В которых тема сотрудничества особенно важна




В тот момент, когда специалист начинает взаимодействовать с кон­кретной семьей, он, опираясь на свой профессиональный опыт и зна­ния, может прогнозировать развитие различных ситуаций, касаю­щихся ребенка. И, как правило, у специалиста уже есть некоторые

1 Предотвращению профессиональной деформации способствует также ис­пользование разнообразных форм работы: открытые консилиумы и обсужде­ния практики, командная работа, привлечение к деятельности начинающих специалистов, волонтеров. Что может, в свою очередь, сделать ситуацию бо­лее открытой и полифоничной для семьи.

практический опыт 131


«готовые рецепты»: опыт подталкивает его к определенному виде­нию ситуации и действиям, соответствующим этому видению. А каж­дая новая семья приходит со своей жизненной историей, своими пси­хологическими трудностями, и в начале пути она чаще всего еще мало ориентирована в системе помощи и различных методах работы специалистов. У семьи, как правило, есть желание как можно быстрее получить наиболее эффективную помощь и вернуться к своей «обыч­ной нормальной» жизни. Поэтому даже для уже «готовых рецептов», форм и методов работы, которые действительно существуют и эф­фективны, каждый раз возникают новые условия, существенно влия­ющие на ситуацию взаимодействия специалиста с семьей. Для того чтобы контакт с семьей состоялся, важно выбирать сотрудничающие стратегии взаимодействия, а для этого необходимо учитывать инте­ресы и особенности всех участников, их слабые и сильные стороны, а также основной вектор развития жизни семьи в текущий момент.

В качестве примера мы хотели бы поделиться здесь одной исто­рией. Несколько лет назад в РБОО «Центр лечебной педагогики» на­чался проект работы с детьми с очень тяжелыми, множественными нарушениями развития. Дети приезжали на консультации несколь­ко раз в месяц. Довольно скоро мы стали думать, что было бы по­лезно начать работу группы поддержки для родителей. Эта форма к тому времени хорошо себя зарекомендовала в ЦЛП. На родительской группе мы планировали обсуждать педагогические задачи и инфор­мировать родителей по социальным и юридическим вопросам. Нам казалось, что это вызовет интерес и безусловно полезно для семей. Мы также рассчитывали, что это будет способствовать объедине­нию родителей и в дальнейшем образуется инициативная группа, которая в роли наших партнеров сможет работать дляулучшения качества жизни этой группы детей. Но когда мы начали приглашать родителей на общие встречи, они оказались мало заинтересованны­ми в таких общих обсуждениях. А через некоторое время, когда мы пригласили на одну из встреч представителя уже давно существую­щей родительской организации, чтобы она поделилась опытом и рас­сказала о возможностях активного участия в построении достойной жизненной перспективы для ребенка, разговор произвел противопо­ложный нашим ожиданиям эффект. Родители посчитали, что та­ким образом мы «выгоняем» их с занятий и требуем от них «непо­сильной социальной активности». Мы были озадачены и решили на время прекратить общие встречи. Мы начали искать другие формы


взаимодействия с семьями. Через некоторое время оказалось, что наиболее чувствительной к запросу родителей в тот момент формой стала помощь в понимании происходящего с ребенком на занятиях: педагог занимался с ребенком, а психолог комментировал для роди­теля занятие, помогал наблюдать за действиями педагога и за ак­тивностью самого ребенка, распознавать его ответы на различные воздействия. Родители стали больше доверять специалистам, под­робнее рассказывать о ситуации дома, делиться своими трудностя­ми. Постепенно детей стали объединять на общие занятия, вместе с ними начали объединяться и родители, возникли совместные об­суждения и интересы.

В процессе взаимодействия с семьями часто возникают вопро­сы, связанные с различием в понимании и оценке родителями и спе­циалистами текущего состояния ребенка, эффективности тех или иных методов воздействия. Если родители знают об этих различиях и боятся обнаруживать свои взгляды (например, опасаясь, что за­нятия с ребенком будут прекращены), то мы можем столкнуться с утаиванием информации о лечении или других методах работы с ребенком. Это, в свою очередь, может привести к неблагоприятным для ребенка последствиям, ухудшению его состояния в результате несогласованных воздействий. Отсюда следует, что нам (специали­стам) следует быть достаточно открытыми, готовыми к обсуждению, уважению и пониманию позиции семьи. Не всегда разногласия уда­ется преодолеть быстро, однако если мы можем подождать, остано­виться на определенном уровне договоренностей, то было бы пра­вильно, сохраняя возможность обсуждения разногласий, дать семье время на размышления. В некоторых случаях мы действительно мо­жем столкнуться с тем, что семья выбирает такие способы воздейст­вия, которые оказываются для нас неприемлемыми, несовместимы­ми с нашим подходом. Многократные попытки договориться могут не привести к успеху. Мы считаем, что в этих случаях специалист может (а иногда и должен!) отказаться от дальнейшей работы. Од­нако, важно, чтобы ситуация оставалась открытой в том смысле, что У семьи сохранялась бы возможность вернуться на занятия, если она будет готова к диалогу.

Будущее ребенка с тяжелой инвалидностью - это еще одна об­ласть, где вопрос о сотрудничестве семей и специалистов звучит край­не остро. Для нас как для специалистов очень важно знать, куда даль-

практический опыт 133


ше пойдет учиться ребенок, с которым мы сейчас занимаемся, смо­жет ли он потом работать и где; будет ли у него возможность жить самостоятельно или с поддержкой. Когда такие перспективы есть, в нашей деятельности появляются более ясные цели и задачи, грани­цы нашей работы становятся более очерченными. Очевидно, что ко­гда речь заходит о таких объемных вопросах, как жизненная пер­спектива ребенка, то они не могут быть по существу разрешены без участия конкретной семьи конкретного ребенка, а в более крупном масштабе - без участия родительских организаций, поскольку мно­гие из возможностей еще предстоит создать. Речь идет, например, о школах для детей с тяжелыми нарушениями, местах трудовой под­готовки для молодых людей, рабочих мастерских и местах сопрово­ждаемого поддерживаемого проживания. По существу, для продви­жения таких больших проектов требуются объединенные усилия многих людей - родителей и специалистов. На практике специалисты чаще оказываются более готовыми к обсуждению и продвижению таких проектов, чем семьи, которые, как кажется, должны были бы быть более заинтересованными в их реализации. Тема будущего ре­бенка с нарушениями является одной из самых трудных для семьи. Именно здесь в настоящий момент наблюдается практически полное отсутствие достойных возможностей для человека с тяжелыми на­рушениями развития. Возникающие в ответ на это в семье страх и отрицание приводят к тому, что тема будущего может быть абсолют­но «блокирована» для размышления и обсуждения. Ситуация в семье меняется крайне медленно, и требуются иногда годы, чтобы появи­лась возможность говорить о том, что волнует, и уж тем более дей­ствовать. И тем не менее мы считаем необходимым обсуждать с се­мьями вопросы будущего их детей и по возможности привлекать их к участию в проектах по организации школ, мастерских, мест для поддерживаемого проживания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: