В борьбе с сумасшествием




Поначалу Тео еще надеялся. Доктор Рей не уставал повторять, что нервные расстройства не редкость для Арля: то ли мистраль, то ли жгучее солнце так действует на людей, то ли пристрастие местных жителей к абсенту... С последним пороком Винс, открывший для себя эту полынную настойку благодаря Гогену, решительно поклялся распроститься после первого же припадка. И выполнил обещание. Но это не помогло... С каждым новым приступом надежд становилось все меньше.

Тео, разрывавшийся между хлопотами в галерее и подготовкой к свадьбе, никак не мог вырваться в Арль. Трогательно заботившегося о Винсе Жозефа Рулена перевели на службу в Марсель. И только палитра, холст и кисти еще оставались рядом...

Как раненый боец ползет из последних сил к санитарной повозке, так и Винсент после каждого нового приступа, шатаясь, шел к своему мольберту. И писал, писал... Больничный сад, портрет доктора Рея, ирисы, расцветшие под окном...

После того как взбудораженные обыватели обратились к мэру с требованием оградить их от опасного соседства с сумасшедшим художником, Винсу пришлось переехать из Арльской больницы в приют для душевнобольных, располагавшийся в монастыре Сен-Поль. Там весной 1890 года после особо жестокого приступа

болезни он впервые попытался покончить с собой, наглотавшись красок, присланных ему Тео...

Страшась оставлять Винсента в Сен-Поле, Тео предложил брату переехать в Париж, но тот наотрез отказался, а настаивать Тео был не в силах. В последние месяцы он и сам чувствовал себя не очень хорошо: мучили кашель, бессонница и боли в ногах... Что будет с Йо, если на ее плечи обрушатся заботы о двух больных мужчинах? О том же, чтобы снять Винсу отдельную квартиру, и речи быть не могло. Тео с Йоханной из экономии и так забрались на пятый этаж, под самую крышу, откуда Йо, прикованная к новорожденному сыну, по три дня кряду не выходит на улицу.

Даже полотна Винсента, которые Теодор всегда хранил в образцовом порядке, из-за тесноты пришлось унести прочь - в сырую мансарду над лавчонкой Танги, где их изрядно засидели клопы.

Вот тогда-то Камиль Писсарро и рассказал Тео о докторе Поле Гаше. Служа в Париже, тот купил в Овере дом, куда приезжал в конце каждой недели, частенько привозя с собой приятелей - парижских художников, с которыми доктор дружил много лет. Тео оставалось надеяться на то, что и с его братом Гаше подружится.

Так оно и случилось. Всякий раз, встречаясь с Тео в Париже, Гаше бодро рассказывал ему о здоровье брата, о том, как прекрасно отнеслись к Винсу овернцы, как нравится доктору его портрет, написанный Ван Гогом... Ни разу за шестьдесят девять дней пребывания в Овере рассудок не покидал Винса...

 

Роковое утро, последняя встреча….

 

«Так почему же? Почему?!» - Тео сто раз задавал себе этот мучительный вопрос. Неужели все действительно было предрешено в то роковое утро, когда Винсент три недели назад навестил его в Париже?

С неумолимой ясностью Тео припомнилась июльская жара, его душная, пропахшая лекарствами квартира... Хныканье прихворнувшего малыша, недовольное брюзжание Йоханны, изнывающей от волнения за ребенка и разыгравшейся мигрени, его

собственные беспомощные попытки изобразить гостеприимного хозяина и сделать вид, что он рад приходу художественного критика Альбера Орье и Анри Тулуз-Лотрека, с которыми Винс пожелал увидеться в гостиной брата.

И жалкий, потерянный взгляд самого Винсента, не знающего, куда деться от неловкости и одиночества... Увы, он уже давно понял, что жизнь без Тео ему не по силам. Но тем утром стало ясно и то, что пути назад для них обоих уже нет.

Смерть брата окончательно подорвала здоровье Теодора, и без того расстроенное треволнениями последних лет. После похорон Винсента он устроил в своей квартире выставку его работ. Эта выставка, которой он несколько недель кряду занимался каждую свободную минуту, забрала у него последние силы.

Вскоре и на него самого обрушился недуг, столь же неумолимый, как и тот, что терзал Винса. Свои дни Теодор Ван Гог окончил 21 января 1891 года в лечебнице для душевнобольных в голландском городе Утрехте. Там он первоначально и был похоронен. Спустя двадцать три года Йоханна перевезла прах мужа в Овер. Здесь он и покоится рядом с братом, которому посвятил свою жизнь и через которого, как и предсказывал Винсент, Теодор Ван Гог навсегда вошел в историю мировой живописи. Обе могилы сплетены воедино огромным разросшимся плющом.

Нам же остались картины Винсента Ван Гога, потрясающий, полный любви и страдания диалог - с самим собой, с богом, с миром... Самоотверженное и героическое искусство этого художника и сегодня сияет над человечеством словно факел, словно радуга…


ЛИТЕРАТУРА:

Его произведения:

1. Ван Гог. Письма/ Пер. с голл. - Л.-М., 1966.

Аннотация:

«Немногие из художников, взявшись за перо, оставили нам свои наблюдения, дневники, письма, значение которых было бы сопоставимо со сделанным ими в области живописи. Прежде всего, это Микеланджело, Леонардо и - Ван Гог. Письма Винсента к брату Тео - это поразительный человеческий документ, свидетельствующий о трагическом пути художника»

2. Ван Гог В. Письма к друзьям/ Пер. с фр. П.Мелковой. - СПб.: «Азбука», «Азбука-Аттикус», 2012. - 224 с. – (Серия «Азбука-классика»). – Тираж: 5 000 экз.

Аннотация:

«Достаточно подробное и интересное биографическое исследование о Ван Гоге американского критика и искусствоведа Роберта Уоллэйса, впервые опубликованное в 1960 году. Изобилует множеством подробностей и фактов из жизни Ван Гога. Значительное внимание уделено художникам, работавшим рядом с Ван Гогом - Гогену, Тулуз-Лотреку, Сера».

О нем:

1. Ван Гог. - М.: «Белый город», 1998.-(Серия "Мастера живописи").

2. Варьяш А. Скованные одной цепью/Антонина Варьяш// Караван историй. -2001. - №3.- Стр. 214-233.

3. Гордеева М. Перова Д. Винсент Ван Гог//Великие художники.- Т.18.- Киев, ЗАО «Комсомольская правда - Украина», 2010. - 48 с.

4. Дмитриева Н. А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. - М., 1980.

Аннотация:

«Монография русского искусствоведа Нины Дмитриевой о жизни и творчестве Ван Гога. Подробное и внимательное исследование пути художника от раннего периода творчества до последних дней жизни. Автор отбрасывает в сторону все шаблоны о Ван Гоге, пытаясь самостоятельно постичь глубину и смысл его философии и картин. Множество неожиданных, интересных мыслей и выводов делают эту работу крайне ценной среди других ей подобных».

5. Инго Ф. Вальтер. Винсент Ван Гог. Видение и реальность. -TASCHEN / АРТ-РОДНИК, 2002

6. Козлов Г. Легенда о Ван Гоге//Вокруг света.- 2007.- №7.

7. Мурина Е. Ван Гог/Елена Мурина. - М.: «Искусство», 1978.- 440 с. - Тираж: 30 000 экз.

8. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога/ Пер. с франц. - М., 1973.

9. Ревалд Дж. Постимпрессионизм/ Пер. с англ. Т. 1. - Л.-М, 1962.

10. Стоун И. Жажда жизни (книга). Повесть о Винсенте Ван Гоге/Пер. с англ. - М., Правда, 1988.

11. Уоллэйс Р. Мир Ван Гога. 1853-1890/Роберт Уоллэйс/ Пер.с англ.О.Рязановой. - М. Терра, 1998. - 191 с.

Аннотация:

«Книга рассказывает об одном из самых удивительных художников XIX века - великом голландском живописце Ван Гоге, о его искусстве, которое волнует зрителя страстной эмоциональностью, драматизмом и глубиной восприятия мира».

11. Эник Н. Слава Ван Гога. Опыт антропологии восхищения/Натали Эник / Пер. с фр. Карена Саркисова. - М.: «V-A-C press», 2014. - 384 с. – Тираж: 1500 экз..

 

14.03.18. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: