Некоммерческий фонд
«Детский епархиальный образовательный центр»
НФ «ДЕОЦ» УФ «Кошкинский»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор НФ «ДЕОЦ»
_______________________
иерей Дионисий Лёвин
«____»_____________2018 г.
Программа принята на основании решения методического совета
Протокол №______________ «___»______________2018 г.
Рабочая программа детского объединения «Добрая воля»
На 2018-2019 учебный год
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально педагогической направленности «Добрая воля», разработчики программы Бабич Наталья Ивановна., методист дополнительного образования; Порфирьева О.И., педагог дополнительного образования)
Разработчик рабочей программы: Брюханова Марина Геннадиевна, педагог дополнительного образования
_________________/Брюханова М.Г./
с.Кошки, 2018 г.
1. Пояснительная записка
Доброволец (волонтер) – человек, поступающий согласно собственной доброй воле, совершающий осознанный выбор в пользу добра. Добровольческая(волонтерская) деятельность – форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на разных уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность людей – добровольцев.Добровольная деятельность имеет три принципа: отсутствие вознаграждения, польза обществу и работа без принуждения.
Добровольчество является видом деятельности, способствующей формированию добродетелей (милосердия, сострадания, сопереживания, стремления к добру), то есть раскрытию подлинно человеческого в человеке, занимающегося подобным видом практик. Поэтому добровольческая инициатива является важнейшим фактором становления духовно-нравственной личности подрастающего поколения.
Направленность программы: социально-педагогическая
Новизна и отличительные особенности программы «Добрая воля» определяются тем, что в процессе ее реализации решается двойная задача. С одной стороны, участие в добровольческих инициативах способствует внутреннему преображению ее участников посредством формирования у них навыков добро делания, заключающихся в осознанной способности творить добро. Приобретение подобных навыков содействует развитию у обучающихся качеств духовно-нравственной личности, особенно востребованных в современном обществе. С другой стороны, реализация программы направлена на внешний, социальный аспект, т.к. позволяет не только развить коммуникативные навыки, но и сформировать у подростков и молодежи стойкую мотивацию к решению социальных проблем общества.
Отличительная особенность программы определяется и ее многовекторностью, состоящей в сочетании различных практик доброделания в рамках благотворительного, информационно-досугового, здоровьесберегающего и экологического направлений. Подобная широта и разнонаправленность позволяет обучающимся получить представление об актуальных проблемах общества и сформировать навыки их преодоления.
Актуальность. Известно, что подростки и молодежь являются наиболее чувствительной к социальным переменам категорией населения, тонко реагирующей на макросоциальный фон, который в целом характеризуется формированием новых приоритетов, основанных на потребительско-эгоистической концепции жизни и утратой традиционных норм морали и нравственности, априорно присущих Российской ментальности. Но трансформация ценностно-смысловых основ макросреды неизбежно влечет за собой и изменение стереотипов сознания и поведения, что находит свое выражение в многочисленных личностных искажениях часто в виде различных дезадаптаций – алкоголизма, курения, наркоманий, противоправного поведения и т.д.
В этой связи на первый план выходят духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация подрастающего поколения.В Законе «Об образовании в РФ» и ФГОСнового поколения эти задачи имеют приоритетное значение.Одним из значимых факторов, способных решить указанные задачи, может стать общественно-полезная деятельность, осуществляемая в рамках различных добровольческих инициатив (миссионерская деятельность, экологическая защита, социальное патронирование и т.д.). Эти и другие виды деятельности способствуют актуализации и усвоению духовно-нравственных ценностей, в результате чего у подростков и молодежиформируются активная жизненная позиция, основанная на осознанном выборе добра.
Согласно международным исследованиям, приобщение молодежи и подростков к добровольческой деятельности на 50% снижает риск их вовлечения в антиобщественное поведение[1]. В этой связи все большее значение приобретает развитие добровольческого движения в современном обществе, в том числе и средствами системы дополнительного образования.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, создающими необходимые предпосылки для духовно-нравственного развития и формирования социальных компетенций, значимых для позитивной социализации. Основным механизмом реализации программы является пример социальной инициативы, наиболее значимый в подростковом и юношеском возрасте. Совместная социально значимая деятельность обучающихся с педагогом способствует становлению и развитию таких личностных качеств, как милосердие, доброта, сострадание, отзывчивость, составляющих основу гармоничной, духовно развитой личности.
Цель программы: создание условий дляформированияу подростков и молодежи качеств духовно-нравственной личности и навыков решения социально значимых проблем общества посредством добровольческой деятельности, реализующейся в рамках программы «Добрая воля».
Указанная цель достигается через решение следующих задач:
Обучающих:
- познакомить с базовыми положениями, касающимися добровольческой деятельности;
- сформировать систему знаний об основополагающих принципах, лежащих в основе доброделания;
- обучить методикам проведения досуговых и благотворительных мероприятий;
- обучить принципам коллективно-групповой деятельности;
- обучить основам работы с различными видами информации.
Развивающих:
- развивать коммуникативные качества, умение работать в команде;
- участвовать в развитии качеств духовно-нравственной личности;
- формировать первичные организаторские умения и навыки;
- создать условия для развития познавательной деятельности обучающихся;
- формировать у обучающихся мотивацию к решению социальных проблем общества
Воспитательных:
- воспитывать активную жизненную позицию, неравнодушное отношение к окружающим людям;
- воспитывать качества милосердия, доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию;
- воспитывать у подростков и молодежи чувства ответственности за свои поступки;
-формировать потребность в ведении здорового образа жизни.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа предназначена для детей от 12 до 16 лет без специального отбора. Возраст детей в 2018-2019 учебном году с 12 до 18 лет. Наполняемость группы составляет 15 человек.