ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Заслушать доклад дежурного по взводу о наличии студентов, проверить внешний вид и готовность личного состава взвода к занятию.
2. Проверить наличие студентов на учебном занятии по журналу успеваемости, отметить отсутствующих.
3. Объявить тему, цели занятия, учебные вопросы и перейти к основной части занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учебный вопрос № 1. - Деятельность офицера органов воспитательной работы по работе с членами семей военнослужащих и гражданским персоналом.
Специфика воспитательной деятельности с членами семей военнослужащих и гражданским персоналом части
Успешное выполнение важных и ответственных задач, поставленных перед Вооруженными силами, настоятельно требует повышения уровня организационной работы на всех участках, включая и работу среди членов семей военнослужащих и гражданского персонала. Одним из положений статьи 97 Устава Внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации определено, что заместитель командира полка (корабля 1 ранга) по воспитательной работе отвечает «за действенность работы по социально-правовой защите военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала…» и «обязан… организовывать и проводить работу по обеспечению социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, знать их нужды и запросы, принимать меры к своевременному разрешению обоснованных жалоб и заявлений»[1]. Следовательно, работа среди членов семей военнослужащих и гражданского персонала является одним из важных участков воспитательной работы в части и имеет определенную специфику. Эта глава раскрывает специфику воспитательной деятельности с членами семей военнослужащих и гражданским персоналом.
Гражданский персонал Вооружённых Сил Российской Федерации, являясь специфическим объектом воспитательного воздействия выполняет важнейшие задачи по поддержанию боевой готовности частей и подразделений и обеспечению их деятельности в сложных условиях реформирования армии. Разработанные на основе Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и соответствующих нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации должностные регламенты чётко определяют функциональные должностные обязанности и права гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации. Система взаимодействия военнослужащих и гражданского персонала должна быть построена по следующим направлениям:
- разъяснение роли гражданского персонала в выполнении задач, стоящих перед частями и подразделениями Вооружённых Сил Российской Федерации;
- мобилизация гражданского персонала на проявление активно-действенного отношения к выполняемым повседневным задачам;
- создание условий, стимулирующих профессиональную деятельность и ответственность гражданских служащих Вооружённых Сил Российской Федерации за полноту и качество выполнения возложенных на них служебных обязанностей.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации 1997 года № 455 утверждено Положение об Управлении труда и заработной платы гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, определён механизм руководства и контроля за работой по реализации в Вооружённых Силах государственной политики в области трудовых отношений, организации, нормирования, оплаты и охраны туда, прохождения государственной службы, предоставления льгот, гарантий и компенсаций гражданскому персоналу.
Накопленный в армии и на флоте опыт показывает, что система профессионального взаимодействия военнослужащих с гражданским персоналом включает:
создание социальных и правовых условий для выполнения гражданским персоналом своих функциональных обязанностей, соблюдения и реализации всех правовых и социальных гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством, приказами Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооружённых Сил Российской Федерации;
организацию и осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления в целях решения социальных и правовых проблем, с которыми сталкивается гражданский персонал;
правовое просвещение гражданского персонала, членов их семей, оперативное социальное и правовое консультирование и помощь;
разъяснение прав и обязанностей в мирное и военное время, формирование чувства личной ответственности за соблюдение законов, за своевременное выполнение приказов и распоряжений командиров всех рангов;
укрепление единоначалия, организованности, правопорядка и воинской дисциплины среди гражданского персонала.
Следует отметить, что организация работы с каждой категорией планируется и проводится дифференцированно, на основе знаний и учёта этих отличий.
Учебный вопрос № 2. - Семья как фактор социально-психологического формирования личности военнослужащего.
Прежде всего необходимо определиться с социально-педагогической сущностью семьи. Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Для более детального анализа проблем современной семьи необходимо уяснить:
- каковы функции семьи;
- что такое семейное воспитание;
- какими параметрами характеризуется семья;
- особенности современной семьи и др.
Исходя из определения, семья - сложное явление. Можно, по крайней мере, выделить следующие ее характеристики:
• семья - ячейка общества, один из его институтов;
• семья - важнейшая форма организации личного быта.
• семья - супружеский союз;
• семья - многосторонние отношения с родственниками;
• семья - субъект и объект социально-педагогической деятельности.
Как ячейка общества, семья представляет собой персональную среду жизни и развития ее членов. Качество этой среды определяется рядом параметров:
1)демографическим (структура семьи): большая - включает других родственников; нуклеарная - включает лишь родителей и детей; полная - родители оба и дети; неполная - без 1, 2 родителей; бездетная – нет детей; однодетная - 1 ребенок; малодетная - 2-3 ребенка: многодетная - больше 3 детей;
2)социально-культурным (образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества); имущественным характеристиками и занятостью родителей на работе;
3)технико-гигиеническим (условия проживания, особенности образа жизни).
Основными функциями семьи являются: репродуктивная, экономическая (хозяйственная), воспитательная, коммуникативная, досуга и отдыха.
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становятся все более эмоционально-психологическими. Для всё большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Причин этому много. Основные из них:
1)большое количество семей имеют по одному ребенку и состоят
из двух поколений - родителей и детей. Бабушки, дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не
имеют возможности повседневно использовать опыт и поддержку
предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична.
2)изменяется статус «мужского» и «женского» труда. Уменьшается сфера приложения мужского труда, повышается статус женщины - часто ее заработок превышает материальное и денежное довольствие мужа.
3) отношения супругов все более определяются глубиной их взаимной привязанности, поэтому резко повышается уровень их ожиданий по отношению друг к другу. Однако ожидания часто не оправдываются в силу недостатка культуры и индивидуальных особенностей.
4)сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. Детям нужен личностный авторитет родителей.
Воспитательная функция - важнейшая функция семьи. В воспитательной деятельности семьи можно выделить три аспекта:
• систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;
• постоянную ответственность родителей перед детьми, побуждающая их активно заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием;
• педагогическое воздействие родителей на своих детей;
Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по становлению детей, предпринимаемые старшими членами семьи. Они направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен стать и быть ребенок, подросток, юноша.
Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда определяющих факторов:
1) количественно-личностных ресурсов семьи: наличие родителей; сиблингов (братья, сестры); близких родственников, включенных в семейную жизнь (бабушки, дедушки, тети, дяди и т.д.);
2) качественных характеристик членов семьи: состояния здоровья; характера, уровня и вида образования; индивидуальных увлечений; вкусов; ценностных ориентации; социальных установок; уровня притязаний;
3) отношения старших к младшим, к их воспитанию как к своим
безусловным обязанностям;
4) характера взаимодействия старших и младших. Стиль взаимоотношений в семье между родителями и детьми может быть авторитарный, демократический, авторитарно-демократический, демократическо-авторитарный
Авторитарный (властный) стиль. Он характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресечь их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания.
Это достигается с помощью постоянного контроля за жизнью младших и применения наказаний. Навязчивое стремление родителей полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей может привести к конфликтам. Некоторые родители рассматривают своих детей как воск и глину, из которых можно лепить личность. Если ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. Инициатива исходит только от старших. Этот стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой, может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность, протест, агрессию, апатию и пассивность.
Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлечь их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие объясняют младшим мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими, в младших ценят как послушание, так и независимость. В отношениях с детьми они чаще опираются на доверие вместо контроля. Основными средствами воспитания являются одобрение, поощрение. Коммуникация носит двусторонний характер. Этот стиль воспитывает самостоятельность, ответственность, активность, дружелюбие, терпимость.
В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто, обычно больше практикуется компромиссный вариант, который ближе к одному или другому стилю (авторитарно-демократический, демократическо-авторитарный). Различия этих стилей в том, что в одном из них преобладает либо авторитарность, либо демократизм.
В процессе семейного воспитания решаются следующие задачи:
• формируется личность, развиваются ее способности и расширяются интересы;
• происходит передача накопленного обществом социального опыта;
• у членов семьи вырабатывается мировоззрение, ответственное отношение к труду;
• прививается чувство коллективизма, потребности быть хозяином, соблюдать нормы поведения;
• обогащается интеллект, осуществляется эстетическое развитие и физическое совершенствование, вырабатываются навыки санитарно-гигиенической культуры.
У семьи существуют следующие воспитательные возможности формирования личности ребенка:
1) семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка. В младенчестве, раннем детстве она играет роль, которую не могут взять на себя другие институты.
2) влияет на формирование психологического пола ребенка. Три первых года ребенок осваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы.
3) играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Исследования показали, что различия умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях существенные.
4) имеет важное значение в овладении ребенком социальными нормами. Как показали исследования, выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье.
5) предопределяет социальное развитие человека. Одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
6) формирует фундаментальные ценностные ориентации человека.
Анализ социально-педагогических характеристик семей военнослужащих в настоящее время отражает некоторые тенденции:
семьи военнослужащих (офицеры, прапорщики) не характеризуются, как прежде, прочностью брачных основ, хотя и обладают достаточно высокими адаптационными способностями переносить тяготы, лишения, неустроенность быта;
в последнее время увеличился процент распада семей военнослужащих по сравнению с периодом до 90-х годов 20-го века; значительно ослабло внимание к проблемам семей военнослужащих со стороны руководящих органов (командование, штабы, органы воспитательной работы); система деятельности в этой области разрушена; социально-психологическая поддержка семей слабая; жилищно-материальная обеспеченность семей военнослужащих низкая; многолетний опыт работы с семьями военнослужащих используется не достаточно.
Однако, в определенной степени сохраняется корпоративность, коллективизм семей военнослужащих в военных городках, заинтересованность в создании хороших социальных условий для взаимодействия. Поэтому важно основные усилия в этой работе направить на укрепление семей, их благополучие и процветание, что, несомненно, скажется на повышении качества выполнения служебно-боевых задач.
Учебный вопрос № 3. Основные задачи и содержание социально-педагогической работы с членами семей военнослужащих.
Задачи работы с семьями военнослужащих и гражданским персоналом Вооружённых Сил Российской Федерации определены директивой Министра обороны Российской Федерации от 23 июня 1998 г. № Д – 16
В систему работы с членами семей военнослужащих входят следующие направления:
1) сосредоточение усилий всех категорий руководителей по оказанию помощи семье в ее становлении и развитии;
2) изучение мнений, настроений, запросов и нужд семей военнослужащих, оказание им конкретной помощи в решении различных проблем;
3) развитие творческих способностей членов семей военнослужащих, повышение их служебной и общественной активности, культурного уровня и образования;
4) организация нравственного, эстетического, правового, физического, экономического, семейного, полового воспитания членов семей военнослужащих.
Решение названных задач основывается на системообразующих факторах семейного воспитания:
- социальная направленность воспитания;
- связь воспитания с жизнью, проектирование и программирование воспитательного процесса;
- единство общественного и семейного воспитания;
- динамичность воспитания, его доминантность (одна сторона оказывает сильное влияние на другую сторону);
- положительный эмоциональный фон,
- единство требований и воспитательной позиции;
- включенность воспитуемого в деятельность.
В системе работы с семьями военнослужащих выделяется три аспекта: организационный, содержательный, методический.
Организационный аспект предполагает: планирование работы; определение и реализацию ее целей и задач; назначение исполнителей проводимых мероприятий с членами семей; определение направлений, форм исредств воспитательния; проведение воспитательных мероприятий; совершенствование навыков и умений командиров в ходе воспитательной деятельности.
Содержательный аспект включает:
- нравственное, патриотическое, эстетическое, физическое, военное (трудовое), экологическое, правовое, половое и другие направления воспитания;
- совершенствование культуры общения;
- культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания);
- подготовка к определенной профессии или сфере деятельности;
- различные социальные аспекты (оказание материальной, финансовой, психологической поддержки и др.).
Методический аспект - это методы, приемы и способы воспитательного воздействия на членов семей военнослужащих.
Выше уже было отмечено, что за последние годы приобретенный в прошлом опыт работы с семьями военнослужащих используется недостаточно, содержание и формы работы с членами семей военнослужащих совершенствуются бессистемно. Но жизнь требует восстановления этой работы, повышения её эффективности и качества, усиление влияния на поддержание тёплых, близких семейных отношений, укрепление семей, активизации участия жён военнослужащих в решении вопросов воспитания, благотворного воздействия семейных отношений на боевую готовность подразделений и частей.
Можно выделить две основные группы семей военнослужащих:
а) семьи военнослужащих, проходящих службу по призыву; б) семьи военнослужащих, проходящих службу по контракту (офицеры, прапорщики и др). Педагогическое воздействие в каждой из этих групп имеет свои особенности.
Так, при работе с семьями военнослужащих, проходящих службу по призыву важно, прежде всего, влияние семьи на военнослужащего. К формам взаимодействия с семьями таких военнослужащих можно отнести:
• переписку с семьями военнослужащих, содержание этой переписки различно (письма-запросы, письма-благодарности и др.);
• приглашение в части, подразделения, где служат воины родителей, жен; обеспечение кратковременного проживания в военных городках близких родственников воинов в целях непосредственного знакомства их с бытом и досугом военнослужащих
• оказание помощи семьям военнослужащих, проходящих службу по призыву в реализации предусмотренных законодательными актами льгот на период прохождения ими службы;
• разъяснительную работу в форме лекций, бесед, диспутов, вечеров, встреч в целях формирования и развития нравственных, эстетических, правовых и других качеств.
При работе с семьями военнослужащих, проходящих службу по контракту необходимо выделить две основные категории: жены военнослужащих и дети. Причем требование дифференцированного подхода обязывает вычленять из этих категорий свои разновидности: работающие женщины и домохозяйки, молодые матери и матери взрослых детей, жены военнослужащие и жены не военнослужащие, дети дошкольного, младшего и старшего школьного возраста; учитывать разницу в запросах, интересах, уровне подготовки; обеспечивать комплексное решение всех воспитательных задач.
За последнее время значительно возрос образовательный и интеллектуальный уровень членов семей военнослужащих, их культурный кругозор. Следовательно, и работа с ними должна отвечать возросшим запросам, применяемые формы, методы и средства воспитания также должны заинтересовывать людей, вызывать живой отклик, давать ответы на животрепещущие вопросы, активно воздействовать на их умы и сердца. И для этого необходима постоянная и кропотливая работа по воспитанию всех членов семей военнослужащих.
В соответствии с требованиями руководящих документов воспитательной работой с семьями военнослужащих должны заниматься командиры, органы воспитательных структур, культурно-просветительные учреждения при самом деятельном участии женских советов, широкого женского актива.
Ответственные обязанности возлагаются на заместителя командира части по воспитательной работе. В работе с семьями военнослужащих важную роль играют дома офицеров и клубы. Они постоянно содействуют всестороннему развитию творческих способностей членов семей военнослужащих, повышению их служебной и общественной активности, культурного уровня и образования. Всю работу с членами семей военнослужащих они осуществляют совместно с женскими советами частей и соединений.
Женские советы должны оказывать помощь командирам, органам в деле воспитания членов семей военнослужащих, приобщения их к активному участию в общественной жизни и трудовой деятельности, а также в проведении мероприятий с личным составом воинских частей.
Работа женских советов строится на основе широкой инициативы семей военнослужащих с учетом условий жизни воинских частей, в тесной связи со школами, культурно-досуговыми и дошкольными учреждениями, учебными заведениями, спортивными организациями, детскими комнатами милиции, а также социально-психологическими службами помощи семье. Среди основных ее форм: лектории, беседы, совместное чаепитие семей с многолетним стажем и молодых семей, обмен опытом семейной жизни.
Работа с семьями военнослужащих - процесс сложный и многогранный, он осуществляется творчески, непрерывно, с учетом требований конкретной обстановки. Действенность воспитательных мероприятий с семьями военнослужащих зависит от их содержания и уровня организации, совершенства форм и методов, от того, насколько они отвечают реальным условиям и запросам членов семей военнослужащих.
Осуществляя такую работу, командиры, органы воспитательных структур призваны, прежде всего, решать задачи формирования качеств воина, необходимых ему для сознательного восприятия гражданского долга и своих обязанностей. Вместе с тем они стремятся охватить своим влиянием всех женщин, вовлечь их в жизнь части, подразделения.
Всегда актуально трудовое воспитание детей. И дело не только в том, чтобы с малых лет прививать им определенные трудовые навыки. Важна также информация о ратных успехах отца, ответственности и сложности его служебных обязанностей, о трудовых достижениях матери, содержании и смысле их работы. Семьи, дети должны по возможности побывать и на танкодроме, и на летном поле, и на корабле, и на предприятии и т. п. Именно здесь может родиться глубокое понимание и гордость за труд мужа и отца, за то уважение, которое оказывают мужу и отцу начальники, товарищи, подчиненные.
Одна из важнейших задач работы с членами семей военнослужащих- нравственное воспитание, сущность которого сводится к формированию у них нравственных убеждений, готовности и способности сознательно подчинять свои личные интересы общественным, активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, поведения, характеризующегося единством слова и дела.
Воспитательная деятельность среди семей военнослужащих имеет непреходящее значение и влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих, на их ратный труд.
Жены людей военных должны понимать ответственность, сложность, напряженность ратного труда мужей, делать все необходимое для создания такого нравственно-психологического климата в семье, при котором снимаются перегрузки, уходит усталость, нервное напряжение. Поэтому в деятельности командиров, органов воспитательных структур, важное место занимает разъяснение членам семей военнослужащих их задач, вытекающих из особенностей жизни армейских и флотских коллективов, необходимости создания обстановки, способствующей укреплению семей и повышению эффективности служебной деятельности военнослужащих.
Важное место в деятельности командиров с членами семей военнослужащих занимают целенаправленная оборонно-массовая работа, популяризация среди членов семей военнослужащих физической культуры и спорта, привлечение их к активному участию в спортивно-массовых и туристических мероприятиях.
Очень важно, чтобы жены военных обладали высокой выдержкой, мужеством и были готовы к защите Родины. Они должны, если потребуется, оказать раненому первую медицинскую помощь, уметь владеть оружием, средствами защиты от оружия массового поражения.
Большое значение в деятельности командиров, органов воспитательных структур имеет вовлечение членов семей военнослужащих в работу по благоустройству военных городков, улиц и дворов.
В повседневной деятельности руководящего состава с членами семей военнослужащих важное место занимают всестороннее изучение и удовлетворение их нужд и запросов. Оказание помощи женам военнослужащих в их трудоустройстве, внимательное и заботливое отношение со стороны должностных лиц, жены военнослужащих объективно оценивают и стойко переносят трудности, связанные со службой мужа, делают все необходимое для создания домашнего уюта, здоровых семейных отношений.
Участие в воспитании детей военнослужащих, профессиональной ориентации учащихся с учетом использования близлежащих учебных заведений, предприятий, пропаганда педагогических знаний среди родителей, организация внешкольной работы, работы дошкольных учреждений, а также проведение оздоровительных кампаний с детьми при использовании для этих целей форм и средств, наиболее отвечающих конкретным условиям.
При организации воспитания семей военнослужащих важно учитывать характер и условия служебной деятельности офицеров, так как они существенно сказываются на формах и методах работы с семьями офицеров, прапорщиков и мичманов.
Практика показывает, что важным средством культурного, нравственного и эстетического воспитания членов семей военнослужащих являются средства массовой информации, особенно печать, кино. Заместители командиров по воспитательной работе совместные усилия женсоветов, клубов и библиотек направляют на то, чтобы привлечь жен и детей военнослужащих к активному чтению художественной литературы.
Быт и отношения в семьях военнослужащих во многом зависят от организации и проведения досуга членов семей. Руководящий состав воинской части, женские советы стремятся оказывать постоянное влияние на проводимые с членами семей мероприятия: коллективные посещения театров и кино, экскурсии, поездки за город, семейные вечера отдыха, коллективные походы в лес и т. д. Они заботятся о том, чтобы содержание таких мероприятий непосредственно служило делу укрепления семьи.
В проведение мероприятий, в работу коллективов художественной самодеятельности активно вовлекаются жёны военнослужащих. Долг командиров - создать такие условия, чтобы желающие могли принимать живое участие в концертах художественной самодеятельности.
В работе с семьями военнослужащих важное место занимают вопросы воспитания детей.
Воспитание детей, как неоднократно говорил известный педагог А. Макаренко, - самая важная область жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны, ее защитники. Они будут творить историю. Организуя эту работу, важно добиваться, чтобы офицеры, прапорщики, мичманы и их жены глубоко знали и понимали основы воспитания, образования и обучения детей, свою ответственность за формирование у них необходимых качеств.
В воинских частях и гарнизонах вопросы обучения и воспитания детей военнослужащих должны периодически обсуждаться на собраниях родителей, общих собраниях офицеров, прапорщиков и мичманов, заседаниях командования.
В работе с семьями военнослужащих необходимо эффективно и умело использовать такое важное средство, как женский совет части, гарнизона. Женские советы являются общественными организациями, которые призваны содействовать в воспитании членов семей военнослужащих, приобщения их к активному участию в общественной жизни и трудовой деятельности, а также в организации и проведении спортивно-массовых и культурно-досуговых мероприятий с личным составом воинских частей.
Женские советы создаются в соответствии с руководящими документами во всех воинских частях, гарнизонах, военных учреждениях, учебных заведениях, а также по месту жительства членов семей военнослужащих.
Женский совет части — это орган, создаваемый на общественных началах. Вся его деятельность строится на широкой инициативе, творчестве и самодеятельности женщин с учетом конкретных задач и условий жизни воинской части. Он избирается на общих собраниях жён военнослужащих данной части, военного городка открытым голосованием сроком на два года.
В женские советы избираются наиболее авторитетные и инициативные общественницы, жены генералов, офицеров, прапорщиков и мичманов. Из состава женсовета избирается председатель и два его заместителя.
Опыт свидетельствует о том, что там, где командиры, органы воспитательных структур по-деловому вникают в работу женсоветов, оказывают им всестороннюю помощь и осуществляют конкретное руководство ими, лучше поставлена работа с семьями военнослужащих, крепче моральная атмосфера в коллективах офицеров, прапорщиков и мичманов, выше успехи в боевой готовности, боевой и общественно-государственной подготовке. В воинских частях и гарнизонах, как показывает опыт, сложилась четко продуманная система руководства деятельностью женсоветов со стороны командиров, органов воспитательных структур. Система руководства включает в себя комплекс мероприятий, который предполагает: определение задач и содержания работы женсоветов, своевременное доведение их до членов женсоветов, женских организаторов; проведение мероприятий по организационному укреплению женсоветов, подбору, расстановке активистов по работе с семьями военнослужащих; планирование работы, оказание помощи в подготовке и проведении мероприятий; систематическое рассмотрение вопросов работы женсоветов на совещаниях, всемерная помощь и поддержка инициативы активистов в работе с семьями военнослужащих; руководство учебой членов женсоветов, женских организаторов; обобщение и распространение опыта работы лучших женсоветов и женских организаторов; систематический и глубокий анализ действенности и эффективности работы женсоветов в целях выработки мер по улучшению многогранной работы с членами семей военнослужащих.
Наряду с женсоветами в частях может создаваться служба психологической диагностики и педагогической помощи семьям военнослужащих. Эта служба комплектуется офицерами, гражданскими лицами, обладающими специальными психологическими, социально-педагогическими, медицинскими и юридическими знаниями. Они занимаются изучением морально-психологического состояния членов семей и созданием условий благоприятного нравственно-психологического климата в семьях. Формами работы специалистов этой службы являются: психотерапия, психологические тренинги, психоразгрузка, снятие усталости и нервного напряжения, прием посетителей, консультации и др.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Напомнить обучаемым тему, цели учебного занятия, отметить степень их достижения.
2. Ответить на вопросы обучаемых.
3. Провести краткий разбор учебного занятия.
4. Дать задание на самоподготовку.