Развитие систем железнодорожной автоматики и связи позволило постепенно укрупнять линейные посты СЦБ. С освоением железнодорожным транспортом электронной технологии появились электронные посты централизации и центры управления, что сделало возможным управление из единого центра перевозками на железнодорожных полигонах, протяженность которых измеряется тысячами и даже десятками тысяч километров.
Наибольший уровень централизации управления перевозками достигнут железнодорожными компаниями США. В 1960 г. автоматизированной системой оборудован участок Эль-Пассо – Юма – Фермаль протяженностью 320 км с пунктом управления на станции Туксон.
Администрация Национального общества железных дорог Франции ввела в эксплуатацию в 1974 г. на участке Северный вокзал – Сен Дени (Париж) систему автоматического контроля за движением поездов на базе центральной ЭВМ с дисковой магнитной памятью, что позволило осуществлять постоянный двусторонний диалог с любыми устройствами на контролируемых линиях. Диспетчерское помещение было оснащено видеотерминальными устройствами (дисплеями), клавишными пультами управления и каналами связи. Система автоматически считывала номера составов, проверяла правильность маршрутов и работы путевых устройств. Диспетчер в любой момент мог вступить в диалог с ЭВМ нажатием соответствующей клавиши.
На высокоскоростных линиях Японских национальных дорог в 1964 г. внедрена автоматизированная система управления движением поездов с функциями: контроль маршрутов (проверка положения поезда, его номера, категории и др.); выработка корректирующих рекомендаций по ликвидации отклонений от графика; передача на станции и в центр управления информации об опозданиях поездов, изменении времени их отправления; обработка ежедневной статистической информации и др.
|
С 1978 г. в Штутгарте (ФРГ) введена в действие автоматизированная система управления на участке протяженностью 165 км. Предусмотрено разделение функций управления по иерархическим уровням. К нижнему уровню относятся электрическая централизация, автоблокировка, устройства передачи номера поезда, переездная сигнализация. Информация в реальном времени автоматически передается с нижнего уровня в управляющий центр, который находится в здании дирекции дороги. Здесь принятую информацию обрабатывают на ЭВМ, после чего она поступает на индикаторы и цветные дисплеи, установленные на пультах управления. Диспетчеры центра на основе этой информации дают команды по телефону, телеграфу и радио на оперативные пункты (дежурным по станциям, машинистам локомотивов).
В середине 1980-х годов из дорожного центра управления перевозками железнодорожная компания CSX в Джексонвилле (штат Флорида) 240 диспетчеров стали контролировать и управлять движением на железнодорожной сети эксплуатационной длиной 29 тыс. км, на которой обращаются около 1400 поездов в сутки. В этом же центре консолидированы в дорожном масштабе функции регулирования работы локомотивных парков [26].
Диспетчерский зал представляет собой помещение круглой формы диаметром 46 м. На стене в три ряда смонтированы экранные дисплеи, изображения на которых в совокупности демонстрируют поездную обстановку на всей дорожной сети. Местоположение поездов на сформированном таким образом системном дисплее можно отслеживать по их идентификационным номерам. Здесь же отображаются установленные маршруты и состояние свободности (занятости) путевых участков. Современное аппаратное и программное обеспечение позволяет управлять стрелками и сигналами в автоматическом режиме, оптимизируя таким образом обгоны и скрещения поездов, что в конечном счете позволяет повысить точность выполнения перевозок и увеличить пропускную способность железнодорожной сети.
|
АРМ диспетчеров содержит видеотерминальные устройства, на которые информацию можно выводить фрагментарно в укрупненной форме [26, 27]. Видеотерминальные устройства с сенсорным экраном используются и для связи диспетчеров центра управления с линейным персоналом и машинистами поездов.
На полигоне железнодорожной компании Union Pacific (UP) с развернутой длиной пути более 58 тыс. км обращаются в среднем порядка 2000 поездов в сутки. Управление движением, а также регулирование работы локомотивных парков и поездных бригад осуществляется из единого дорожного центра управления в Омахе (штат Небраска). Работу диспетчеров здесь поддерживает автоматизированная система диспетчерского управления. Система составляет планы поездной работы, оперативно корректирует их при возникновении разного рода непредвиденных обстоятельств и отслеживает фактическое выполнение.
Например, система может в автоматическом режиме отслеживать фактическое время работы поездных бригад, сопоставляя его с имеющимися предельными нормативами, что очень важно для недопущения переработок.
|
В 1995 г. открыт дорожный центр управления перевозками (ДЦУП) железнодорожной компании Burlington Northern (BN) в Форт-Уэрте (штат Техас). После объединения BN с железнодорожной компанией Atchison, Тореса & Santa Fe в район управления центра вошла вся сеть вновь созданной железнодорожной компании Burlington Northern Santa Fe (BNSF) протяженностью 56,3 тыс. км, по которой проходит около 1200 поездов в сутки.
В главном помещении ДЦУП, веерообразном зале площадью 4180 м2, размещаются системный дисплей и АРМ диспетчеров. Системный дисплей шириной 65,7 м составлен из девяти больших экранов размером 7,3 х 5,5 м каждый. Он позволяет дежурному персоналу оперативно оценивать поездную обстановку, а также состояние и размещение более 100 тыс. единиц подвижного состава на всем полигоне BNSF.
Дисплей обслуживают девять автономных видеопроекционных устройств, размещенных в специальном помещении над главным диспетчерским залом. Специальное техническое решение обеспечивает исключительную четкость изображения на дисплее, что исключает необходимость его заглубления в стену. Резервные источники электроэнергии способны поддерживать работоспособность ДЦУП и обеспечивать сохранность накопленной здесь информации в течение трех суток.
Организация рабочего пространства главного зала, эргономическое и акустическое решение АРМ обеспечивают каждому диспетчеру необходимую степень изоляции и одновременно облегчают его участие в коллективной работе центра.
Персонал ДЦУП насчитывает около 870 человек, в их числе порядка 470 поездных диспетчеров, работающих посменно (примерно 100 диспетчерских участков). Прочий персонал включает специалистов по техническому обслуживанию аппаратуры и оборудования ДЦУП, локомотивных и других диспетчеров, регулирующих использование перевозочных ресурсов BNSF, а также диспетчеров, отвечающих за перевозки пассажиров и определенных родов грузов (зерна, каменного угля, потребительских товаров).
В настоящее время на полигонах железных дорог США внедряется система позитивного поездного разграничения (СПР), выполняющая функции безопасности. В этой системе местоположение локомотивов, имеющих бортовой комплект спутниковой системы информации, отслеживается с точностью до нескольких метров. Данные о местоположении поезда и его скорости передаются по радиосвязи в центральную ЭВМ СПР для решения задач оптимального ведения всех поездов на обслуживаемом полигоне. Использование технических возможностей GPS в автоматических системах безопасности позволяет уменьшить межпоездные интервалы, т. е. фактически повысить пропускную способность, по расчетам американских специалистов, на величину до 30%.
В Европе густота движения несравнимо выше, чем в США, а расстояния между станциями, как правило, значительно меньше. Так, на железных дорогах Великобритании, на железнодорожной сети компании Railtrack с эксплуатационной длиной 16,5 тыс. км, ежесуточно обращаются в среднем около 2000 грузовых и до 25 тыс. пассажирских поездов [1, 28].
В Великобритании разработана и внедрена в 1989 г. в Лондонском узле одна из первых электронных систем централизации. Система получила название «комплексный электронный центр управления» (КЭЦУ). Здесь сведены воедино функции электронной централизации, автоматического маршрутного управления и учета исполненного движения. Управление осуществляется с диспетчерских АРМ, где вместо традиционного настенного табло используются видеотерминальные устройства и шаровые манипуляторы.
Возможность управления системой электронной централизации с персональной ЭВМ позволяет в рамках КЭЦУ отказаться от системного табло. Такое решение, по мнению проектировщиков, экономичнее традиционного. Оно позволяет сократить издержки на техническое обслуживание аппаратуры и оборудования и практически избежать дополнительных издержек при расширении района управления. Разработанные ирландской фирмой диспетчерские АРМ на базе персональной ЭВМ могут использоваться также для телеуправления электроснабжением тяги и техническими средствами информационного обслуживания пассажиров.
Компания Railtrack намеревалась к 2013 г. консолидировать функции управления инфраструктурой в сетевых центрах управления (СЦУ), предположительное число которых составит от 9 до 11.
В СЦУ будут совместно решаться задачи планирования, эксплуатации и контроля, при этом степень автоматизации рабочих функций в СЦУ будет заметно выше, чем в КЭЦУ, за счет использования достижений технического прогресса не только на железнодорожном транспорте, но и в авиации.
Рис. 33. Зоны действия семи региональных диспетчерских центров в Германии.
В Германии (DB) внедряется система центров управления движением (ЦУП). В 1998 г. консорциуму BZ 2000 были заказаны информационно-управляющие системы для семи центров управления движением поездов (рис. 33).
Концепция ЦУП BZ предусматривает [1, 28]:
• внедрение автоматизированного диспетчерского руководства на сети региональных филиалов DB Netz (управляющей компании инфраструктуры железных дорог Германии);
• использование компьютерных систем для управления микропроцессорными централизациями (МПЦ);
• объединение систем диспетчерского регулирования на крупных полигонах сети.
В ЦУП BZ работают следующие подсистемы: контроль за движением поездов; централизованное хранение системных данных; хранение данных для составления расписаний движения поездов на уровне ЦУП BZ; контроль за состоянием инфраструктуры; обработка нарушений в оперативной работе; диспетчерское регулирование в масштабе сети железных дорог; анализ эксплуатационной работы; распределение информации об оперативной работе для пользователей (грузовладельцев, пассажиров и др.).
Например, ЦУП BZ в Лейпциге (рис. 34), обслуживающий железные дороги федеральных земель Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия, имеет два помещения площадью 2000 м2 и 750 м2. В одном зале размещены рабочие места диспетчеров, в другом - аппаратура и центральный пост управления тяговым электроснабжением.
ЦУП во Франкфурте-на-Майне с 50 рабочими местами диспетчеров контролирует до 8000 поездов в рабочие дни.
Следует отметить важную роль, которая отводится обучению диспетчерского персонала с использованием специальных систем тестирования.
В среднем каждый из семи региональных центров диспетчерского регулирования компании DB Netz обслуживает 7000 - 8000 поездов в сутки на полигоне 3000 - 4000 км. Такой полигон имеет 6000 - 7000 сигналов и примерно столько же стрелочных переводов.
В Германии ЦУПы выполняют широкий спектр функций, начиная от автоматического установления поездных маршрутов в системах МПЦ с учетом минимальных простоев поездов, интеграции систем составления расписаний и управления движением поездов до ориентированных на клиентов задач и международного обмена информацией при следовании поездов в межгосударственном сообщении (например, в Австрию, Данию, Швейцарию). Постоянно наращивается взаимодействие с набирающими силу частными компаниями, специализирующимися на региональных перевозках.
В диспетчерских центрах Северной Америки и европейских стран выполняются следующие основные функции:
• оперативное управление локомотивными парками по критериям минимизации финансовых издержек и максимизации полезного времени
использования локомотивов;
• заблаговременное выявление и решение проблем, которые могут отрицательно повлиять на перевозочный процесс, например возможных
при выполнении путевых работ; при этом вырабатываемая системой ин
формация используется при планировании работ по текущему содержанию и ремонту пути;
• организация диспетчерского управления движением поездов без традиционно использовавшихся прежде многочисленных форм на бумажных носителях, что освобождает диспетчера от ряда рутинных функций контроля и управления и помогает сосредоточиться на решении задач эффективного продвижения поездов в районе управления;
• оперативное планирование и регулирование перевозочного процесса
на основе комплексной информации о местоположении поездов в районе управления, состоянии и размещении поездных и локомотивных бригад, локомотивного парка и ряда других данных;
• оптимизация подачи порожних вагонов под погрузку по критерию
минимума вагоно-километров;
• оптимизация распределения вагонов, которым требуется ремонт, между пунктами ремонта вагонов по критерию минимизации расходов и ряд других функций.
Мировой опыт развития систем управления оперативной работой железнодорожного транспорта характеризуется высоким уровнем концентрации диспетчерского руководства и внедрением информационно-управляющего режима в ЦУП.