Какие документы необходимы педагогу-психологу для работы в 2018/19 учебном году
Все необходимые документы педагога-психолога можно разделить на три группы:
1) нормативные;
2) специальные;
3) организационно-методические.
Каждой группе документов назначьте свой цвет папки, чтобы лучше ориентироваться. В начале каждой из них разместите список документов, которые находятся внутри.
Нормативные документы
Нормативные документы регламентируют работу педагога-психолога. В перечне нормативной документации – международные, федеральные, региональные и локальные документы. Примерный список смотрите в чек-листе.
Электронный чек-лист, который поможет педагогу-психологу подготовить необходимые документы
Нормативные документы понадобятся вам, чтобы планировать свою деятельность. Они также пригодятся в случаях, когда необходимо разрешить какие-то споры.
Заведите для нормативных документов отдельную папку. Ежегодно проверяйте их на актуальность. При необходимости заменяйте.
Специальные документы
Психологические заключения | ||
Выписка из медицинской карты |
Карта психического развития ребенка | ||
Протоколы обследования |
Протоколы консультаций | ||
Индивидуальные программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов |
15 сентября крайний срок, до которого нужно предоставить документы на согласование руководителю
Специальная документация для служебного пользования. Она содержит конфиденциальную информацию, за разглашение которой вас могут привлечь к ответственности. Храните эти документы в сейфе или в недоступном для широкого пользования месте.
К специальной документации относят: психологические заключения, выписки из медицинских карт, карты психического развития, протоколы обследований и консультаций, индивидуальные программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
Психологическое заключение. Заполняйте по результатам исследований, чтобы зафиксировать отдельные показатели развития ребенка или обобщить информацию о его психофизическом развитии, воспитании и образовании. Составьте формы заключения для каждой возрастной группы детей с учетом их особенностей развития. В конце документа укажите, необходимо ли психологическое вмешательство, и если да, то какое.
Выписка из медицинской карты. В выписке фиксируйте основную информацию о психических и физических параметрах ребенка из медицинской карты. Эта информация нужна для общего понимания индивидуальных особенностей развития воспитанника.
Карта психического развития. Карту заводят на весь период пребывания ребенка в детском саду. Она поможет отследить динамику его личностного и интеллектуального развития. Фиксируйте в ней результаты диагностики ребенка в начале учебного года и в конце. Пример в таблице 1.
Таблица 1. Образец карты психического развития ребенка
Направление диагностики | Результаты диагностики, балл | Возрастная группа: 3–4 года | Возрастная группа: 4–5 лет | Итоговая диагностика перед школой | Стартовая диагностика | Итоговая диагностика | Стартовая диагностика | Итоговая диагностика |
Нервно-психологическое развитие | ||||||||
Речевое развитие | ||||||||
<…> |
Результаты диагностик переводите в единую систему баллов. Если показатели близки к верхней границе возрастной нормы или соответствуют средним показателям, поставьте 3 балла. Если результаты колеблются, но не пересекают нижнюю границу нормы, – 2 балла. Если находятся ниже нижней границы возрастной нормы – 1 балл.
Протокол обследования. Составляйте протокол после каждого обследования дошкольника. В начале документа пропишите дату и цель диагностики, фамилию, имя и возраст ребенка, укажите методики, которые использовали. Далее зафиксируйте результаты диагностики и напишите на их основе заключение. Все протоколы нумеруйте и храните в недоступном для других месте.
Протокол консультации. Протокол пишите в свободной форме. Лучше фиксировать ход консультации после беседы, иначе во время диалога вы не сможете создать непринужденную атмосферу. Если не хотите что-то упустить или забыть, используйте диктофон. В протоколе также фиксируйте эмоциональные проявления собеседника.
Индивидуальные программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов. Данные программы разрабатывают, когда дошкольник прошел медико-социальную экспертизу и получил статус «ребенка-инвалида». Вы получите готовую программу, в которой будет указано, какие условия необходимо создать для ребенка в детском саду, нуждается ли он в психологической помощи и какой. На каждого ребенка-инвалида создают дело, в котором собирают все документы, которые касаются организации его посещения ДОО: выписки, заключения, протоколы, индивидуальные планы.
Организационно-методические документы
График работы | |
Перспективный план работы на год |
Циклограмма деятельности педагога-психолога | ||
Журнал индивидуальных и групповых диагностик |
Журнал индивидуальных и групповых консультаций | ||
Журнал индивидуальной развивающей и коррекционной работы |
Журнал групповой развивающей и коррекционной работы | ||
Журнал просветительской и профилактической работы |
Диагностический инструментарий | ||
Коррекционные и развивающие программы |
Сценарии мероприятий | ||
Тексты консультаций и материалы сменного стенда |
Аналитический отчет |
18 часов в неделю отведите на работу с детьми, педагогами и родителями
Данная группа документации нужна для организации и методического обеспечения вашей профессиональной деятельности. Организационно-методическая документация включает: график работы, перспективный план работы на год, циклограмму деятельности, диагностический инструментарий, коррекционные и развивающие программы, сценарии мероприятий, тексты консультаций и аналитические отчеты.
График работы. Составляйте в соответствии с инструктивным письмом Минобразования России от 24.12.2001 № 29/1886–6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения». Ваша нагрузка при полной ставке должна быть 36 часов в неделю. В графике пропишите свое общее время работы, перерыв на обед, время для консультаций и реализации деятельности. График работы согласуйте с руководителем ДОО в начале учебного года.
Перспективный план работы на год. Чтобы составить план, разделите таблицу на шесть направлений: психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическое консультирование, психологическое просвещение и профилактика, методическая работа, психологическое сопровождение управления детским садом.
По каждому направлению запланируйте мероприятия, пропишите примерные сроки. План согласуйте с руководителем ДОО.
Циклограмма деятельности. Циклограмма – это расписание вашей работы на неделю, месяц или год. По циклограмме у вас в неделю не менее 18 часов на практическую работу с детьми, педагогами и родителями. В остальное время планируйте методическую работу. Оформить свое расписание вы можете тремя способами: по времени (таблица 2), видам деятельности (таблица 3), актуальной проблеме
(таблица 4).
Таблица 2. Циклограмма, в которой распределили рабочее время
День недели | Время | Содержание работы |
Понедельник | 09:00–09:30 | Подготовиться к консультациям и тренингам |
09:30–10:00 | Провести психодиагностику | |
<…> | <…> | <…> |
Таблица 3. Циклограмма, в которой распределили виды деятельности
Направление профессиональной деятельности | Содержание работы | День недели | Время |
Психологическое просвещение | Организовать работу психологической гостиной для воспитателей | Понедельник | 13:00–14:00 |
Провести лекторий для родителей | Пятница | 17:00–18:00 | |
<…> | <…> | <…> |
Таблица 4. Циклограмма, в которой распределили актуальные проблемы
Направление профессиональной деятельности | Содержание работы | День недели | Время |
Ключевая проблема: психологическая поддержка дошкольников в период адаптации к детскому саду | |||
Психологическое просвещение | Организовать работу психологической гостиной для воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста на тему «Адаптация. Как стать ребенку другом?» | Понедельник | 13:00–14:00 |
<…> | <…> | <…> | <…> |
Журналы учета видов работы. Заведите пять журналов формата А4.
1. Индивидуальная и групповая диагностика. Фиксируйте в журнале, какую диагностику вы провели, когда, с какими детьми, номер протокола обследования, от кого получили запрос.
2. Индивидуальные и групповые консультации. Заполняйте журнал по результатам индивидуальных и групповых консультаций – когда, с кем, по какой теме, какие проблемы выявили.
3. Индивидуальная коррекционная и развивающая работа. Фиксируйте в журнале даты и темы занятий, инициалы ребенка, динамику.
4. Групповая коррекционная и развивающая работа. Фиксируйте информацию аналогично журналу 3, но о групповой работе.
5. Просветительская и профилактическая работа. Фиксируйте темы мероприятий, кто присутствовал (педагоги, родители), общее количество.
Важно
Данные аналитического отчета помогут вам проанализировать свою работу и спланировать деятельность на следующий учебный год
Вы можете заполнять журналы в электронном виде. В конце учебного года не забудьте их распечатать – они подтверждают работу, которую вы провели.
Диагностический инструментарий. Заведите отдельную папку с материалами для диагностик. Распределите их по разделам в зависимости от цели обследования. В начале каждого раздела поместите список всех методик, которые в него входят, в том порядке, как они расположены. Так вы быстро отыщете нужный материал.
Коррекционные и развивающие программы. В начале учебного года проверьте наличие всех коррекционных и развивающих программ, которые вы планируете реализовать. Если у вас нет программы по какой-либо теме, разработайте ее самостоятельно или используйте готовую.
Сценарии мероприятий. В течение года собирайте в отдельную папку сценарии мероприятий, которые вы провели с детьми, родителями и педагогами. Перед каждым сценарием пропишите целевую аудиторию мероприятия, цель, продолжительность, какие материалы необходимо подготовить.
Тексты консультаций и материалы сменного стенда. Темы, по которым воспитатели и родители хотят получить консультацию, часто перекликаются. В процессе работы составляйте рекомендации по темам, оформляйте памятки и брошюры. В дальнейшем их можно использовать на родительском собрании или педсовете.
Готовьте стендовую информацию. Для педагогов материалы размещайте у методического кабинета, для родителей – в фойе группы.
Аналитический отчет. Он подтверждает, что вы реализовали свой план работы на учебный год. Единого образца нет, поэтому вы можете писать его в свободной форме.
Отчет нужен для руководства, чтобы проконтролировать и оценить вашу деятельность. Вам данные из отчета помогут проанализировать свою работу и спланировать деятельность на следующий учебный год.
Нормативные документы
Конвенция ООН о правах ребенка | ||
Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) |
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» | |
Приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» |
Приказ Минтруда от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» | |
Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» |
Инструктивное письмо Минобрнауки от 24.12.2001 № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» | |
Приказ Минобрнауки от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» |
Приказ Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» | |
Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» |
Письмо Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» | ||
Должностная инструкция педагога-психолога |
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме |