ВВЕДЕНИЕ
За последние столетия в мире произошло огромное количество геополитических событий – случались войны, региональные конфликты, встречались и сопротивления на дипломатическом уровне. Все это приводит в той или иной мере к международному напряжению, эскалация которого грозит международной безопасности и ухудшению ситуации на геополитической карте мира.
Химическое оружие – опаснейший вид оружия, применение которого во всем мире находится под запретом, но тем не менее имеют место случаи его использования. Для контроля за этими процессами, а главное – с целью уничтожения запасов химоружия при ООН была создана организация по запрещению химического оружия, которая с самого начала своего существования преследовала цель – выявлять случаи применения такого вида оружия. То есть ее непосредственной задачей является проведение разного рода экспертиз, но в 2018 году по инициативе Великобритании была предложена реформа ОЗХО, отношение к которой у стран-участниц весьма неоднозначное.
Забегая наперед стоит отметить, что некоторые изменения уже вступили в силу, но их значение и последствия до сих пор окончательно не проявили себя, так как многие страны мира нуждаются в переосмыслении и самой реформы, и своих дальнейших действий.
ГЛАВА 1. УСТАВ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЗХО
Организация по запрещению химического оружия со штаб-квартирой в Гааге была основана в 1997 году. Основой ее деятельности является Конвенция по запрещению химического оружия (КЗХО), подписанная в 1993 году. Россия участвует в ОЗХО с 1997 года. В 2017 году она сообщила о полной ликвидации своих запасов химоружия, что было подтверждено экспертами ОЗХО.
|
По состоянию на 2021 год членами организации являются 193 страны мира. Главными ее задачами является:
- контроль за соблюдением запрета на использование химоружия;
- ликвидация его запасов;
- нераспространение и защита от него государств;
- развитие сотрудничества в области мирной химии.
ОЗХО состоит из трех основных органов:
- Конференции государств-участников (входят все участники, собирается не реже раза в год для обзора КЗХО),
- Исполнительного совета (41 участник, встречается как минимум четыре раза в год, обеспечивает исполнение решений конференции)
- Технический секретариат (гендиректор, инспекторы и другой административный персонал, обеспечивает работу двух других органов).[1]
ГЛАВА 2. СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫОЗХО
26 июня 2018 года в Гааге прошла специальная сессия Конференции всех стран — участников Конвенции о запрещении химического оружия, главным итогом которой стало принятие проекта решения о расширении полномочий Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Голосование по проекту, предложенному Соединенным Королевством, было отложено на 24 часа после того, как Россия, Сирия и Иран отказались принять пункты итогового документа. Главы делегаций трех стран потребовали продолжения обсуждения британских предложений до голосования.
Инициатива, предложенная Великобританией, предполагает расширение полномочий ОЗХО, а именно предоставить этой организации право выявлять лиц, ответственных за химические атаки. Но так как специалистам ОЗХО разрешено использовать только технические знания для установления самого факта применения химического оружия, их мандат не предусматривает обвинительного процесса, а все решения ОЗХО носят лишь рекомендательный характер. По мнению экспертов, создание такого механизма направлено на легализацию возможных военных действий против нежелательных для Запада стран.
|
Для этого атрибутивного механизма в бюджете выделена отдельная статья. Финансовый план на 2021 год в размере 71,7 миллиона евро был утвержден в начале декабря: из 130 избирателей 103 поддержали документ, 13 воздержались, 14 выступили против. К последним относятся Россия, Иран, Китай, Куба и Сирия.
Пять поправок к проекту решения также предложили Венесуэла, Иран, Беларусь, Казахстан и Бурунди. Их цель состояла в том, чтобы исключить из британского проекта полномочия ОЗХО определять ответственность за химические инциденты. Все поправки были отклонены.
Казалось бы, все 193 государства-участника конвенции заинтересованы в ее укреплении. Но по сути, мы сталкиваемся с чудовищной политизацией работы ОЗХО, фактически говорим на разных языках и не можем услышать друг друга. Эта ситуация вызвана тем, что некоторые страны пытаются выдвинуть свой интерес по повестке дня в рамках ОЗХО, игнорируя мнения других государств-участников.
Участники специальной сессии Организации по запрещению химического оружия приняли проект, предложенный Соединенным Королевством, который возложит на организацию роль выявления лиц, ответственных за химические атаки. Ранее российская сторона отмечала, что предложение Лондона фактически означает присвоение ОЗХО некоторых полномочий Совета Безопасности ООН. В этом смысле Россия и Китай представили свой проект, который впоследствии был отозван.
|
Сейчас ОЗХО находится в плачевном состоянии. Разобщенность усугубляется, решения больше не принимаются консенсусом. Каждый раз, во время заседаний странами больше движет само голосование и количество необходимых голосов для получения собственной выгоды, а не сама попытка найти способы борьбы с мировой проблемой применения химического оружия.
«Правом определять виновные государства в каких-то нарушениях обладает исключительно Совет Безопасности, в каких-то отдельных случаях — Генеральная Ассамблея, но никак ОЗХО. Это спецучреждение, которых очень много в системе ООН, и, если каждое спецучреждение по своей проблематике будет определять виновное государство, не получится установить международный порядок. ОЗХО не этим должна заниматься. Она должна заниматься тем, что предписано ее конвенцией, процедурах — это успешное уничтожение химоружия, когда государству дают соответствующие поручения» — обеспокоенно утверждают делегации России и Китая.
Из экспертной площадки ОЗХО хотят превратить в политический инструмент, через который можно распространить своё политическое влияние на большинство. Соответственно, эта организация, помимо ООН и других крупных международных организаций, сможет выносить какие-то вердикты. То есть, это представляет собой произвольное решение обойти основы международного право, что противоречит уставу ООН.
Кроме того, после «дела Скрипалей» попытка расширить полномочия ОЗХО с великой долей вероятности может сделать ее инструментом ведения гибридной войны с Россией. Вопрос выхода страны из организации сейчас не рассматривается, но обсуждается. Если Россия выйдет из состава членов, то ОЗХО столкнется с тем, что ее существование как организации станет невозможным. Усугубляет это и факт того, что уже сегодня довольно четко в ОЗХО наметилась тенденция к расколу организации.
Также мы обращаем внимание и на факт того, что разногласия на гаагской встрече 2018 года возникли между участниками еще на стадии утверждения повестки дня, третий пункт которой предполагал обсуждение расширения мандата ОЗХО. Из-за разногласий вокруг регламента и процедуры голосования участники спецсессии смогли утвердить повестку лишь через два с половиной часа после начала встречи. Камнем преткновения стала возможность голосования стран, у которых нет права голоса, на что обратили внимание делегации России, Сирии и Ирана.
Из 143 присутствующих в зале представителей государств-участниц 32 лишены права голоса из-за неуплаты членских взносов. Это в основном страны Африки, Латинской Америки и Азии. Всего на голосовании за повестку сессии участвовали 107 государств (без учета воздержавшихся). За обсуждение повестки выступили 98 государств, против — девять, в том числе Россия, Китай, Иран, Сирия, Венесуэла, Лаос, Никарагуа и Мьянма.
Если перед международным сообществом на деле стоит цель контролировать применение химического оружия, то государствам - членам просто необходимо начать вести конструктивный аполитичный диалог и прийти к компромиссу по повестке, добиться признания гибких международных правил странами-участницами, которые бы удовлетворили бы интересы всех.
ГЛАВА 3. ОЗХО БЕЗ РОССИИ: ВАРИАНТЫСОБЫТИЙ
Что же произойдет, если Россия выйдет из ОЗХО? Это, безусловно, усложнит контроль за применением химического оружия в мире. Учитывая ещё и тот факт, что большинство участников организации, которые имеют возможность производить химическое оружие и без того не хотят подчиняться общим установленным правилам. Более того,, с выходом России из ОЗХО эта организация теряет всякий смысл. Ее прямые функции не смогут быть выполнены в этом случае.
Попытки наделить ОЗХО «атрибутивными функциями» — прямая дорога к кризису и конфликту в самой организации, подрыву прерогатив Совета Безопасности ООН.
Российская сторона уверена в том, что США вместе со своими союзниками создают «искусственный кризис в организации» и за инициативой по расширению мандата ОЗХО стоят «конкретные политические цели», которые приведут к еще большей политизации ОЗХО и углублению раскола в ее рядах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОЗХО – серьезная организация, но если раньше оснований сомневаться в методах работы организации не было, то сегодня возникает все больше вопросов к самой методологии ее исследований. К примеру, в расследовании в сирийской Эль-Латамне 24 и 25 марта 2017 года было установлено, что был применен зарин и хлор, на основании отдельных свидетельских показаний, эпидемиологического анализа и полученных образцов окружающей среды. При этом сами инспекторы организации на место происшествия не выезжали. Кроме того, в ОЗХО отмечали, что сбор информации, опрос свидетелей и анализ образцов потребовали длительного периода времени. Можно ли такое расследование считать эффективным и достоверным – вопрос весьма риторический.[2]
Предложение наделить техническую часть ОЗХО совершенно необычными для нее атрибутивными функциями в обход Совета Безопасности ООН противоречат процедуре внесения поправок в Конвенцию о запрещении химического оружия, поскольку помимо международных судов только Совет Безопасности ООН может определять виновных. Российская сторона настаивала и продолжает настаивать на том, что внесение изменений в мандат ОЗХО на внеочередной сессии конференции «незаконно». Такие решения должны приниматься в соответствии с процедурой конвенции, то есть на специальном заседании конференции по вопросу о поправках.
Суть предложения о расширении мандата ОЗХО пока не ясна: в частности, неясно, как будет прописана процедура выявления преступников, привлечения их к ответственности и какая международная структура будет уполномочена принимать такие решения. из. снаружи. Однако, как бы то ни было, это остаётся очень опасной инициативой, поскольку образовывает сомнения в объективности, беспристрастности и сути существования организации, что и предстоит обсудить нам в рамках нашего заседания.
С уважением, эксперт комитета ОЗХО модели ООН РУДН 2021, Нуруллаева Екатерина.
ИСТОЧНИКИ
Алексеева, Н. «Ангажированность организации будет очевидной»: почему Москва сокращает финансирование ОЗХО https://russian.rt.com/world/article/601701-ozho-moskva-atributivny-mehanizm (дата обращения 15.02.2021)
Басини, А. В Гааге приступили к обсуждению реформы ОЗХО
[электронный ресурс]: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/06/27/5b3227e59a79473288d65620
Постникова, Е.В. Токсичные отношения: что мешает сотрудничеству России и ОЗХО https://iz.ru/1103240/ekaterina-postnikova/toksichnye-otnosheniia-chto-meshaet-sotrudnichestvu-rossii-i-ozkho (дата обращения 15.02.2021)
https://peacekeeping.un.org/ru/ozho-poka-ne-mozhet-poka-podtverdit-dannye-o-polnoy-likvidacii-siriyskogo-himicheskogo-oruzhiya
https://topwar.ru/150113-raskol-vmesto-reformy-kakoe-buduschee-zhdet-ozho.html
https://www.un.org/securitycouncil/ru/search/node/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%20%D0%BE%D0%B7%D1%85%D0%BE
https://www.opcw.org/ru/konvenciya-o-khimicheskom-oruzhii/stati/statya-viii-organizaciya
[1] Постникова, Е.В. Токсичные отношения: что мешает сотрудничеству России и ОЗХО https://iz.ru/1103240/ekaterina-postnikova/toksichnye-otnosheniia-chto-meshaet-sotrudnichestvu-rossii-i-ozkho (дата обращения 15.02.2021)
[2] Басини, А. В Гааге приступили к обсуждению реформы ОЗХО
[электронный ресурс]: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/06/27/5b3227e59a79473288d65620 (дата обращения 15.02.2021)