Тема урока: Растения и животные водоемов.




Тема урока: Земледелие и животноводство в степях и пустынях.

Цели урока:

1. Формировать понятие о самых важных отраслях сельского хозяйства в Казахстане- земледелии и животноводстве. Познакомить с отраслями животноводства и земледелия, как составной части сельского хозяйства, его роли в жизни человека 2 Развивать у детей элементарные навыки и умения исследовательской работы: учить наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, анализировать, сравнивать и делать выводы.
   
3. Воспитывать положительный взгляд на окружающий мир, культуру взаимоотношений с окружающей природой и людьми.
   

Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности

Дидактическое обеспечение урока: сюжетные картинки, демонстрационный материал по теме.

Ход урока.

  Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
  · Приветствие · Проверка подготовленности школьников к уроку · Раскрытие общих целей урока и плана его проведения
   
  Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
  1 Выяснение знаний о растениях и животных степей и пустынь.
  Постановка проблемы
  · Что видите на иллюстрациях? (растения) · Где они растут? (Их выращивает человек) · Как называют такие растения? (культурные) · Какая отрасль сельского хозяйства занимается разведением культурных растений? (надпись-растениеводство) · Какие отрасли растениеводства знаете? (на картинках появляются надписи отраслей растениеводства) · Только ли растения разводит человек? (Человек разводит животных) · Как называется эта отрасль? (Животноводство) Сегодня на уроке мы с вами поговорим о самых важных отраслях сельского хозяйства в Казахстане
  Формирование новых знаний и способов деятельности.
  1 Беседа об отраслях животноводства
  Когда-то в прошлом все животные на Земле были дикими, но с появлением скотоводства домашних животных становилось всё больше. Люди не просто одомашнивали животных, но и вывели множество новых пород. В настоящее время ещё одной отраслью сельского хозяйства является животноводство. - Животноводство – отрасль сельского хозяйства, разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчел. (из словаря Ожегова) - Каких животных разводит человек? Слайд 5 -Из каких отраслей состоит животноводство? Как думаете? Постепенно появляются отрасли: Разведение КРС Разведение МРС Свиноводство Коневодство Верблюдоводство Кролиководство Птицеводство Рыбоводство Пчеловодство -Чем занимается каждая отрасль? Каких животных объединяет?
  2Выяснение знаний детей о земледелии. Составление таблицы Земледелие: Рис Хлопок Бахчевые Зерновые Фруктовые деревья
  3 Работа с учебником.
  1 Чтение статьи учебника с пометками с 80-83
  · Дети отмечают, что для них новое и что они уже знали
  · Беседа по содержанию
  Динамическая пауза
  Применение. Формирование умений и навыков.
  1 Работа с тестовыми заданиями
  2 Работа над загадками 1) Человек, ухаживающий за пчёлами. 2) Домашний родственник зайца. 3) Он в мундире ярком, шпоры для красы. Днём он забияка, по утру- часы. 4) Доктор животных. 5) С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. Не конь, а брыкается. Доят, но не корова. С пухом, а не птица. Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. 6) Пятак есть, а ничего не купит. 7) Сама пёстрая, даёт белое, ест зелёное. 8) Она необходима лесникам, пастухам, пограничникам и даже милиционерам. 9) Человек, который сопровождает животных на пастбище. 10) Цех, где разводят кур. 11) По горам, по долам Ходит шуба да кафтан. 13) Как называется шерсть овцы?
  Разбор домашнего задания.
   
  Контроль и оценка результатов деятельности

 

 

1. Как называется отрасль хозяйства по выращиванию растений в садах? Вычеркни неверное.

Садоводство, огородничество, полеводство.

 

2. Профессии людей, занимающихся растениеводством:

а)агроном, тракторист
б)шофёр, ветеринар
в) комбайнёр, космонавт

 

3. Земледелие включает отрасли:

а) полеводство, хлопководство, садоводство, виноградарство, овощеводство
б) полеводство, овощеводство, животноводство, цветоводство
в) полеводство, овцеводство, садоводство, виноградарство

 

4. Как называют профессию врача. который лечит домашних животных?

а) артист
б) невропатолог
в) ветеринар
г) стоматолог

 

5. Отметь знаком «+» названия растений, которые люди выращивают в садах. Допиши, если знаешь, другие выращиваемые в садах растения.

……. вишня, …….. картофель, …….. яблоня, ……. земляника,
……. груша, …….. смородина, …….. морковь, ……. капуста.

 

6. Люди каких профессий связаны с животноводством?

а) геолог, лётчик, экскурсовод
б) ветеринар, чабан, доярка
в) врач, тракторист, металлург

 

7. Установи соответствие.

 

Продукты Отрасли

а) мясо, яйца 1. верблюдоводство
б) воск, мёд 2. рыболовство
в) икра, клей 3. пчеловодство
г) шерсть, молоко 4. птицеводство

 

Дата

Тема урока: Растения и животные лесов и тугаев.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с особенностями природы лесов и тугаёв, животным и растительным миром; расширить представление о природных богатствах ле- сов и тугаёв. 2 Развивать у детей элементарные навыки и умения исследовательской работы: учить наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, анализировать, сравнивать и делать выводы.
3. Воспитывать положительный взгляд на окружающий мир, культуру взаимоотношений с окружающей природой и людьми.

Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности

Дидактическое обеспечение урока: сюжетные картинки, демонстрационный материал по теме.

Ход урока.

  Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
  Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
  1 Рассказы детей об особенностях пустынь
  Постановка проблемы
  Беспредельна, необъятна, широка Степь привольная Сары-Арка. Открытая полынным ветрам, Раскинулась на сотни километров. Всюду простор и ковыльные степи Да сопок неровных неровные цепи. И вдруг, как чудо из чудес Среди степи поднялись горы, лес, Высокие скалы, лесные поляны – Всё это земля родного Казахстана! - Мы продолжаем изучать природные зоны Казахстана. Сегодня мы будем говорить о лесах и тугаях. Мы познакомимся с их расположением на карте Казахстана, с животным и растительным миром, будем говорить о пользе леса и его охране.
  Формирование новых знаний и способов деятельности.
  1 Рассказ учителя
  * Итак начинаем исследовать леса и тугаи. Послушайте старую казахскую легенду. Когда Аллах, сотворив наш удивительный мир, подарил одним народам широкие и глубокие моря и реки, другим высокие горы, одетые густыми лесами, белоснежны- ми шапками, третьих одарил плодородными полями и цветущими садами. А казахам оставил лишь сухие степи. Вставал тогда народ и решил просить у всевышнего хоть маленькую толику того прекрасного, что осталось у него в мешке. Но не откликнулся Аллах на просьбу степняков. Тогда весёлый пересмешник Алдар-косе, решил перехитрить всевышнего, предложив сыграть в прятки. Тот согласился, но где можно спрятаться в пустынной и плоской степи. Насыпал Аллах холмик, чтобы укрыться за ним и спрятался. А хитрый Алдар-косе незаметно проделал в мешке дырку, из которой высыпались на землю скалистые горы, поросшие густыми лесами, вылились прозрачные озёра и звонкие родники. В лесах поселились звери и птицы. Так гласит легенда. - И если посмотрим на карту Казахстана, то увидим, где природа создала удивительный мир красок, форм и звуков. - А кто знает, где в Казахстане есть леса? - Вблизи г. Кокшетау живописное место по-казахски звучит Бурабай, а по-русски Боровое. - В Карагандинской области – Каркаралинск. - В Павлодарской области – Баян-аул. - В Костанайской области известный лес Наурзум-карагай. (поставить на карте значки) - А сейчас скажите, кто из вас был в этих местах? В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казах- стана до Алтайских гор растут небольшие леса. А по берегам рек степной и пустынной зон много тугаёв. Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах степей и пустынь. На самом севере Казахстана около г. Петропавловска расположены боль- шие массивы соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их назы- вают ленточными борами. - Что такое бор? - Как вы понимаете «ленточный бор»? Крупный массив соснового леса сохранился в Костанайской области. Это известный лес Наурзум-карагай. В Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них также встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными борами. - Как понимаете выражение «гранитный бор»? - А сейчас мы с вами посмотрим небольшой кусочек видеофильма об одной жемчужин Казахстана – Боровом. - Что такое тугай? -- Где в Казахстане встречаются леса? - Итак, в лесах и тугаях есть все благоприятные условия для роста и развития растений, плодородные почвы, не промерзающие зимой, обилие влаги. Всё это способствует росту растений в лесах и тугаях? - Давайте вспомним из 2,3 классов все ли растения равномерны? 1этаж – травы, цветы 2этаж – кустарники 3этаж – деревья - Чем они отличаются? - А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину. - Из какого дерева делают спички?(осина) - Какое дерево применяют для изготовления лыж?(берёза) - У каких деревьев осенью листья красные?(рябина) - Из какого дерева делают пианино?(ель) - Какое дерево даёт сок?(берёза) - Какие дрова самые жаркие?(дуб, берёза) - Ребята в лесах и тугаях растут не только растения, но и живёт великое множество различных животных. * Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого не делаю. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые»- не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вер- теть. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее – веточками деревьев, корой деревьев. (заяц-картинка) * Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись, то придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь. Если необходимо могу тащить ношу 400-500 кг. Могу бежать со скоростью скаковой лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, хлебные зёрна, травы, почки деревьев, жёлуди.Но если этой пищи нам не хватает, то мы нападаем на кабанов, глухарей и рябчиков.(медведь- картинка) * Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров вы- соты. Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми: рога у нас широкие и громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, свисающая над нижней. Подвижная губа помогает нам захватывать древесные листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со стволов. Но очень мы и соль любим.(лось-картинка) - А вот, чтобы узнать какие ещё звери водятся в лесах и тугаях, мы прочитаем в учебнике. - Какие животные обитают в лесах и тугаях? - Какие птицы там водятся? - Как дни приспособились к жизни среди деревьев и кустарников? * Лес – это наше богатство! Лес – лёгкие нашей Земли. Растения дают Земле кислород, а значит и жизнь, точно также как лёгкие снабжают нашу кровь кислородом. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес – это дом зверей и птиц. А как приятно побывать в лесу в летнюю пору, подышать полной грудью живительным воздухом. Прогулка в лес – источник радости и здоровья. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в своей комнате - мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины делают книги, тетради, скипидар и многое, многое другое. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется
  3 Работа с учебником.
  1 Чтение статьи учебника с пометками
  · Дети отмечают, что для них новое и что они уже знали
  · Беседа по содержанию
  Динамическая пауза
  Применение. Формирование умений и навыков.
  1 Составление схемы «Роль леса» Роль леса: воздух; аптека; источник пищи; место отдыха; источник топлива, древесины; дом для животных, растений, грибов; защитник воздуха, водоемов, почвы
  2Обобщение по теме · О чём мы сегодня говорили? · Что такое тугаи? Бор? · Где в Казахстане встречаются леса и тугаи? · Какие деревья растут в лесах и тугаях? · А какие ещё растения? · Какие животные водятся в лесах и тугаях? · Почему мы должны охранять лес? · Что даёт нам лес? · Какие правила мы должны соблюдать в лесу? · Что требуется от каждого человека? -
  1 Решение экологических проблем · Почему исчезают леса? Отчего это зависит? · Как вы думаете, почему у леса возникло столько проблем?
  Разбор домашнего задания.
  Контроль и оценка результатов деятельности

 

Дата «___»________

Тема урока: Использование леса и его охрана

Цели урока:

1. Расширять представления детей о роли леса в жизни человека. Раскрыть особенности использования лесов и его охрану. 2 Развивать у детей элементарные навыки и умения исследовательской работы: учить наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, анализировать, сравнивать и делать выводы.
   
3. Воспитывать положительный взгляд на окружающий мир, культуру взаимоотношений с окружающей природой и людьми.
   

Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности

Дидактическое обеспечение урока: сюжетные картинки, демонстрационный материал по теме.

Ход урока.

  Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
  · Приветствие · Проверка подготовленности школьников к уроку · Раскрытие общих целей урока и плана его проведения
   
  Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
  1 Рассказы детей о животных и растениях лесов и тугаев
  Постановка проблемы
  Богатство лесов и тугаев охраняйте, Птиц и зверей в обиду не давай. · Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Какую главную цель мы поставим сегодня? · Важна ли эта тема для человечества? Докажите.
  Формирование новых знаний и способов деятельности.
  1 Рассказ об использовании леса человеком Лес – это наше богатство! Лес – лёгкие нашей Земли. Растения дают Земле кислород, а значит и жизнь, точно также как лёгкие снабжают нашу кровь кислородом. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес – это дом зверей и птиц. А как приятно побывать в лесу в летнюю пору, подышать полной грудью живительным воздухом. Прогулка в лес – источник радости и здоровья. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в своей комнате - мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины делают книги, тетради, скипидар и многое, многое другое. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется 2 Составление схемы «Роль леса» Роль леса: воздух; аптека; источник пищи; место отдыха; источник топлива, древесины; дом для животных, растений, грибов; защитник воздуха, водоемов, почвы
  3Беседа о охране лесов -Что такое охрана природы? - Для чего нужно охранять животных и растения? - Что угрожает растениям и животным? - Что такое браконьерство? - Какие меры принимаются в Казахстане по защите растений и животных? - В каких целях создана Красная книга? Какие виды растений и животных занесены в Красную книгу? - Что такое заповедник? - В каких целях созданы заповедники, заказники, национальные природные парки? - Что запрещено на территории заповедников?
  3 Работа с учебником.
  1 Чтение статьи учебника с пометками
  · Дети отмечают, что для них новое и что они уже знали
  · Беседа по содержанию
  Динамическая пауза
  Применение. Формирование умений и навыков.
  1 Составление правил поведения в природе «Правила поведения в природе».
  1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
  2. Не рви на лугу, в лесу цветов.
  3. Не лови диких животных и не уноси их домой.
  4. Не подходи близко к гнездам птиц, не разоряй птичьи гнёзда.
  5. Не выжигай весной сухую траву.
  6. Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусора.
  2 Работа над пословицами · Чтение · Объяснение смысла пословиц Срубил одно дерево - посади десять. Скот разводи и деревья посади. Родники украшают горы, а трава – родники. Нет травы – нет скота, нет скота – нет пищи. Красота озера - в густом тростнике, красота пастбища – в пасущемся скоте. Герой красит народ, лес красит землю.
  Разбор домашнего задания.
  Контроль и оценка результатов деятельности

 

 

Дата «___»________

Тема урока: Растения и животные водоемов.

Цели урока:

1. Выявить и расширить представления детей о водоёмах, растительном и животном мире; развивать познавательную активность учащихся через самостоятельный творческий поиск необходимой информации. 2 Развивать у детей элементарные навыки и умения исследовательской работы: учить наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, анализировать, сравнивать и делать выводы.
   
3. Воспитывать положительный взгляд на окружающий мир, культуру взаимоотношений с окружающей природой и людьми.
   

Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности

Дидактическое обеспечение урока: сюжетные картинки, демонстрационный материал по теме.

Ход урока.

  Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
  · Приветствие · Проверка подготовленности школьников к уроку · Раскрытие общих целей урока и плана его проведения
  Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
  1 Выяснение знаний детей об особенностях гор. Работа по карточкам 2 Рассказы детей об особенностях животных и растениях гор.
  Постановка проблемы
  · Как вы понимаете, что такое водоемы? · Что значит искусственные водоемы? (Их создал человек). · Можете ли вы назвать искусственные водоемы? (канал, пруд, водохранилища).
  . Формирование новых знаний и способов деятельности.
  1 Работа с картой Казахстана Нашу Республику, особенно северную часть, можно смело назвать озёрным краем. На её территории находится 48262 озера с запасами воды в 190 куб. м. Самые крупные из них: Балхаш, Алаколь, Салыкколь, Каспий и Арал – озеро. Большую часть составляют солёные или солоновато – солёные, горькие, непригодные для питья. * Назовите водоемы Казахстана. Отметь их на контурной карте (Каспийское море, Аральское море, озеро Балхаш, реки: Или, Волга, Иртыш, Сырдарья)
  2 Рассказ учителя - Водоем – это маленький мир со своей жизнью и правилами. Когда мы смотрим на воду, нам кажется, что под водой ничего нет, кроме камней. Но на самом деле это не так, потому что там, в глубине, идет своя жизнь. - А знаете ли вы, ребята, обитателей рек и озёр? Давайте проверим. А) Игра «Что за рыба?» (Я показываю картинки с рыбами, а дети отгадывают). - Ну, не думайте, что под водой живут только рыбы. Это не так. Оказывается, под водой живут, и насекомые. - Посмотрите на жука. -Кто знает, как он называется? -Правильно. Это жук плавунец. Он является одним из хищников. Питается водными насекомыми улитками, головастиками. -Головастики тоже жители водоемов. Питаются они водорослями, затем, превратившись в лягушку, питаются мелкими насекомыми. По поверхности воды бегает удивительное насекомое-клоп-водомер. Конечности водомерок покрыты тонкими волосками и смазаны жиром, поэтому они не тонут в воде. Водомерки питаются мелкими насекомыми. Осенью они выходят на сушу. На суше они неловкие, с трудом передвигаются. Зимуют под корой деревьев и мхами. Возле водоема можно всегда увидеть красивых стрекозок. А вот личинки стрекозы обитают на дне. Личинка имеет цвет, сходный с песком, поэтому не заметна на дне водоема. Она не догоняет свою жертву, а долго подстерегает ее, прикрепившись к песку. У водоемов обитают птицы. -Перечислите птиц, которых вы знаете, (утки, гуси, лебеди, цапли). По берегам рек селятся бобры и ондатры. А на дне пресных водоемов можно встретить раков. Если вода в водоеме слишком грязная, то раки в ней жить не могут и погибают.
  3 Работа с учебником.
  1 Чтение статьи учебника с пометками
  · Дети отмечают, что для них новое и что они уже знали
  · Беседа по содержанию
  Динамическая пауза
  Применение. Формирование умений и навыков.
  1 Игра «Да- нет»
  1.Реки и озера, природные водоемы. (Да) 2.Прибрежные растения – это камыш, тростник, рогоз, кувшинка. (Нет) 3.Водные растения отличаются от растений на суше тем, что не имеют таких мощных корней. (Да) 4.Стрекоза и жук – плавунец – хищники. (Да) 5.Водомерки скользят только по поверхности воды и не тонут. (Да) 6.Речной рак является индикатором загрязненной воды в водоеме. (Да) 7.Если уничтожить прибрежные растения, то обмелеют водоемы. (Да) 8.Личинки стрекозы живут на листьях прибрежных растений. (Нет) 9.Щука питается водными растениями. (Нет) 10.Водоемы нуждаются в охране. (Да)
  2 Работа в тетрадях
  Разбор домашнего задания.
   
  Рефлексия

 

Водоемы

 

1.Назови виды водоемов

А/ природные

Б/ глубокие

В/ искусственные

 

2.Какие травы растут по берегам водоемов?

А/ камыш, клевер

Б/ рогоз, осока

В/ саксаул, тростник

 

3.Чем отличаются водные растения?

А/ цветом

Б/ запахом
В/ не имеют мощных корней

 

4.Какие насекомые обитают в воде?

А/личинки, стрекозы

Б/щука

В/ пчелы

 

5.Кого называют животные фильтры

А/ головастики

Б/ моллюски

В/ рыбы

 

6.Где можно встретить очень – редкое пресмыкающее – лягушкозуб

А/ озера Джунгарского Алатау

Б/ Амурдарья

В/ Аральское море

 

7.Что происходит в результате уничтожения прибрежных растений

А/ водоемы разливаются

Б/ водоемы загрязняются

В / водоемы мелеют

 

8.Какие обстоятельства предшествуют исчезновению растений и животных водоемов?

 

Дата «___»________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: