Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.




Экзаменационные билеты по сольфеджио. 2018-2019 год.

I. Диктант

 

II. Ответ на теоретический вопрос:

1. Характерные интервалы.

2. Септаккорд (определение). Д7 с обращениями. Построение и разрешение.

3. Септаккорд (определение). Септаккорды VII и II ступеней. Построение и разрешение.

4. Модуляция. Отклонение.

5. Тональность. Мажор и минор. Квинтовый круг тональностей.

 

III. Устный экзамен.

Билет №1.

1. Построить и спеть гамму B-dur ↑ гарм., ↓ натур.

2. Построить и спеть

· интервалы б6 и ч4 ↑ от звука «фа», б3 ↓ от звука «соль»;

· МБ43 от звука «до» и разрешить как Д43.

3. Построить и разрешить тритоны в B-dur натур.

4. Построить и спеть от основания к вершине Т53 - S64 - MУмVII7 - Д65 - Т53

5. Спеть наизусть с дирижированием №567 (К.Ф. Iч.).

6. Чтение с листа.

7. Слуховой анализ интервалов, трезвучий с обращениями, септаккордов с обращениями.

Билет №2.

1. Построить и спеть гамму fis-moll ↓↑ гарм.

2. Построить и спеть

· интервалы м6 ↑ от звука «до #», ч4 и м3 ↓ от звука «ля»;

· УмВВVII7 от звука «ми #» и разрешить через Д65.

3. Построить и разрешить ув2 и ум7 в fis-moll.

4. Построить и спеть от основания к вершине t6 – S53 – К64 – Д7 - t53

5. Спеть наизусть с дирижированием №590 (К.Ф. Iч.).

6. Чтение с листа.

7. Слуховой анализ интервалов, трезвучий с обращениями, септаккордов с обращениями.

Билет №3.

1. Построить и спеть гамму c-moll ↑ мелод., ↓ натур.

2. Построить и спеть

· интервалы м3 ↓ от звука «ми b» ч4 ↑ от звука «ре», м3 ↑ от звука «соль»;

· УмВВVII7 от звука «си #» и разрешить через Д65.

3. Построить и разрешить ув5 и ум4 в с-moll.

4. Построить и спеть от основания к вершине t53 – t6 – S – Д2 – t6

5. Спеть наизусть с дирижированием №640 (К.Ф. Iч.).

6. Чтение с листа.

7. Слуховой анализ интервалов, трезвучий с обращениями, септаккордов с обращениями.

Билет №4.

1. Построить и спеть гамму H-dur ↑ гарм., ↓ натур.

2. 2. Построить и спеть

· интервалы б6 и ч4 ↑ от звука «фа», б3 ↓ от звука «соль»;

· МБ43 от звука «до» и разрешить как Д43.

3. Построить и разрешить ув4 и ум5 в H-dur гарм.

4. Построить и спеть от основания к вершине Т53 – T6 - II7 – Д43 - Т53

5. Спеть наизусть с дирижированием № в тональности H-dur.

6. Чтение с листа.

7. Слуховой анализ интервалов, трезвучий с обращениями, септаккордов с обращениями.

 

Билет №5.

1. Построить и спеть гамму G-dur ↑ гарм., ↓ натур.

2. 2. Построить и спеть

· интервалы ч5 ↑ от звука «ре», ч4 и м3 ↓ от звука «соль»;

· МБ2 от звука «до» и разрешить как Д2.

3. Построить и разрешить ув2 и ум7 в G-dur.

4. Построить и спеть от основания к вершине Т6 – S53 – К64 - Д7 - Т53

5. Спеть наизусть с дирижированием №617 (К.Ф. Iч.).

6. Чтение с листа.

7. Слуховой анализ интервалов, трезвучий с обращениями, септаккордов с обращениями.

 

Ответы к теоретическим вопросам.

Тритоны. Характерные интервалы. Энгармоническое равенство звуков.

Тритоны – это интервалы, которые появляются в натуральных ладах. К ним относятся ув4 и ум5. В мажоре тритоны строятся на IV и VII сткпенях, в миноре на VI и II ступенях.

Характерными называются интервалы, которые появляются в гармонических ладах.

В мажоре их появление связано с понижением VI ступени, а в миноре - с повышением VII ступени. К ним относятся: ув2, ум7, ув5, ум4, ув4, ум5.

Все увеличенные интервалы в гармоническом мажоре появляются на VIb ступени. Все уменьшенные интервалы в миноре появляются на VII# ступени.

  Ув2 Ум7 Ув4 Ум5 Ув5 Ум4
Мажор VIb VII VIb II VIb III
Минор VI VII# IV VII# III VII#

При разрешении неустойчивые звуки переходят в ближайшие устойчивые, при этом увеличенные интервалы увеличиваются, а уменьшенные – уменьшаются.

Энгармоничеси равные звуки - это звуки одинаковые по звучанию, но различные по названию и написанию: фа-диез и соль-бемоль, до и си-диез.

 

Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.

Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Наиболее распространенным является доминантовый септаккорд.

Доминантовый септаккорд – это септаккорд, построенный на V ступени натурального мажора и гармонического минора. (Д7) Д7 = б3+м3+м3

Разрешается в неполное тоническое трезвучие (с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным тоном).

Обращением септаккорда называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый, квинтовый или септимовый тон. Д7 имеет три обращения:

Квинтсекстаккорд. Строится на VII ст: Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в Т5/3 с удвоенным основным тоном.

Терцквартаккорд. Строится на II ст. Д4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т5/3.

Секундаккорд. Строится на IV ст. Д2 = б2+б3+м3 разрешается в Т6 с удвоенным основным тоном.

До мажор

Д7 Т Д6/5 Т5/3 Д4/3 Т5/3 Д2 Т6

ля минор

Д7 t Д6/5 t5/3 Д4/3 t5/3 Д2 t6

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: