Комплекс дыхательных упражнений
Упражнения выполнять два раза в день в проветренном помещении через два часа после еды или до еды; вдох резкий, шумный и короткий, как хлопок; выдох бесшумный.
Вдох сопровождается движением, движения делать только на вдохе.
Счет на 8 (мысленно), маршевый ритм. Количество вдохов не больше 96.
Ладошки»
Встать прямо, руки согнуты в локтях, показываем ладошки зрителям, локти вниз. Выполняем шумный вдох, одновременно сжимая кулаки, как бы хватая воздух. Выдох-нешумный, свободный. Упражнение выполнять 2 раза по 4 вдоха, делая паузу между ними 4 секунды с опущенными руками. Можно повторить, но количество вдохов не должно быть больше 96.
Насос»
Встать прямо, ноги на ширину плеч. Прямыми руками тянуться к полу одновременно с наклоном вперед. Наклон сочетать с шумным вдохом. Спина должна быть округлая. На выдохе намного распрямиться, но не до конца, выдох – бесшумный, незаметный, спокойный. Наклоняться достаточно низко.
Выполнять по 4 наклона 12 раз. Начинайте с 2-3 раз
Упражнение на расслабление мышц
Имитируем движения, чередуем несколько раз: выжимаем белье, потом-полоскаем (наклон вперед, руки свободно покачиваются)
Упражнения на ритмизацию речи
1.«Отстучи карандашом»
Ребенок вместе со взрослым проговаривает стихотворение и на каждый слог ударяет карандашом по столу:
Бом-бом-бом, бом-бом-бом,
От-сту-чим ка-ран-да-шом:
Сли-ва, пер-сик, а-пель-син,
Гру-ша, ки-ви, ман-да-рин,
Яб-ло-ко и а-на-нас,
Все кру-гом ус-лы-шат нас.
2. «Считалка»
Повторять вместе со взрослым считалку и на каждое слово подбрасывать и ловить мяч
Раз, два, три, четыре, пять, (5 раз подбросить мяч)
Будем фрукты мы считать: (4)
|
Груша, персик, мандарин, (3)
Абрикос и апельсин. (2)
Раз, два, три, четыре, пять, (5)
Фруктов было ровно пять. (4)
Наше правило: Сначала подумай, спокойно вдохни,
На плавном выдохе слитно скажи!
Дыхательные упражнения ( правила те же)
Обними плечи»
Встать, руки согнуть в локтях, локти направлены вниз. При шумном вдохе руками резко обнять себя за плечи, затем свободный выдох. Локти при вдохе оказываются один над другим (сверху все время должна быть одна и та же рука, не менять их в ходе выполнения упражнения). Голову можно немного отводить назад. Выполнять 4-12 раз по 8 вдохов
Маятник»
Встать прямо, ноги на ширине плеч, даже шире. Наклониться вперед, потянуться руками к полу и одновременно сделать резкий шумный вдох. Затем наклониться назад и также резко вдохнуть. Выдох незаметный и бесшумный. Выполнять по 4 наклона 12 раз. Начинайте с 2-3 раз
Упражнение можно делать стоя и сидя.
Упражнения на ритмизацию речи
«Считалка»
Ребенок повторяет стихотворение и хлопает в ладоши на каждый слог:
Раз, два, три, четыре, пять (5 хлопков)
Будем овощи считать: (4)
Лук, редиска, кабачок (4)
Помидор и чесночок. (4)
«Отстучи карандашом»
Ребенок повторяет стихотворение и отстукивает каждый слог карандашом по столу
Раз, два, три; раз, два, три,
На кар-тин-ки пос-мо-три:
Бак-ла-жан, ка-ба-чок,
О-гу-рец, чес-но-чок.
1.Продолжать отрабатывать дыхательные упражнения: «Насос», «Ладошки», «Маятник», «Обними плечи»
+ обязательно каждый день – упражнение «Покачай игрушку»:
Лечь на пол (диван), положить на живот любую мягкую игрушку;
|
Делаем вдох-живот надувается, игрушка поднимается; выдох-живот сдувается, игрушка опускается. Дышим ритмично, не спешим!
2. Темпо-ритмические упражнения:
1)«По листочкам я шагаю»: разложить листочки из бумаги на полу (в ряд или полукругом). Ребенок шагает по ним в такт стихотворению, на строчку-4 шага. Ребенок шагает и проговаривает стихотворение:
По листочкам я шагаю,
И листочки я считаю:
Один, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь.
Листья уронила осень.
2)Отстучать карандашом:
Дождик, дождик, ты не лей,
Ты нас, дождик, пожалей,
Мы хотим с мячом играть
И считалку рассказать.
3)Отхлопать в ладоши: (на ударные слоги хлопать)
Осень в гости к нам пришла,
Нас так радует она.
Разукрасила наш сад,
Подарила листопад.
3. Повторять по одному предложению вслед за взрослым. Потом пересказать весь рассказ. Взрослый подсказывает план пересказа: что говорилось про солнце? Про ветер? Как одеваются люди?.... и т.д.
Каждое предложение произносится на плавном выдохе.
Прошло лето. Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует ветер, идет дождь. Стало холодно-люди надевают куртки, шапки, сапоги. Листья на деревьях желтеют, краснеют. Потом они падают на землю. Начинается листопад. Осенью появляются грибы, созревают клюква и брусника. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Дыхательные упражнения
Начинать с упражнения «Покачай игрушку»
Повторять уже знакомые + «Кошка»:
Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Присесть, как будто танцуя, с одновременным поворотом головы в правую сторону. Приседание и поворот сочетаются с шумным вдохом. При выпрямлении-спокойный выдох. То же - в левую сторону. Голову посередине не останавливать. Выполнять 4-6 раз по 8 вдохов.
|
2.Темпо-ритмические упражнения
«Считалка»
Повторять считалку, отбивая ритм карандашом
У реки росла осина,
Рядом с ней росла рябина,
Рядом с ней росла сосна,
Рядом с ней еще одна.
«Я по веточкам шагаю»
Шагать в такт стихотворения. Набираем воздух, на выдохе плавно 2 строчки, потом еще раз - две строчки, потом – одна
Я по веточкам шагаю,
Эти веточки считаю:
Одна, две, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь.
Разукрасила их осень.
«В парке»
Ребенок повторяет на выдохе за взрослым по одному предложению (несколько раз), потом пробует пересказать весь рассказ.
В нашем городе есть парк. Там много разных деревьев. Здесь растут березы, дубы, клены, рябины, ели.
У всех деревьев есть ствол. Он покрыт корой. У деревьев есть ветки с листьями. Это крона. А еще у деревьев есть корни. Они питают деревья.
1.Отрабатывать дыхательные упражнения. Начинать всегда с упражнения «Покачай игрушку»
2. Ребенок катает карандаш между ладоней и повторяет:
Тили-тали, тили-тали,
Карандашик мы катали,
Карандашик мы катали
И грибочки называли:
Сыроежки и опята,
Мухоморы и маслята.
3. «Считалка»: ребенок повторяет считалку и на каждое слово ударяет мячом об пол.
Раз, два, три, четыре, пять (5)
Будем мы грибы считать (4)
Подберезовик, свинушка (2)
Груздь, опенок и волнушка. (3)
4. «Мухомор»: ребенок повторяет стишок и хлопает в такт в ладоши (4 хлопка на каждую строчку).
Мы нашли в лесу грибок,
Не возьмем тебя, дружок.
Ты красивый гриб и красный,
Ядовитый и опасный.
1. Отрабатывать дыхательные упражнения
Что у Тани, а что у детей?»
Взрослый произносит первую часть предложения, а дети угадывают последнее слово и повторяют все предложение (плавно, на выдохе). На каждое слово (кроме предлогов и союзов) ребенок нажимает пальцами на бедро.
У Тани лоб, а у детей…..лбы. (4 нажатия)
Рот, нос, локоть, ухо, глаз, щека, палец, шея
3. «Сосчитай пальчики» - загибаем по одному пальцу и проговариваем
Пальчики мы загибаем, пальчики мы сосчитаем:
Один пальчик, два пальчика, три пальчика,
Четыре пальчика, пять пальчиков, шесть пальчиков,
Семь пальчиков, восемь пальчиков,
Девять пальчиков, десять пальчиков.
Найдем хозяина»
Взрослый начинает, а ребенок повторяет все предложение, ритмично катая между ладошками карандаш
Ресницы нужны……(глазам)
Локти нужны…..(рукам)
Пятки, волосы, лопатки, пальцы, колени
1.Отрабатывать дыхательные упражнения