Септаккорд. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени.




Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Наиболее распространенным является доминантовый септаккорд.

Также распространенными в музыке являются вводные септаккорды.

Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный на VII ступени лада. В зависимости от септимы, которая образуется между крайними звуками, вводные септаккорды бывают:

Малый вводный – если крайние звуки образуют малую септиму. (МУмVII7)

Уменьшенный вводный - если крайние звуки образуют уменьшенную септиму. (УмВВVII7)

МУмVII7 строится только в натуральном мажоре. УмВВVII7 – в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Интервальный состав: МVII7 = м3 + м3 + б3; УмVII7 = м3 + м3 + м3

Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.

До маж. нат. гарм. ля мин. гарм.

МVII7 Т5/3 УмVII7 Т5/3 УмVII7 t5/3

Второй способ разрешения вводных септаккордов - через Д6|5 - в тонику.

Септаккорд II ст. - строится в натуральном мажоре на II ступени. (II7) II7 = м3+б3+м3. Разрешается в Т6 с удвоенным квинтовым тоном. Или через Д 4/3 - в тонику.

 

Модуляция. Отклонение. Родственные тональности.

Отклонение - это временный переход в новую тональность. Модуляция – переход в новую тональность и закрепление в ней музыкального построения.

Модуляция и отклонение осуществляется с помощью аккордов доминантовой группы новой тональности. Эти приемы вносят новые краски в гармонический план музыкального произведения.

Различают два типа модуляции:

1. Модуляция – переход. Осуществляется через доминанту новой тональности. Это плавный, подготовленный переход.

2. Сопоставление тональностей. Осуществляется без подготовки доминантовым аккордом. Это резкая, неподготовленная смена тональности.

Для данной тональности родственными являются те тональности, тонические трезвучия которых можно построить на ступенях данной тональности.

К ним относятся: 1. Параллельная тональность

2. Доминантовая тональность и ее параллельная

3. Субдоминантовая тональность и ее параллельная

4. Тональность минорной субдоминанты в гармоническом мажоре

5. Тональность мажорной доминанты в гармоническом миноре.

Родственные тональности для До мажора: ля минор, Соль мажор, ми минор, Фа мажор, ре минор, фа минор.

Родственные тональности для ля минора: До мажор, ми минор, Соль мажор, ре минор, Фа мажор, Ми мажор.

 

Тональность. Мажор и минор, их разновидности. Родственные тональности.

Мажор и минор наиболее распространенные в музыке лады. Строение мажорной гаммы: т, т, п, т, т, т, п. Строение минорной гаммы: т, п, т, т, п, т, т.

Минорный лад бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический. Натуральный – минор, в котором ступени не изменены. Гармонический – минор с повышенной VII ступенью. Мелодический – минор, в котором при движении вверх повышаются VI и VII ступени. При движении вниз эти повышения отменяются.

Мажор также бывает трёх видов, но чаще всего используются натуральный (в котором ступени не изменены) и гармонический (с пониженной VI ступенью).

Параллельными называются мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые ключевые знаки, общие звуки, но разные тоники. Например: До-мажор и ля-минор; Соль-мажор и ми-минор и т.д. Разница между тониками параллельных тональностей равна малой терции.

Одноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности, имеющие общую тонику, но разные ладовые наклонения. Например: До мажор и до минор.

Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада расположены по чистым квинтам. Мажорные тональности располагаются от ноты До: ↑ по ч5 - диезные тональности, ↓ по ч5 – бемольные тональности.

До мажор – Соль мажор – Ре мажор – Ля мажор – Ми мажор – Си мажор

До мажор – Фа мажор – Си Ь мажор – Ми Ь мажор – Ля Ь мажор – Ре Ь мажор

Чтобы определить ключевые знаки в минорной тональности, нужно перейти в параллельную мажорную тональность и воспользоваться квинтовым кругом или выстроить по такому же принципу квинтовый круг минорных тональностей от ноты ля.

Знаки при ключе появляются по мере движения по квинтовому кругу от тональности До мажор. Они выставляются при ключе и сохраняются на протяжении всей мелодии.

Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Бемоли появляются в обратном порядке.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: