр развития или школу, практически полно­стью снимает с себя всю ответственность за его воспитание и обра­зование»). В некоторых организациях ситуация складывается таким образом, что специалисты, сочувствующие семье, воспитывающей ребенка с нарушениями, «понимая» всю сложность жизни - и психо­логическую («родителю нужен перерыв и отдых от ребенка и его про­блем»), и экономическую («важно, чтобы родители работали, соци­альная пенсия маленькая, расходы семьи большие»), - сами способ­ствуют такому «высвобождению» родителей.

Родители, в свою очередь, зачастую не понимают, что именно происходит с ребенком на занятиях, «что и как» они должны делать сами дома. Они жалуются, что предлагаемые специальные занятия с ребенком дома часто требуют изменения всего уклада жизни семьи и забирают много сил, или что заниматься дома у них просто не по­лучается. Родитель чувствует себя неуспешным, усилия кажутся бес­смысленными. Бывает также, что семья уже представляет, как долж­ны строиться занятия с ребенком, например хочет определенных занятий или увеличения их продолжительности, но это пожелание Может игнорироваться специалистами.

практический опыт 129


Такие ситуации в дальнейшем могут развиваться в сторону уве­личения взаимного непонимания, недоверия, возникновения кон­фликтов, когда каждая из сторон постепенно утверждается во мне­нии, что именно она обладает действительно верным знанием о «по­требностях» ребенка.

В чем же ценность сотрудничества

и какие оно открывает дополнительные возможности?

В том случае, когда между семьей и специалистами устанавливают­ся отношения сотрудничества, возникает преемственность между домашней и образовательно-терапевтической средой, очень важная для ребенка. Системы отношений в семье и на занятиях (в том числе наличие баланса между заботой и требованиями) становятся более устойчивыми, а значит и у ребенка появляются устойчивые ориен­тиры, которые помогают по-новому проживать свой опыт. Обычно это ведет к большему эмоциональному комфорту появлению чувсгва уверенности у ребенка, возможности сообщать о своих потребностях и даже самому действовать в этой области, что увеличивает его само­стоятельность. Благодаря преемственности ситуаций создаются усло­вия для улучшения ориентации и более широкого использования освоенных ребенком умений и навыков, а, следовательно, для его развития (что особенно ценно, если ребенок имеет выраженные на­рушения развития).

Для членов семьи сотрудничество со специалистами расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах. Позиция родителя меняется от желания найти «такое место, где с моим ребенком будет заниматься замечательный специ­алист» и ожидания чуда до реального понимания своих возможно­стей и активного участия в процессе обучения и воспитания ребен­ка. Частая жалоба: «Ну да, у них-то (специалистов) получается,., а у меня нет...» трансформируется в возможность обсуждения трудно­стей и успехов и формулирование реальной программы совместной деятельности, где определена роль каждой из сторон. С увеличением чувства вовлеченности и компетентности собственная роль родителя постепенно делается более ясной и осознаваемой, возникает очерчен­ная зона собственной ответственности и активности. У членов семьи появляются силы и для себя, мир для самого родителя становится богаче, происходит оздоровление отношения к ребенку и к себе и, как следствие, меняется жизненная перспектива семьи в целом.



 


Для специалистов установление отношений сотрудничества предполагает изменение перспективы собственной профессиональ­ной деятельности. В результате отсутствия диалога с семьей у специ­алиста, как правило, возникает ощущение тяжести неразделенного бремени ответственности, бесполезности вложенного труд> чувство обиды, злости и другие неприятные переживания. Сотрудничество с семьей дает специалисту ощущение востребованности собственной деятельности, ее осмысленности и другие позитивные переживания. Такое взаимодействие пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, уменьшает риск столь «популярного» ныне в среде специалистов эмоционального сгорания. Поскольку ребенок большую часть времени проводит с семьей и является, прежде всего, ее частью, вовлечение семьи в обучение и терапевтический процесс повышает эффективность деятельности специалиста и способствует тому, чтобы ее результаты становились более устойчивыми. В тех случаях, когда семья активно вовлекается в процесс занятий (роди­тели присутствуют на занятиях или информируются о содержании занятий, принимают участие в обсуждении задач, программы за­нятий и т.д.), снижается риск возникновения у специалиста различ­ного рода профессиональных деформаций (от идеи «высокого жерт­венного служения» до негуманного отношения к людям, с которыми он работает)1.

Мы описали ценности сотрудничества и то, какие возможности оно открывает для семей и специалистов. И теперь мы хотели бы остановиться на наиболее значимых моментах в организации этого сотрудничества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: