Историческая несвоевременность




Вступление.

Краткая биография

 

Джованни Доменико Кампанелла родился 5 сентября 1568 года в городе Стило, в Калабрии на юге Италии. В пятнадцать лет постригся в монахи Доминиканского ордена и сменил имя на Томмазо, в честь св. Фомы. С этого времени начинаются упорные занятия философией и теологией, изучение работ Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского и др., а также наблюдения над сомой природой.

 

Я в горстке мозга весь, а пожираю

Так много книг, что мир их не вместит.

Мне не насытить алчный аппетит –

Я с голоду все время умираю.

Я – Аристарх и Метродор – вбираю

В себя огромный мир, а все не сыт.

Меня желанье вечное томит:

Чем больше познаю, тем меньше знаю.

 

В 1591 году выступил с книгой «Философия, доказанная ощущениями» в защиту натурфилософского учения Телезио, против традиционного аристотелизма. В предисловии к этому сочинению, он писал: «Я понял, что наука должна заниматься не словами, а вещами и что она зиждется не на суждениях Аристотеля, не на его умозаключениях и силлогизмах… и пришел к выводу, что знание следует извлекать из самих вещей, и направил свои поиски по этому пути. Моих доводов не слушали, а когда я припер своих противников к стене, они обрушились на меня с руганью. Все это я испытал в возрасте около 18 лет и еще раньше. Но с течением времени истина распалялась во мне все более, и я не мог уже удерживать ее в себе». Открыто защищая идеи Телезио, Кампанелла развивает их в направлении пантеистического одухотворения природы.

Неоднократно подвергался Кампанелла преследованиям со стороны инквизиции, бежал из Неаполя на север Италии, был арестован в Падуе и судим в Риме. После возвращения в Калабрию возглавил антииспанский заговор, был схвачен, подвергнут суду по обвинениям политическим и одновременно по обвинению в ереси, приговорен к пожизненному тюремному заключению и провел в застенках неаполитанских тюрем более 27 лет (1599—1626). Постоянная работа и самодисциплина, каждодневное напряжение творческой мысли помогли ему выстоять. В тюрьме им были созданы многочисленные произведения по философии, теологии, медицине, астрологии, политике, в том числе знаменитая утопия «Город Солнца», полемическое сочинение «Апология Галилея», «Реальная философия», «Рациональная философия», «Метафизика» и другие. Заинтересовав своими сочинениями и астрологическими предсказаниями папу Урбана VIII, Кампанелла сумел добиться освобождения и перевода в Рим, откуда ему в 1635 году пришлось бежать в связи с требованиями испанской короны выдать его как соучастника нового антииспанского заговора в Неаполе. В Париже он, наконец, получает возможность свободно заниматься научной деятельностью, издает многие из своих сочинений, пользуясь покровительством кардинала Ришелье. Умер Кампанелла 21 мая 1639 года.

Маг и астролог, уверенный в своей особой миссии, неутомимый в поисках, исключительно образованный, способный бесконечно писать и переписывать сочинения с неубывающей силой, всю жизнь он был охвачен тревогой и ожиданием преобразований. Пытки и тюрьмы не сломили его, а избежал смертной казни он лишь потому, что блистательно изобразил умопомешательство. Только поэтому он не закончил свои дни, как Бруно.

Проведя в заточении лучшие годы своей жизни, Кампанелла не смог создать своей школы, а когда во Франции получил признание, в котором прежде ему отказывали, было уже слишком поздно. Его мысль оказалась несвоевременным плодом.

 

 

Историческая несвоевременность

 

Кампанелла принадлежит неоплатоническому образцу философствования. Иерархия бытия трактуется им как результат эманации из первоединой сущности. Однако, по мнению А.Ф. Лосева, он внес существенное противоречие в эту систему и сверху и снизу. Сверху у него оказался личный бог как творец мира из ничего, а снизу заявляло о своей непоколебимой значимости самое обыкновенное чувственное восприятие, которое мешало самостоятельной логике понятий и ограничивало человеческое знание областью только явлений. По традиции Кампанелла все еще хватался за неоплатонизм. Но с другой стороны, успехи современного ему эмпиризма заставляли вносить в свою философскую систему весьма сильную струю уже невозрожденческого сенсуализма. А если к этому прибавить еще его учение о магии, то противоречие оказывалось еще более непреодолимым, потому что его нельзя было соединить ни с научным эмпиризмом, для которого Кампанелла требовал полной свободы, ни с христианским монотеизмом, на котором он тоже весьма упорно настаивал. Правоверные католики тянут его на свою сторону, раз у него защищался основной церковный догмат о боге как о творце мира из ничего. Для пантеистического истолкования воззрений Кампанеллы тоже достаточно оснований, поскольку он проповедует повсеместную одушевленную материю.

Вероятно, имеют солидные аргументы и те, которые понимают его философию как принципиальный деизм, поскольку у него выступает самый настоящий монотеистический бог и в то же время провозглашается полная свобода чувственного восприятия, полная свобода основанной на нем логики, гносеологии и науки, а тем самым и полная независимость от божества и его установлений. Еще в ранней «Философии, доказанной ощущениями» роль бога ограничивалась сотворением материи и природных начал, от которых в дальнейшем, уже независимо от непосредственного божественного вмешательства произошли все вещи.

Дав миру общие законы движения и бытия, бог Кампанеллы «не заботится о частностях», он не действует непосредственно. Дело бога лишь общая закономерность. Его воля лишь совокупность возможностей. В рамках общих закономерностей остается место для отклонений и случайностей, не зависящих от непосредственного вмешательства божественной воли. Так бог Кампанеллы, несмотря на сохранившиеся в его философии существенные черты пантеизма (всеобщей одушевленности природы), выносится за скобки в общей картине природы.

В механике Галилея Кампанелла мало что понимал. С католичеством тоже не порывал. Однако подлинной научной техникой для него была только магия.

 

 

Внутренние противоречия

Уличенный в ереси узник инквизиции хлопочет об обращении в католицизм всех народов земли, опровергает лютеран и кальвинистов, убеждает церковных сановников учредить конгрегацию «Пропаганда веры» для подготовки ученых миссионеров.

Защитник Галилея составляет астрологические трактаты и гороскопы и пытается магическими действиями отогнать смерть от папы Урбана VIII.

Обличитель макиавеллизма дает подчас такие советы государям, каким позавидовали бы самые ревностные почитатели флорентийского секретаря.

Последователь материалистического учения Телезио, убежденный сенсуалист сочиняет многотомный богословский труд и вступает в теологические дискуссии о свободе воли и предопределении, о непорочном зачатии богородицы, о воскресении и благодати.

Наконец, не раз обвиненный в безбожии, он пишет детальное опровержение безбожников – знаменитый «Побежденный атеизм».

Налицо ранний, неортодоксальный (т. е. натуралистически-пантеистический) период в философской эволюции Кампанеллы и противоположный ему поздний, ортодоксально-католический период. При этом эволюцию взглядов мыслителя истолковывают либо как результат «обращения», возвращения его в лоно католицизма, либо как лицемерие и неискренность. А вот, каким видит себя сам мыслитель:

 

Родился я, чтоб поразить порок:

Софизмы, лицемерие, тиранство,

Я оценил Фемиды постоянство,

Мощь, Разум и Любовь – ее урок.

В открытьях философских высший прок,

Где истина преподана без чванства, —

Бальзам от лжи тройной, от окаянства,

Под коим мир стенящий изнемог.

Мор, голод, войны, козни супостата,

Блуд, кривосудье, роскошь, произвол —

Ничто пред тою тройкою разврата.

А себялюбье – корень главных зол —

Невежеством питается богато.

Невежество сразить я в мир пришел.

 

Проблема Кампанеллы как автора, ставится уже давно. Но как отмечает А.Х. Горфункель, «парадокс его не в раздвоении личности, а в сложности и противоречивости его мировоззрения, которое определялось противоречиями исторического процесса».

 

 

Мировоззрение.

Краткий обзор

Метафизика

 

Калабрийский философ в первых же своих произведениях выступил против учения о форме как самостоятельном и единственно активном начале, определяющем сущность вещей и их реальное бытие, и о материи как чистой возможности. Новая натурфилософия начинается с реабилитации материи, которая является не схоластической абстрактной возможностью бытия, но существует реально. «Ибо материя не есть ничто, но является сущим, – писал он в «Вопросах» к «Реальной философии». Не форма, а материя является первоосновой бытия; Кампанелла отвергает мнение схоластов, что «материя существует лишь благодаря форме»

Формы умирают, а материя пребывает такой же. Следовательно, она едина и бессмертна, а формы многочисленны, изменчивы, тленны, подвержены возникновению и гибели. Следовательно, «материя дает формам материальное существование, сама же воспринимает от них лишь формальное бытие, но не бытие как таковое. Ибо она сама воспринимает, а воспринимать может лишь потому, что по природе предшествует формам». Но эта лежащая в основе вещей реальная и телесная материя сама по себе еще недостаточна для их возникновения. Ибо от старой, перипатетической традиции эта новая материя Кампанеллы унаследовала чрезвычайно существенное свойство – пассивность.

Есть два активных начала – два «мастера», создающих многообразный мир вещей из бесформенной телесной массы – материи, – они бестелесны, но не могут существовать без тела. Эти начала – тепло и холод. Враждебные друг другу, вечно стремящиеся к взаимному уничтожению, они находятся между собой в непрерывной борьбе за обладание материей. Они рождаются и гибнут, не обладают самостоятельным и независимым от материи существованием, но именно они являются причинами возникновения вещей.

Отвергая теорию четырех элементов (земля, вода, воздух и огонь) как основ материального мира, Кампанелла принимает лишь два первоначальных тела – небо и землю. В материи небесной господствует тепло, поэтому высшим воплощением небесного огня и тепла является Солнце; в материи земной царит холод.

 

Законы природы

 

Пространство есть вместилище материи, а «время неотделимо от вещей», – говорится в «Вопросах» к «Реальной философии». Так всякая вещь оказывается частным моментом в непрерывном потоке бытия. Все вещи в мире образуются (и в этом Кампанелла следует традиции неоплатонизма), в результате их одновременной причастности бытию и небытию как условию становления. Всегда вещь временная отличается от самой себя, и все вместе они составляют всеобщность вещей, которая также всегда иная, как вода потока.

Не с небес на землю низводит калабрийский мыслитель законы природы, а объективно присущие природе закономерности представляет как зависящие от божественной воли. В связи с этим в трактате «Против языческой философии» он говорит, что существуют две божественные книги, в которых мы черпаем истину, – это природа и Священное писание. Живую книгу природы человек познает с помощью разума и ощущений. Вторая книга – «не лучше» книги природы, а лишь «более подходит» обыденному человеческому сознанию. Природа открывает перед человеческим разумом безграничные возможности познания мира, а Писание является наставление в нравственности и вере. 13 августа 1606 г. он писал папе Павлу V, что «чистый закон природы и есть Христов закон, добавивший лишь таинства». Таким образом, достигалась полная самостоятельность науки и философии от религии и богословия при провозглашении их глубочайшего единства и согласия. Итак, весь мир «есть чувствующее животное, и все его части наслаждаются общей жизнью».

 

Гносеология

 

Свою теорию познания Кампанелла строит на принципиальном родстве человеческой души и всеобщей способности к ощущению, разлитой в природе. Органом человеческого познания является «жизненный дух», «телесный и изменчивый», состоящий «из тепла и тончайшей материи». Процесс познания выводится из ощущения. «Ощущение происходит не благодаря восприятию, как полагает Аристотель, а благодаря изменению состояния». Само ощущение понимается двояко: оно есть одновременно и непосредственное познание внешних вещей с помощью органов чувств, и внутреннее созерцание, интуиция. Именно благодаря внутренней интуиции человеческий разум способен постигать прималитеты. Так гносеология самопознания смыкается в «Метафизике» Кампанеллы с его учением о бытии.

Универсалии – общие понятия – возникают в человеческом сознании как обобщение сходных признаков предметов, они возникают из частностей, более того, они «не что иное, как эти же частности, понятые по сходству как единое».

Из самопознания Кампанелла выводит достоверность человеческого знания. Самая способность человеческого ума к заблуждению и ошибкам служит косвенным, но бесспорным доказательством возможности и достоверности знания. «Ибо я не могу ошибаться, если я не существую. Ведь «ничто» не способно ни к истине, ни к заблуждению. Следовательно, я не ошибаюсь в том, что я узнал о своем существовании. Далее, я не ошибаюсь в том, что знаю об этом моем знании. Ибо так же, как я узнал, что я существую, я узнал, что я знаю о своем существовании».

 

Гилозоизм, астрология, магия

 

Учение о всеобщей одушевленности природы – свидетельство о попытке найти в самой природе, в свойствах материального мира объяснение всех форм движения в их органическом и неразрывном единстве, создать такую концепцию живого космоса, из которой можно было бы вывести и движение небесных тел, и возникновение вещей в недрах материи, и появление растительного и животного мира, и человеческое сознание.

 

Для многих тогдашних ученых, в том числе и для глубоких наблюдателей, математиков и астрономов, астрология представлялась естественной и точной наукой. Астрологические представления Кампанеллы основывались на его понимании всеобщей связи явлений в природе. Астрология естественно вытекала из учения Кампанеллы о всеобщей способности вещей к ощущению.

 

Осознание практической цели знания приобрело в философии Кампанеллы специфическую, связанную с историческими особенностями возникновения новой науки в недрах натурфилософии эпохи Возрождения форму учения о магии как искусстве практического применения знаний о мире. В 14-й книге «Богословия» Кампанелла дал следующее определение магии: «Естественная магия есть практическое искусство, использующее активные и пассивные силы вещей для достижения удивительных и необычных результатов, причины и способы осуществления которых неведомы толпе». В этой магии, подчеркивает он, нет ничего суеверного или сверхъестественного: «Маг взирает на лик небес не суеверно, но как физик, и производит удивительные действия, прилагая активные силы к пассивным».

Таким образом, «маг» – это философ, который не ограничивается созерцанием, но действует, основываясь на знании глубочайших взаимосвязей мира. Включая в себя весь свод наук, в том числе и астрологию, которая являлась для Кампанеллы наукой о взаимосвязи земных и небесных явлений, магия должна была, по мысли калабрийского реформатора, служить основой практической деятельности в целях всеобщего преобразования.

 

Величие человека

 

Кампанелла прославляет человека как царя и властелина природы. Человек «кажется как бы вторым творцом мира», говорит он в трактате «О человеке». Полемизируя со средневековыми представлениями о суетности мира и человеческом ничтожестве, он, продолжая великую гуманистическую традицию, заключает свой гимн человеку гордыми словами: «Следовательно, человек не червь, но распорядитель и наместник Первой причины, зиждительницы всех вещей».

А в «Метафизике» пишет: «Кроме того человек подражает всей природе и богу… Его города подобны телу: стены как кожа, башни как голова, кузнечные меха как легкие, органы как голосовая артерия, очаг как сердце, горшки как желудок, нож и пила как зубы… подобно ангелу, он заботится о распространении животных и растений; нет в мире ничего, чему бы он не подражал…. Поэтому представляется, что человеческий разум отличается от звериного не большей или меньшей степенью, но божественностью, владычеством и своей природой».

«Кроме того… человек ведь в желаниях своих не останавливается на вещах этого мира, и, наслаждаясь обладанием царств, он желает еще большего – возвыситься над небом и миром и захватить бесчисленные миры. Этого не было бы в душе, если бы она на деле не была бы порождением бесконечной сущности – подобно тому как огонь стремится сжечь и захватить бесконечные вещи и распространиться в бесконечность…. Разумом человек превосходит не только землю и воздух, небо, солнце и мир, но всегда познает еще нечто большее, и так без конца… Человек – лучшее и высшее существо, высшее, нежели мир и элементы, и еще более – чем животное».

«Физика, изучающая природу, политика и медицина показывают его как ученика бога, метафизика – как сотоварища ангелов; богословие – как сотоварища бога».

 

Эстетические взгляды

О прекрасном

 

Сущность прекрасного, Кампанелла видит в приобщении к благу. «Внутренне присущее вещи благо состоит в мощи, мудрости и любви. Отсюда и признаки их в высшей степени прекрасны для нас: свет прекрасен потому, что он обладает великой мощью и распространяет свое сияние. Однако сама по себе красота не есть мощь, но является признаком мощи…. Еще с большим правом именуются прекрасными признаки мудрости: такие ее творения, как картины, статуи, искусно сотканные и вышитые одежды, философские книги, поэмы, благоустроенная в видах устойчивости и процветания государственная деятельность, потому что все они раскрывают идею мудрости, которая сохраняет и оберегает нас…. Прекрасны и признаки любви, такие, как веселость, обходительность, благоволение, поскольку тот, кто любит нас, способствует нашему самосохранению; а признаки ненависти – безобразны».

Далее в «Метафизике» он пишет: «Для совершенной красоты необходимо, чтобы прекрасны были все части, чтобы они не свидетельствовали о примеси небытия, каковая есть недостаток». И еще в «Поэтике»: «Мы называем красоту проявлением блага. Изначальные же и сущие сами по себе блага суть Мощь, Мудрость и Любовь. Ибо эти прималитеты (первоначала) дают бытие вещам и сохраняют их; их признаки содержат в себе красоту, признаки же противного – безобразие».

 

О наслаждении

 

«Как природа есть подражание богу, так и наше искусство есть внешняя природа и подражание природе».

Рассуждения Кампанеллы таковы: «Мы утверждаем, что наслаждение есть либо ощущение блага, либо результат этого ощущения. Благо же то, что способствует самосохранению, потому к нему и стремятся. Следовательно, наслаждение есть ощущение блага, и оно возбуждается чувством самосохранения и тем, что ему содействует. Страдание, напротив, есть ощущение зла... Все, что каким-либо образом содействует нашему самосохранению, доставляет нам наслаждение…»

«Подражание содержит в себе наслаждение, ибо обеспечивает нам полезные блага и заключает в себе чувство самосохранения, будучи его причиной. То же, что заключает в себе чувство самосохранения, как бы являясь его признаком, именуется прекрасным. Прекрасное есть свидетельство блага и представляет нам его – за то и любимо».

 

 

«Город Солнца»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: