Экзаменационные билеты по сольфеджио. 2018-2019 год.
I. Диктант
II. Ответ на теоретический вопрос:
1. Характерные интервалы.
2. Септаккорд (определение). Д7 с обращениями. Построение и разрешение.
3. Септаккорд (определение). Септаккорды VII и II ступеней. Построение и разрешение.
4. Модуляция. Отклонение.
5. Тональность. Мажор и минор. Квинтовый круг тональностей.
III. Устный экзамен.
Билет №1.
1. Построить и спеть гамму B-dur ↑ гарм., ↓ натур.
2. Построить и спеть
· интервалы б6 и ч4 ↑ от звука «фа», б3 ↓ от звука «соль»;
· МБ43 от звука «до» и разрешить как Д43.
3. Построить и разрешить тритоны в B-dur натур.
4. Построить и спеть от основания к вершине Т53 - S64 - MУмVII7 - Д65 - Т53
5. Спеть наизусть с дирижированием №567 (К.Ф. Iч.).
6. Чтение с листа.
7. Слуховой анализ интервалов, трезвучий с обращениями, септаккордов с обращениями.
Билет №2.
1. Построить и спеть гамму fis-moll ↓↑ гарм.
2. Построить и спеть
· интервалы м6 ↑ от звука «до #», ч4 и м3 ↓ от звука «ля»;
· УмВВVII7 от звука «ми #» и разрешить через Д65.
3. Построить и разрешить ув2 и ум7 в fis-moll.
4. Построить и спеть от основания к вершине t6 – S53 – К64 – Д7 - t53
5. Спеть наизусть с дирижированием №590 (К.Ф. Iч.).
6. Чтение с листа.
7. Слуховой анализ интервалов, трезвучий с обращениями, септаккордов с обращениями.
Билет №3.
1. Построить и спеть гамму c-moll ↑ мелод., ↓ натур.
2. Построить и спеть
· интервалы м3 ↓ от звука «ми b» ч4 ↑ от звука «ре», м3 ↑ от звука «соль»;
· УмВВVII7 от звука «си #» и разрешить через Д65.
3. Построить и разрешить ув5 и ум4 в с-moll.
4. Построить и спеть от основания к вершине t53 – t6 – S – Д2 – t6
5. Спеть наизусть с дирижированием №640 (К.Ф. Iч.).
6. Чтение с листа.
|
7. Слуховой анализ интервалов, трезвучий с обращениями, септаккордов с обращениями.
Билет №4.
1. Построить и спеть гамму H-dur ↑ гарм., ↓ натур.
2. 2. Построить и спеть
· интервалы б6 и ч4 ↑ от звука «фа», б3 ↓ от звука «соль»;
· МБ43 от звука «до» и разрешить как Д43.
3. Построить и разрешить ув4 и ум5 в H-dur гарм.
4. Построить и спеть от основания к вершине Т53 – T6 - II7 – Д43 - Т53
5. Спеть наизусть с дирижированием № в тональности H-dur.
6. Чтение с листа.
7. Слуховой анализ интервалов, трезвучий с обращениями, септаккордов с обращениями.
Билет №5.
1. Построить и спеть гамму G-dur ↑ гарм., ↓ натур.
2. 2. Построить и спеть
· интервалы ч5 ↑ от звука «ре», ч4 и м3 ↓ от звука «соль»;
· МБ2 от звука «до» и разрешить как Д2.
3. Построить и разрешить ув2 и ум7 в G-dur.
4. Построить и спеть от основания к вершине Т6 – S53 – К64 - Д7 - Т53
5. Спеть наизусть с дирижированием №617 (К.Ф. Iч.).
6. Чтение с листа.
7. Слуховой анализ интервалов, трезвучий с обращениями, септаккордов с обращениями.
Ответы к теоретическим вопросам.
Тритоны. Характерные интервалы. Энгармоническое равенство звуков.
Тритоны – это интервалы, которые появляются в натуральных ладах. К ним относятся ув4 и ум5. В мажоре тритоны строятся на IV и VII сткпенях, в миноре на VI и II ступенях.
Характерными называются интервалы, которые появляются в гармонических ладах.
В мажоре их появление связано с понижением VI ступени, а в миноре - с повышением VII ступени. К ним относятся: ув2, ум7, ув5, ум4, ув4, ум5.
Все увеличенные интервалы в гармоническом мажоре появляются на VIb ступени. Все уменьшенные интервалы в миноре появляются на VII# ступени.
|
Ув2 | Ум7 | Ув4 | Ум5 | Ув5 | Ум4 | |
Мажор | VIb | VII | VIb | II | VIb | III |
Минор | VI | VII# | IV | VII# | III | VII# |
При разрешении неустойчивые звуки переходят в ближайшие устойчивые, при этом увеличенные интервалы увеличиваются, а уменьшенные – уменьшаются.
Энгармоничеси равные звуки - это звуки одинаковые по звучанию, но различные по названию и написанию: фа-диез и соль-бемоль, до и си-диез.
Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.
Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Наиболее распространенным является доминантовый септаккорд.
Доминантовый септаккорд – это септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора. (Д7) Д7 = б3+м3+м3
Разрешается в неполное тоническое трезвучие (с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным тоном).
Обращением септаккорда называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый, квинтовый или септимовый тон. Д7 имеет три обращения:
Квинтсекстаккорд. Строится на VII ст: Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в Т5/3 с удвоенным основным тоном.
Терцквартаккорд. Строится на II ст. Д4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т5/3.
Секундаккорд. Строится на IV ст. Д2 = б2+б3+м3 разрешается в Т6 с удвоенным основным тоном.
До мажор
Д7 Т Д6/5 Т5/3 Д4/3 Т5/3 Д2 Т6
ля минор
Д7 t Д6/5 t5/3 Д4/3 t5/3 Д2 t6