Организационно-методические документы




Какие документы необходимы педагогу-психологу для работы в 2018/19 учебном году

Все необходимые документы педагога-психолога можно разделить на три группы:

1) нормативные;

2) специальные;

3) организационно-методические.

Каждой группе документов назначьте свой цвет папки, чтобы лучше ориентироваться. В начале каждой из них разместите список документов, которые находятся внутри.

Нормативные документы

Нормативные документы регламентируют работу педагога-психолога. В перечне нормативной документации – международные, федеральные, региональные и локальные документы. Примерный список смотрите в чек-листе.

Электронный чек-лист, который поможет педагогу-психологу подготовить необходимые документы

Нормативные документы понадобятся вам, чтобы планировать свою деятельность. Они также пригодятся в случаях, когда необходимо разрешить какие-то споры.

Заведите для нормативных документов отдельную папку. Ежегодно проверяйте их на актуальность. При необходимости заменяйте.

Специальные документы

  Психологические заключения  
  Выписка из медицинской карты

 

  Карта психического развития ребенка
  Протоколы обследования  

 

  Протоколы консультаций  
  Индивидуальные программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов

 

15 сентября крайний срок, до которого нужно предоставить документы на согласование руководителю

 

Специальная документация для служебного пользования. Она содержит конфиденциальную информацию, за разглашение которой вас могут привлечь к ответственности. Храните эти документы в сейфе или в недоступном для широкого пользования месте.

К специальной документации относят: психологические заключения, выписки из медицинских карт, карты психического развития, протоколы обследований и консультаций, индивидуальные программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов.

Психологическое заключение. Заполняйте по результатам исследований, чтобы зафиксировать отдельные показатели развития ребенка или обобщить информацию о его психофизическом развитии, воспитании и образовании. Составьте формы заключения для каждой возрастной группы детей с учетом их особенностей развития. В конце документа укажите, необходимо ли психологическое вмешательство, и если да, то какое.

Выписка из медицинской карты. В выписке фиксируйте основную информацию о психических и физических параметрах ребенка из медицинской карты. Эта информация нужна для общего понимания индивидуальных особенностей развития воспитанника.

Карта психического развития. Карту заводят на весь период пребывания ребенка в детском саду. Она поможет отследить динамику его личностного и интеллектуального развития. Фиксируйте в ней результаты диагностики ребенка в начале учебного года и в конце. Пример в таблице 1.

Таблица 1. Образец карты психического развития ребенка

Направление диагностики Результаты диагностики, балл Возрастная группа: 3–4 года Возрастная группа: 4–5 лет Итоговая диагностика перед школой Стартовая диагностика Итоговая диагностика Стартовая диагностика Итоговая диагностика
Нервно-психологическое развитие                
Речевое развитие                
<…>                

 

Результаты диагностик переводите в единую систему баллов. Если показатели близки к верхней границе возрастной нормы или соответствуют средним показателям, поставьте 3 балла. Если результаты колеблются, но не пересекают нижнюю границу нормы, – 2 балла. Если находятся ниже нижней границы возрастной нормы – 1 балл.

Протокол обследования. Составляйте протокол после каждого обследования дошкольника. В начале документа пропишите дату и цель диагностики, фамилию, имя и возраст ребенка, укажите методики, которые использовали. Далее зафиксируйте результаты диагностики и напишите на их основе заключение. Все протоколы нумеруйте и храните в недоступном для других месте.

Протокол консультации. Протокол пишите в свободной форме. Лучше фиксировать ход консультации после беседы, иначе во время диалога вы не сможете создать непринужденную атмосферу. Если не хотите что-то упустить или забыть, используйте диктофон. В протоколе также фиксируйте эмоциональные проявления собеседника.

Индивидуальные программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов. Данные программы разрабатывают, когда дошкольник прошел медико-социальную экспертизу и получил статус «ребенка-инвалида». Вы получите готовую программу, в которой будет указано, какие условия необходимо создать для ребенка в детском саду, нуждается ли он в психологической помощи и какой. На каждого ребенка-инвалида создают дело, в котором собирают все документы, которые касаются организации его посещения ДОО: выписки, заключения, протоколы, индивидуальные планы.

Организационно-методические документы

  График работы
  Перспективный план работы на год

 

  Циклограмма деятельности педагога-психолога
  Журнал индивидуальных и групповых диагностик  

 

  Журнал индивидуальных и групповых консультаций  
  Журнал индивидуальной развивающей и коррекционной работы

 

  Журнал групповой развивающей и коррекционной работы
  Журнал просветительской и профилактической работы  

 

  Диагностический инструментарий
  Коррекционные и развивающие программы  

 

  Сценарии мероприятий
  Тексты консультаций и материалы сменного стенда  

 

  Аналитический отчет

 

18 часов в неделю отведите на работу с детьми, педагогами и родителями

Данная группа документации нужна для организации и методического обеспечения вашей профессиональной деятельности. Организационно-методическая документация включает: график работы, перспективный план работы на год, циклограмму деятельности, диагностический инструментарий, коррекционные и развивающие программы, сценарии мероприятий, тексты консультаций и аналитические отчеты.

График работы. Составляйте в соответствии с инструктивным письмом Минобразования России от 24.12.2001 № 29/1886–6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения». Ваша нагрузка при полной ставке должна быть 36 часов в неделю. В графике пропишите свое общее время работы, перерыв на обед, время для консультаций и реализации деятельности. График работы согласуйте с руководителем ДОО в начале учебного года.

Перспективный план работы на год. Чтобы составить план, разделите таблицу на шесть направлений: психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическое консультирование, психологическое просвещение и профилактика, методическая работа, психологическое сопровождение управления детским садом.

По каждому направлению запланируйте мероприятия, пропишите примерные сроки. План согласуйте с руководителем ДОО.

Циклограмма деятельности. Циклограмма – это расписание вашей работы на неделю, месяц или год. По циклограмме у вас в неделю не менее 18 часов на практическую работу с детьми, педагогами и родителями. В остальное время планируйте методическую работу. Оформить свое расписание вы можете тремя способами: по времени (таблица 2), видам деятельности (таблица 3), актуальной проблеме
(таблица 4).

Таблица 2. Циклограмма, в которой распределили рабочее время

День недели Время Содержание работы
Понедельник 09:00–09:30 Подготовиться к консультациям и тренингам
09:30–10:00 Провести психодиагностику
<…> <…> <…>

 

Таблица 3. Циклограмма, в которой распределили виды деятельности

Направление профессиональной деятельности Содержание работы День недели Время
Психологическое просвещение Организовать работу психологической гостиной для воспитателей Понедельник 13:00–14:00
Провести лекторий для родителей Пятница 17:00–18:00
<…> <…> <…>

 

Таблица 4. Циклограмма, в которой распределили актуальные проблемы

Направление профессиональной деятельности Содержание работы День недели Время
Ключевая проблема: психологическая поддержка дошкольников в период адаптации к детскому саду
Психологическое просвещение Организовать работу психологической гостиной для воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста на тему «Адаптация. Как стать ребенку другом?» Понедельник 13:00–14:00
<…> <…> <…> <…>

 

Журналы учета видов работы. Заведите пять журналов формата А4.

1. Индивидуальная и групповая диагностика. Фиксируйте в журнале, какую диагностику вы провели, когда, с какими детьми, номер протокола обследования, от кого получили запрос.

2. Индивидуальные и групповые консультации. Заполняйте журнал по результатам индивидуальных и групповых консультаций – когда, с кем, по какой теме, какие проблемы выявили.

3. Индивидуальная коррекционная и развивающая работа. Фиксируйте в журнале даты и темы занятий, инициалы ребенка, динамику.

4. Групповая коррекционная и развивающая работа. Фиксируйте информацию аналогично журналу 3, но о групповой работе.

5. Просветительская и профилактическая работа. Фиксируйте темы мероприятий, кто присутствовал (педагоги, родители), общее количество.

Важно
Данные аналитического отчета помогут вам проанализировать свою работу и спланировать деятельность на следующий учебный год

 

Вы можете заполнять журналы в электронном виде. В конце учебного года не забудьте их распечатать – они подтверждают работу, которую вы провели.

Диагностический инструментарий. Заведите отдельную папку с материалами для диагностик. Распределите их по разделам в зависимости от цели обследования. В начале каждого раздела поместите список всех методик, которые в него входят, в том порядке, как они расположены. Так вы быстро отыщете нужный материал.

Коррекционные и развивающие программы. В начале учебного года проверьте наличие всех коррекционных и развивающих программ, которые вы планируете реализовать. Если у вас нет программы по какой-либо теме, разработайте ее самостоятельно или используйте готовую.

Сценарии мероприятий. В течение года собирайте в отдельную папку сценарии мероприятий, которые вы провели с детьми, родителями и педагогами. Перед каждым сценарием пропишите целевую аудиторию мероприятия, цель, продолжительность, какие материалы необходимо подготовить.

Тексты консультаций и материалы сменного стенда. Темы, по которым воспитатели и родители хотят получить консультацию, часто перекликаются. В процессе работы составляйте рекомендации по темам, оформляйте памятки и брошюры. В дальнейшем их можно использовать на родительском собрании или педсовете.

Готовьте стендовую информацию. Для педагогов материалы размещайте у методического кабинета, для родителей – в фойе группы.

Аналитический отчет. Он подтверждает, что вы реализовали свой план работы на учебный год. Единого образца нет, поэтому вы можете писать его в свободной форме.

Отчет нужен для руководства, чтобы проконтролировать и оценить вашу деятельность. Вам данные из отчета помогут проанализировать свою работу и спланировать деятельность на следующий учебный год.

Нормативные документы

  Конвенция ООН о правах ребенка
  Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)  

 

  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  Приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

 

  Приказ Минтруда от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”»
  Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

 

  Инструктивное письмо Минобрнауки от 24.12.2001 № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»
  Приказ Минобрнауки от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

 

  Приказ Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
  Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

 

  Письмо Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
  Должностная инструкция педагога-психолога  

 

  Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: