Третья глава: терминология частей лука




Предисловие.

В данной статье представлен переведенный и аннотированный текст рукописи о персидской стрельбе из лука. Эта безымянная рукопись о стрельбе из лука хранится в Библиотеке Меджлиса (Библиотека парламента Ирана; Ketābkhāne-ye Majles Irān) под инвентарным номером 149. Она состоит из 43 страниц. Автор рукописи о подписывается в конце текста, как аль-Абдолраджи Абу Тораб аль-Мусави аль-Кад Макахи и датирует её как Джумада аль-Тани, 1114 годом хиджры, то есть ноябрем 1702 года по григорианскому календарю. Другой информации об авторе рукописи о стрельбе из лука нет.
Рукопись состоит из двенадцати глав и заключения. В первой главе автор дает справочную информацию о луке и стрелах, и подчеркивает их превосходство по сравнению с другим оружием. Вторая глава о лучниках и владельцах луков, то есть людях, которые стреляли из луков. Третья глава содержит важную информацию о лучной терминологии. Четвертая глава весьма важна, поскольку описывает правильный лук и оборудование, и стрельбу по тренировочной цели. В этой главе также объясняется, как сделать цель для тренировки и как стрелять в нее. Пятая глава описывает различные типы оружия и сравнивает лук с ними. В шестой главе подробно описываются различные стойки в персидской стрельбе из лука.
Седьмая глава описывает различные методы "захвата рукояти". Это одно из самых подробных описаний, найденных в персидских рукописях, встреченных авторами статьи. Восьмая глава о том, как стрелять. Девятая глава посвящена технике «постановки большого пальца» и предоставляет основную информацию по этой технике. Не менее важной является десятая глава, которая посвящена технике растяжения. Одиннадцатая глава содержит важную информацию о разных способах прицеливания. Двенадцатая глава о растягивании и выпуске. Наконец, рукопись завершается рекомендациями по стрельбе из лука с оценкой расстояния до цели. Авторы настоящей статьи сделали переводы, и аннотировали ряд рукописей о персидскогом луке, которые были неизвестны ранее, и представили их научному сообществу. К ним относятся:
а) Руководство по персидской стрельбе из лука Мухаммеда Замана (см. Моштаг) Хорасани и Дуайер, 2016, стр. 45-65),
б) Resāle-ye Qosnāmeh (см. Дуайер и Моштаг Хорасани, 2015, с. 93-116),
в) Анализ персидской стрельбы из лука Рукопись Капура Чанда (Дуайер и Моштаг Хорасани, 2013, стр. 1-12),
г) Персидская рукопись о стрельбе из лука, владении копьем, мечом и копьем от Шарифа Мохаммада, сына Ахмада Мехди, всадника (см. Моштаг Хорасани и Дуайер, 2012, стр. 1-17) и
е) Джаме аль-Хадаят Фи Эльм аль-Ромаят [Полное руководство по науке стрельбы из лука] (Дуайер и Моштаг Хорасани, 2012, с. 45-60).
По сравнению со всеми рукописями, упомянутыми выше, написанная аль-Абдолраджи Абу Торабом Аль-Мусави Аль-Кад Макахи дает наиболее точные практические советы по технике стрельбы из лука, которые были представлены в других анализируемых персидских рукописях по стрельбе из лука.

1. Введение
Эта рукопись начинается с уникальной истории о происхождении лука, связанной со служанкой героя иранского эпоса Джамшида, и продолжается становлением лука в контексте легенд и истории. Он не только положительно связан с Ираном, но и с Пророком Мухаммедом, его семьей и товарищами. Почитание Али подчеркивается его сравнением со знаменитым арабским лучником Саадом ибн Абу Ваккасом, хотя соперничество это - дружеское. Связав вместе разные нити, автор переходит к практическому описанию снаряжения и стрельбе.
Терминология, используемая лучниками для описания различных частей лука представлена очень подробно, и это является ценным вкладом в наши знания о персидской стрельбе из лука. Терминология имеет тенденцию меняться со временем, и часто, цитируя старые источники, трудно сказать, является ли термин современным или историческим. Стрела не рассматривается с такими подробностями, и некоторые термины вводятся, как побочные при описании лука. Целевая практика рассматривается, как существенная часть обучения и подробно объясняется. Сходство с турецкой торбой и японской макиварой очевидно, и смысл тот же. Учёба длится до выработки единообразного стиля стрельбы, хотя подчеркивается необходимость постоянной практики. Способы стрельбы по мишеням - от привычных для современных лучников, до крайностей, когда дистанции выходят за рамки даже современной корейской практики. Длинные дистанции дифференцированы, и указаны их величины. Хотя размер и характер мишеней не всегда описан, другие рукописи и аналогичные османские дистанции дают много подсказок. То, что стрельба на дальние дистанции была нормой, подтверждается ссылками на английских лучников в шекспировском «Генрихе IV», где о Старом Дебле говорят, что «Он в цель попадал на двенадцать счетов» (Уильям Шекспир. Король Генрих IV (Часть вторая), акт 3, сцена 2).
Двенадцать счетов составляют 240 ярдов или 219 метров. Современные целевые дистанции составляют до 90 метров в олимпийских соревнованиях, и около 140 метров в традиционной корейской стрельбе из лука.
Из этого можно сделать вывод, что луки были способны последовательно выпускать стрелы на данные дистанции, и что лучники могли достичь определенного уровня точности на этих дистанциях.
Стрельба на дальность является еще одной дисциплиной, которая рассматривается в некоторых деталях. Эта дисциплина определена, как «профессиональная стрельба», и самый сложный вид спорта. Тут есть параллели с современной османской дисциплиной, и показывает, что существовала общая культура тщательного и точного измерения дальних выстрелов. Подробное описание метода стрельбы полезно для историка и современного лучника, интересующихся этими приемами. Чувствуется, что автор - компетентный практик, который не стесняется сообщить о своих победах. Эта рукопись содержит редкое описание способа использования самой трудной техники перетяжки, когда стрела заводится внутрь лука, используя в качестве опоры только основание большого пальца.

2. Рукопись
Однажды Джамшид спал. Служанка отгоняла от него мух. Всемогущий Дух ниспослал ей божественное откровение, и она взяла от дерева прут, оторвала прядь волос со своей головы, скрутила их, привязала к одному концу прута, согнула дерево, и привязала скрученые волосы к другому концу прута. Далее, она взяла более тонкий прут дерева и, как стрелу, прикрепила его к скрученным волосам, потянула и отпустила. По воле Божьей деревянная стрела полетела прямо и приземлилась. Джамшид проснулся, и увидел лук в руках служанки. Он повелел сделать лук из железа. Но когда его потянули, лук не согнулся. Затем он приказал сделать лук из дерева. Но он был слабым и вялым. Затем он заказал лук из рога, но когда снабдили его тетивой его и потянули - лук сломался. Затем он приказал сделать лук из дерева, рога, сухожилий и натурального клея. Лук высох под солнечным светом и свернулся в круг. Тем не менее, сколько бы ни пытались снабдить тетивой этот лук, это не удавалось. Говорят, что независимо от того, как бы ни тренировался Джамшид, он потратил бы пятьдесят лет, чтобы овладеть им.
Говорят, что Джамшид пытался освоить профессию изготовителя лука, но не мог согнуть лук целых пятьдесят лет. Однажды зажгли огонь перед Джамшидом, он был разочарован и бросил лук в огонь. Как только лук прогрелся, то начал двигаться. Джамшид инстинктивно понял, что таинством этого ремесла был огонь. Затем снова, основываясь на открывшемся знании, он согрел лук, согнул и натянул его. После того как тетива была снята, лук принял исходный вид, и остался таким. Со времён Джамшида после этого с луками было сделано много изменений, чтобы он достиг такого уровня, что больше не было необходимости никаких дальнейших изменениях в отношении его формы, элегантности, мощности.
Другая легенда повествует, что Адам, мир ему, передал это знание своим детям и от них оно наследовалось от одного поколения к следующему, пока не достигло последнего из пророков [пророка Мухаммеда], да будет благословен он и его семья, и уже он завещал его царю храбрых людей, льву Божьему, победоносному вождю верующих, Али, сыну Талиба.

Первая глава: о превосходстве лука и стрел.
Вы должны знать, что превосходящих характеристик лука слишком много, чтобы можно было описать их кратко. Однако, некоторые из них будут вкратце объяснены. На основе традиции, произошедшей от Пророка, каждый, прикасающийся к стреле из троих людей попадёт в рай: сначала это человек, который делает деревянное древко для стрелы, во-вторых - человек, который готовит стрелу, чтобы она полетела на пути Аллаха, и человек, который выпускает стрелу в неверных на пути Аллаха. Как сообщается, Имам Джафар Садек, мир ему и его семье, сказал, что Посланник Бога, мир Божий ему и его семью, комментируя аят "Приготовь против них все оружие и кавалерию, какие сможешь собрать" подчеркнул силу стрельбы из лука. Так что в этом благородном стихе стрельба из лука названа обязательной, и обучение этому уважаемому искусству является и требованием, и необходимостью. В повествовании пророка также сообщается, что нет ничего важнее, чем стрельба из лука и верховая езда.
Вождь верующих, мир ему и его семье, заявил, что... стрельбе из лука, письму и плаванию следует учить молодых, чтобы они стали полноценными. Он также заявил, что в любом доме, где каждый день читается Коран, за одну молитву приписывается владельцу дома награда. Он также заявил, что если в доме есть лук и стрелы, награда за одну молитву также приписывается хозяину дома, потому что, слушая слова Бога, неверные не будут становятся мусульманами, но из-за страха перед луком и стрелами большинство неверных стали мусульманами. Шайтан, будь он проклят, не пройдёт возле дома, где хранятся лук и стрелы.
Во время мастера творения и откровений [жизни Пророка], мир ему и его семье, было всего лишь семь тысяч лучников, и среди них семнадцать были идеальными стрелками, и среди этих семнадцати семь были самыми замечательными и уважаемыми: первый - Мухаммед Салим Нокте Илахи, второй - Хламшах Руми, третий - Али Ксан Тебризи, четвертый - Сейед Али Хорасани, пятый - Мухаммед Реза Харазми, шестой - Дарвиш Али Ушяни, седьмой - Ахмад Торкестани. Хорошо известно, что среди пионеров [в оригинале - следующих за Пророком], за исключением самого Наставника верующих, мир ему и его семье, никто не выпускал стрелы лучше, чем эти семь лучников. Они всегда стреляли перед Посланником, мир ему и его семье. Также Посланник говорил, что они должны собирать свои стрелы босиком, подразумевая, что земля, где они выпускают стрелы, ценностью своей подобна земле рая. Также Он сказал, что на каждом месте, где они возведут мечеть, где молятся верующие в Аллаха, земля будет более ценной, чем другие места, в течение сорока лет. На земле же, где арабы, идущие по праведному пути, стреляют из лука, земля будет более ценной в течение семидесяти лет. Предо мной - группа арабов, следующая праведному пути, и я пишу, чтобы разумные люди могли понять намерения этих повествований, которые раскрывают преимущество стрельбы из лука. В книгах священного Писания [Посланника], часто подчеркивается преимущество стрельбы из лука.

Вторая глава: О стрелках и лучниках, и повелителях лука.
Вы должны знать, что такое лук, кто такие лучники, и кто - повелители лука. Знайте, что лук был ниспослан с небес благочестивому Хазрату Адаму. Джабраил же обучил его этому искуству. Если спросят вас, где познал Джабраил это искусство, скажите, что он узнал об этом из тайных записей, где было предназначено обучить Адама искусству лучника. Адам обучил ему своих детей, а они передавали его из одного поколения в другое, пока оно не было вручено Повелителю и Предводителю сущих Мухаммеду, избраннику Аллаха, и он передал его главе правоверных, Али, сыну Талеба. Этим всё и завершилось, поскольку он более священ, чем само солнце. Со времён Адама до этой поры, и после этого времени никто, никогда не выпускал стрелу и не держал меч, и никогда не будет стрелять и владеть мечом так, как делал это царь людей и лев Аллаха, глава правоверных, мир ему. Так владел он этим оружием.
Существует известная история, что однажды ночью Саад ибн Ваккас пришел к Али ибн Талебу, мир ему, и сказал, что никто сейчас не может стрелять так же хорошо, как он. Али сказал: «Саад, ты хвастаешься, и я пойду и перестреляю тебя». В ночное время они поставили чашу, и приказали человеку ударить по ней куском дерева с расстояния одной стрелы (длина стрелы между ударяющим и чашей) так, чтобы Саад услышал звук, чтобы представить чашу. Он приказал Сааду стрелять во имя Аллаха. Саад выпустил три стрелы, и одна из них проникла в чашу и прошла через неё. Лидер верующих, мир Аллаха ему, также выстрелил тремя стрелами, и из них одна попала в чашу и прошла через нее. Опечаленный, Саад сказал: «О Али, мы достигли того же самого, и промахнулись по две стрелы каждый». Али сказал: «Мы должны пойти и посмотреть на чашу». Две стрелы Саада не смогли попасть в чашу. Но стрела Али, которая попала и пронзила чашу, оставила дыру, а две другие его стрелы также прошли через эту же дыру, и приземлились в одной точке, соприкасаясь. Саад сказал: «О, Али, я совершил ошибку, возгордившись своей стрельбой".
Лучники стреляют, используя технику и принципы. Когда они начинают стрельбу, сначала они просят помощи у создателя всех существ, и избранника Аллаха Мухаммеда, мир ему и его семье, опытного лучника и повелителя лука, и произносят молитву усопшим о прощении. Затем они говорят «Аллах велик» мастерам, чьи уважаемые имена были упомянуты ранее, и начинают стрельбу.

Третья глава: терминология частей лука

От окончания рога до середины рукоятки, которая называется беренджак [со стороны живота, кусок рога или кости, вставленный между двумя полосами рога на животе сложного лука], каждая часть лука имеет имя. Мастера называют части лука по-разному и знают, как описать стрелу, и где находится голова лука и голова стрелы. Таким образом, лучники должны знать все названия так, чтобы их можно было назвать «знатоками лука». Вы должны знать, что мастера описывают лук четырьмя разными именами: qabze (дуга), halqe (кольцо), helāl (полумесяц) и dāyere (круг). Сначала, когда мастера делают лук, они называют его «дуга», или смычок. Потом, когда лук закончен и свернут, он называется кольцом. В-третьих, когда лук стягивается тетивой, они называют его полумесяцем. В-четвертых, когда лук растягивается, они называют его кругом.
Мастера также называют dāyere (кругом) мишень. Они называют стрелу точкой в центре круга, ведь когда стрела попадает в мишень, она напоминает точку. Если они спросят вас, где находится «голова лука», вы должны ответить, что именно там проходит стрела. Там расположен наконечник стрелы, которая при стрельбе поразит цель или землю.
Мастера используют четырнадцать терминов для описания различных частей лука от самого кончика до центра рукояти.
Во-первых, конец лука называется «заг».
Во-вторых, прорезь, в которой находится петля тетивы, называется «фараж».
Третье - участок от зарубки до места, где покоится узел с петли, называется «гуш».
В-четвертых, место, где покоится "узел петли", называется «чакаве» или чакавегах.
В-пятых, область под «узлом петли» называется «герега».
Шестой участок, от хвоста герега, называется «толигах» [также это - место, где хвостовик стрелы прикрепляется к древку].
Седьмой - от чакаве до места, где находится перегиб плеча называется «банагущ».
Восьмое - место, где происходит изгиб, называется «син», или грудь лука.
Девятое - в центре плеча, называется «миянсан».
Десятое, близкое к рукояти, называется «ксазан».
Одиннадцатое - переход плеча в рукоять, называется «шафи».
Двенадцатое - спинка за рукоятью, называется «кафаф».
В-тринадцатых, место посередине рукоятки между роговыми пластинами на животе называется «беренжак».
Четырнадцатое - место захвата рукояти, называется "габзе".
[Это важный и подробный список названий частей лука. Zaq - такой же термин, который используется в турецком языке (zag) для обозначения кончика. В тексте разделяются кончик плеча, и зарубка. Использование «ксазан» в качестве названия части лука параллельно арабскому بيت (бэйт), или дом. Для обозначения изогнутого участка плеча лука используются астрономические термины. Дом - это часть небесного круга. Толигах - место, где жесткий рог лука сращен с его гибким плечом. Он почти незаметен, потому что покрыт сухожилиями и рогом. Так же называется место, где хвостовик стрелы приклеен к её древку. Син, или грудь лука - изгиб плеча лука с тетивой у основания рога. Он зависит от дизайна лука. На арабском языке он называется локтем, что демонстрирует, что в то же время, как обе традиции использовали анатомические метафоры в обозначении лука, они различались в выборе частей тела. Шафи или посредник - переход между плечом и рукояткой. Это может означать переход между эллиптическим поперечным сечением изгибающегося участка плеча и рукоятью каплевидного сечения. Кафаф является эквивалентом арабского термина متن (матн), и является выступом задней части рукояти лука, используемой для управления наклоном лука в ладони].

Четвертая глава: о правильном луке, снаряжении и стрельбе по учебной цели.
Сначала лучник должен подобрать правильный лук и снаряжение, чтобы перед началом стрельбы из лука не потерять лицо перед конкурентами и самопровозглашенными экспертами. Он должен знать, каким типом стрелы нужно стрелять, каким типом лука, и на какое расстояние. Мастера говорят, что есть различие между дальний целью в пустыне, и ближней на стене. Чтобы поразить цель в упор, или в пятидесяти шагах, хорош лук в 14 два (ладонь, около 10 см) и стрела в 9 два, и не сильнее и длиннее. Также можно стрелять на расстоянии от ста до двухсот ступней (футов, около 30 см) с луком в 14 два. Можно стрелять на расстояние от трехсот до четырехсот ступней с луком 13 два, и среднего размера стрелой тир-э-хаки в 8 два. При расстоянии от пятисот до шести сотен, и до семи сотен ступней (200 и более метров) используется лук в 12 два, и тир-е хаки в 8 ладоней. Длина «лука для дальней стрельбы» составляет от 11 до 12 два. Также не следует стрелять тонкой стрелой из «лука с длинными плечами», и не стоит использовать толстые стрелы со слабым «луком с короткими плечами». Он также должен знать, как летит стрела, выпущенная из лука. Отметьте «центр тетивы», возьмитесь за рукоять, и возьмите стрелу за конец со стороны оперения, сделанный из рога, и называемый «шафи», и направьте стрелу вдоль тетивы, разместив зарубку стрелы на уровне зарубки для тетивы. Если другой конец стрелы, где крепится наконечник, доходит до середины рукояти, называемой беренжак, длина стрелы соответствует длине лука. Если она длиннее или короче, стрела длиннее или короче, чем надо. Если тетива длинная, стрела будет длиннее. Если тетива короткая, стрела будет короче длины лука.
Тетива и петли также должны соответствовать силе лука. Они не должны быть ни длинные, ни короткие, ни толстые, ни тонкие.

Выбор целей для практики:
Мастера легкой стрельбы много стреляют в тренировочную мишень. Стрельба по тренировочной мишени очень хороша для как начинающих, так и не начинающих.

Способ изготовления мишени и стрельбы по ней.
Они (мастера) делают круглую деревянную тренировочную мишень длиной с длинную стрелу, и помещают на уровне роста человека на стене, или вешают, ширина мишени равна её высоте. Стрелки на дальность вешают мишень выше. Они используют неоперенные стрелы и лук силой, соответствующей силе лучника. Они стоят несколько далее от тренировочных мишеней, используя методы, которые, как будет угодно Аллаху, будут объяснен в главах о методах стойки, удерживания лука, растягивании и выпуске, и других вещах. Они делают каждый элемент из всех важным, и стреляют в тренировочные мишени, чтобы изучить все принципы и методы стрельбы из лука.
Каждый день они используют более сильный лук по сравнению с днём предыдущим, чтобы увеличить свою силу. Вы должны знать, что принципы искусства стрельбы из лука основаны на четырех опорах. Первая - стрельба по тренировочным целям - особенность воинов охраны, потому что основы наиболее важных вещей должны быть изучены телохранителями. Принципы, правила и обычаи стрельбы из лука можно освоить, стреляя по тренировочным мишеням. Вторая - «стрельба по мишеням», это связано с практикой судейства, как правда и ложь двух заявителей раскрываются в религиозном суде, так и "отклонения при стрельбе " у лучников выявляются при стрельбе по мишеням. Третья - стрельба по кустарнику: после того, как изучена стрельба по цели, они должны стрелять по кустам в пустыне. Так как куст находится дальше цели, уровень стрельбы по кустам выше, чем стрельба по мишеням, и считается более высоким уровнем. В-четвертых, дальняя стрельба (флайт): после того, как они стреляют в куст на четыреста и пятьсот футов по прямой, профессионально и впечатляюще, они должны научиться дальней стрельбе. Поскольку в искусстве стрельбы из лука стрельба вдаль является высшим уровнем, это искусство сравнивается с королевским искусством стрельбы из лука. Это искусство будет объяснено в конце.

Пятая глава: о видах оружия
Нужно знать, что есть пять типов рукоятей, которые произошли от небес. Как уже упоминалось, Адаму, мир ему, Аллах с небес велел заниматься сельским хозяйством и земледелием; Джабраил же, будет он благословен, принес плуг, чтобы тот мог вспахать поля, и семена для сева. Деревянная ручка на лемехе, который используется для вспашки поля, является первой рукоятью [оружия]. [ Это может быть частью суфийской системы определения рукоятей, каждая из которых представляет секрет или специальные знания ]. В другой раз, когда Хазрат Адам, мир ему, посеял семена и когда они выросли до колосьев, налетели вороны и съели их. Причем, когда Адам пошел отпугнуть ворон, они сели на другой стороне поля. Адам, мир ему, воскликнул: «О Аллах, я устал от ворон». Джабраил, мир ему, принес лук и три стрелы из небесного арсенала, чтобы он мог защитить поле от ворон. Это вторая рукоять. После созревания урожая Адам, мир ему, не знал, как его срезать. Джабраил, мир праху его, появился, и дал ему серп чтобы рубить им и собирать урожай. Он научил Адама двум методам уборки урожая, и это стало третьей рукоятью. Четвертая рукоять была вручена Мусе, передал ему её Шуайб [ Иофор,тесть Моисея]. Объяснение этой истории доступно в религиозных комментариях. Пятая - зольфагар, переданная во время бытности Посланника Аллаха, Мухаммеда, избранному царю людей, лидеру правоверных, Али сыну Талеба, мир ему и, следовательно, всё (последовательность рукоятей) закончилось на зольфагаре.

Шестая глава: о положении
Есть три стойки: первая - прямая, вторая - витая, третья - «дальняя стрельба».
Каждая из них на используется в необходимом случае. Этот метод используется для стрельбы по тренировочным мишеням, и при стрельбе по крышам. Прямой метод правильной позиции - разместить запястье лучной руки на одну линию с целью, расстояние между ступнями близко к длине стрелы. Ступня лучной руки параллельна стреле. Расстояние около двух футов, а некоторые мастера добавляют и еще. Однако при стрельбе на дальность, чем ближе ноги друг к другу, тем лучше, что будет объяснено в своё время. При стрельбе по мишеням и стрельбе немногие стреляют в «правильном» положении. Второй метод - скрученный, и используется для стрельбы по кустам и "дальним целям". Ноги должны быть расположены как упоминалось ранее. Рука с луком и та же сторона тела должны быть развернуты так, чтобы нельзя было увидеть грудь лучника [это похоже на арабскую косую стойку, но с ногами в другой позиции. Понятно, что автор описывает разворот верхней части тела относительно ног. Скручиваясь в талии, чтобы выровнять плечи с линией цели лучник, имеет намного более сильную и длинную растяжку].
Преимущество знакомства с искривленной стойкой состоит в том, что, если лучник однажды столкнется с противником, его грудь будет скрыта от врага. Третий метод - прямая стрельба, которая используется во флайте. Встать перед местом, откуда будет производиться стрельба, и поставить обе ноги близко друг к другу. В этом случае стрелок становится выше, чем когда сделан один шаг между ногами. Высокий рост важен в стрельбе из лука настолько, что дальние стрелки добавляют по три слоя кожи в свою обувь, чтобы быть выше, и они могут стрелять на большие расстояния.
Если два человека участвуют в соревнованиях по стрельбе, они должны знать такие вещи.
[Эти три позиции, хотя и похожи на арабские и турецкие описания, являются уникальными в том, как они описаны. Идея о том, что расстояние между ногами лучника влияет на его рост, является уникальным взглядом на стойку. В то время как идея скручивания в талии, чтобы превратить прямую позицию в наклонную используется в корейской стрельбе из лука, это самое яркое выражение идеи на Ближнем Востоке в литературе по стрельбе из лука].

Седьмая глава: О методах «хвата рукояти лука»
Есть три типа, первый - «хват головы льва», который также называется «хват Бахрама". Все мастера знают способ удержания лука от Бахрама, и лучший метод хвата лука - это хват Бахрама, а также квадратный хват, и «поверхностью ладони». Способ хвата головы льва, это когда лучник берет лук, и сначала смотрит на плечи лука, и более сильное плечо помещает вниз, а стрелу кладет на верх рукояти. [Это общепринятая практика. Более жесткое плечо обычно является нижним, и это можно увидеть потому, что верхнее сгибается немного больше. При симметричном композитном луке, после того, как он натянут, одно плечо будет сгибаться немного больше другого, поэтому оно выбирается, как верхнее]. Если верхний конец при растяжении тянется к рукояти, при растяжении и отпускании тетивы лук сбрасывает тетиву, и лук выпрыгивает из руки, что приводит к поломке конца или «груди лука». [Я думаю, что автор имеет в виду, сбрасывание тетивы с очень несимметричного, несбалансированного лука].

Далее нижний конец лука размещают внизу, конец его опирают на колено. Затем средний, безымянный пальцы и мизинец оборачиваются вокруг рукояти, и задняя часть луковицы рукояти зажимается между плотью ладони и основанием фаланг. Затем сгибают указательный палец, и помещают кончик его на спинке рукояти лука. Далее располагают большой палец поверх сжатых среднего, безымянного пальца и мизинца так, чтобы образовалась полость, так, что если например, туда положить голубиное яйцо, оно не будет повреждено. Кость лучной руки (основание кисти) не должна касаться беренжака и рукояти лука. Следует держать рукоять между указательным и большим пальцами. [Это классический čangal-e baz, очень любимый персидскими лучниками. Тем не менее, хват со стороны спины должен быть на проксимальной складке пальцев. Небольшая неточность в описание этих позиций в тексте иногда присутствует и может быть виной переписчика, опустившего слово].
«Квадратный хват» производится аналогично «хвату головы льва", как упоминалось ранее, но в квадратном хвате, указательный палец помещается также вокруг рукоятки лука, чтобы получился квадрат. Разница между хватом головы льва и квадратным хватом в том, что львиная голова имеет открытость, а квадратная - нет. [Указательный палец, вероятно, касается большого пальца, чтобы предоставить опору для стрелы]. Для слабых и малосильных людей подходит квадрат. Квадратный хват лучше, чем хват головы льва.

«Пяточный хват» состоит из помещения "груди лучной руки" и верхней части кости предплечья на упор рукояти и беренжак. [Это понимание весьма похоже на упор стрелков из лонгбоу. Основание ладони используется для опоры в живот рукояти. Как правило, это сокращает растяжение и приводит к тому, что стрела слегка поднимается]. Вы должны знать, что ни одному из мастеров и лучников не нравится этот тип хвата и мастера считают, что размещение ладони на рукоятке лука является большой ошибкой.
У него есть пара недостатков. Во-первых, опора для стрелы будет сплющенной, и стрела не может быть растянута должным образом. Во-вторых, лучник, использующий пяточный хват, рискует попасть наконечником по опоре. Конечно, в этом понимании он тянет стрелу на два пальца меньше, чем лучник, использующий хват головы льва. Причина в том, что при таком упоре, рука, держащая рукоять, укорачивается на два пальца и упор [рука, держащая лук] также согнут. Это также может привести к бадарж [падению стрелы с руки]. Короче, ни один из мастеров и лучников не любит этот тип хвата.
Добавлены иллюстрации хватов - квадрат, голова льва и округлый.

Восьмая глава: о том, как установить стрелу
Изучив различные способы хвата лука, нужно освоить науку о том, как ставить стрелу. Есть два метода: «копье» и «перо". Метод копья заключается в том, что стрелу держат, как копье, выносят наконечник стрелы вперед, и ударяют «местом, где наконечник стрелы прикреплен к древку», по рукояти лука. Необходимо удерживать рукоять лука указательным и средним пальцами так, чтобы стрела находилась на большом пальце руки, держащей лук. Повод для удара стрелой по рукоятке лука такой, что если стрела сломана, звук её выдаст.
Особенно важно помнить об этом, если стрела сделана из тростника. В месте, где стрела касается рукоятки лука, стрелу держат между кончиками большого и указательного пальцев, удерживающих рукоять. Затем хвостовик стрелы помещают на тетиву, и надевают на центр тетивы, удерживая ее поверх большого пальца.
В начале это уже упоминалось, и является важным принципом стрельбы из лука. Центр тетивы должен находиться на том же уровне, что и средник [середина рукояти лука] и не должен быть выше или ниже. Если он выше, стрела быстро упадет. Если он ниже, оперение ударится об опору, и травмирует её.
Метод пера состоит в том, чтобы взять стрелу у хвостовика, как перо, и прикрепить её к центру тетивы аналогично методу копья. Используя этот метод, при подведении стрелы к рукоятке лука лучше делать это с поворотом стрелы. Смысл поворота стрелы перед - хвастовство и лихачество перед конкурентами и соперниками. Если вы используете оба метода быстро и ловко, они оба хороши. Но по моему скромному мнению, метод копья лучше, чем пера. Нужно держать стрелу между указательным и средним пальцами на рукояти лука, чтобы прикрепить хвост стрелы к центру тетивы. Центр тетивы - это место, где тетива крепится к хвостовику стрелы. После того, как стрела прикреплена, указательный и средний пальцы, удерживающие стрелу, давят на стрелу, чтобы правильно расположить большой палец. Если при растягивании лука хвостовик стрелы сидит неплотно, при выстреле тетива ударяется о боковину хвостовика, разбивает его, и травмирует лучную руку. Также это сотрясает стрелу, отделяет её от рукоятки и ломает лук. [Это означает, что хвостовик стрелы начинает соскальзывать с тетивы, и после выпуска тетива бьет в боковину внутренней части зарубки, разрушая её. Последствия могут включать «холостой выстрел», когда тетива полностью покидает стрелу, а полная энергия лука отдается тетиве и луку, часто разрушая сам лук].

Девятая глава: О технике «тяги большим пальцем»
Основные части выстрела из лука - постановка большого пальца, медленное растяжение, и выпуск. Принцип постановки большого пальца заключается в том, что после того, как стрела установлена на тетиве, средний палец, мизинец, безымянный и большой пальцы должны быть сжаты настолько плотно, что даже если между пальцами поместить «тминное семя», оно не упадёт во время растяжения. Это [пальцы в этой позиции] является основой. Затем кончик согнутого указательного пальца размещается так, чтобы дистальная фаланга большого пальца была помещена поверх промежуточной фаланги среднего пальца. Указательный палец должен быть размещен над большим пальцем таким образом, чтобы ноготь большого пальца оставался видимым. Сам кончик большого пальца не должен быть виден между указательным и средним пальцами, что было бы большой ошибкой. [Это означает, что большой палец должен быть достаточно согнут, чтобы его кончик не был открыт. Две вещи могут пойти не так на этом этапе: большой палец может скользнуть вверх по средней фаланге среднего пальца и потерять прочный контакт, или он может оторваться от среднего пальца. Оба действия ослабляют тягу большого пальца]. Хвостовик стрелы помещают около второй фаланги большого пальца, чтобы во время растягивания и выпуска указательный палец не давил на дафак (хвостовик), так как, если давление существенно, стрела изогнется, или сломается дафак. Между стрелой и защитой большого пальца должно быть расстояние в толщину тетивы [Это относится к тому, как далеко под стрелой должно быть помещено кольцо на большом пальце. Если зазор есть, есть место для перемещения хвостовика стрелы при растяжении, иначе давление на хвостовик стрелы вызовет подъем передней части стрелы, при достаточно большом нажиме]. Некоторые мастера, тщательно изучившие стрельбу из лука, используют ещё большее расстояние, но, по моему скромному мнению, большее расстояние не лучше. Нужно размещать тетиву на поверхности защиты большого пальца, и опускать её на заднюю часть. [Это относится к размещению тетивы на лепестке защиты большого пальца, а не на краю основания лепестка. Мустафа Кани также сделал подобное замечание. Это может быть связано с проблемой более глубоких колец для большого пальца, где лучник может позволить тетиве соскользнуть к основанию лепестка против сустава большого пальца. Это - обычный способ, с которым современные лучники используют кольцо]. Кончик указательного пальца не должен сильно загибаться, потому что кончик [указательного] пальца окажется внутри лука после освобождения, тетива ударится о кончик большого пальца, и стрела будет закручена, и это называется "пинок кролика". Говорят, что палец как бы должен быть завернут в халву [сладость]. Поэтому при растяжении кончик указательного пальца должен быть параллелен тетиве [Это означает, что в начале процесса растяжения кончик указательного пальца должен быть направлен прямо вниз, параллельно тетиве, которая также вертикальна. Ошибка в загибании указательного пальца вокруг большого, что замедляет освобождение указательного пальца, и может привести к удару тетивой по большому пальцу].

Десятая глава: про растягивание
После того, как большой палец закрыт, лук отрывается от колена, и начинается растяжение. Рукоятку необходимо держать в руке таким образом, чтобы она не двигалась при любых обстоятельствах. Опора [рука] и запястье должны быть на одной линии с целью таким образом, что плечо, локоть, запястье, хвостовик, наконечник и цель находились на одной линии. Ничто не должно быть поднято или опущено. Если кто-то встанет за лучником, он сможет увидеть все элементы на одной линии. Рука, держащая рукоять лука, и та же сторона тела должны быть на линии с целью. При растяжении размещают большой палец таким образом, как было описано. Подбородок держат на одной линии с луком так, чтобы тетива не задела бороду, усы и подбородок. Во время растяжения лучнику надо держать некоторые части тела особым образом, чтобы они не двигались. Иначе, цель будет недостижима. Во-первых, он должен держать руку прямо. Во-вторых, он не должен мигать, в-третьих, он не должен двигаться. В-четвертых, он не должен говорить. В-пятых, он не должен смеяться и гримасничать. Он должен держать в руках лук так, как будто прячется за ним. Как говорит мастер в стихотворении:

Спать ложись на правый бок, подобно преклоняющему колени для молитвы
Скрой левый бок, и сделай его пустым.
Он подтянул подол платья, и бросил его. Чтобы тетива ничего не коснулась.
[Человек спит на правой стороне, чтобы защитить левое плечо от лежания на нём. Карпович упоминает, что знаменитый турецкий лучник Тоскапаран делал это ночью перед соревнованиями. Скрытие левого бока относится к выравниванию лучной руки и плеча к цели, чтобы наблюдатель не мог видеть плечо лучника и грудь. Сделать бок пустым может вдох, заставляющий грудь расшириться. Последние две части, кажется, означают подтягивание полы, как видно на некоторых миниатюрах, но это не должно мешать лучнику. Поэтому это может означать что-то не столь очевидное].
Луч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: