Тема урока: Охрана растений и животных водоемов.




Цели урока:

1. Формирование системы экологических знаний о необходимости охраны и экономии воды. Выявить и расширить представления детей об охране водоёмов и мерах, которые предпринимаются для охраны растений и животных 2 Развивать у детей элементарные навыки и умения исследовательской работы: учить наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, анализировать, сравнивать и делать выводы.
3. Воспитывать положительный взгляд на окружающий мир, культуру взаимоотношений с окружающей природой и людьми.

Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности

Дидактическое обеспечение урока: сюжетные картинки, демонстрационный материал по теме.

Ход урока.

  Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
  · Приветствие · Проверка подготовленности школьников к уроку · Раскрытие общих целей урока и плана его проведения
  Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
  1 Выяснение знаний детей об особенностях водоемов. Работа по карточкам 2 Рассказы детей об особенностях животных и растениях водоемов.
  Постановка проблемы
  Ассоциации. - На плакате написано слово «водоёмы». Нужно составить кластер, какие ассоциации у них возникли. Дети подходят, пишут, какие ассоциации у них возникли.
  . Формирование новых знаний и способов деятельности.
  1 Игра «Мозговой штурм».На интерактивной доске появляются вопросы. 1) Когда вода бывает в твердом состоянии? (При охлаждении превращается в лед.) 2) Может ли быть вода в газообразном состоянии? (Да, когда происходит испарение воды. Туман.) 3) Какова вода в морях и океанах - пресная или соленая? (Вода испаряется, соль остается.) 4) Какая вода на вкус? (Нет вкуса, цвета, запаха.) 5) В каких источниках пресная вода? (В реках, в подземных водах. Реки питаются родниками, которые проходя через слои подземных пород, очищаются.) 6) Из каких частей состоят реки? (Исток, русло, приток, устье.) 7) Чем отличаются реки от озер? (Озера не имеют начала и конца, истока и устья.) 8) Назовите источники минеральной воды в Казахстане ("Сарыа-гаш", "Алмаарасан", "Кокшетауминводы".) 2) 3,4 слайд. Страница «Эликсир». - Эликсир –это вещество, нужное для жизни, либо которое продляет жизнь. - Почему так говорят о воде? (жизнь невозможна без воды, человек и животные умирают, а растения засыхают, человек на 70% состоит из воды, растение - на 50%. Каждый день мы пьём по 2-3 литра воды вдень.) 3) 5 слайд. Открывается слайд, изображающий пейзаж. А давайте представим себе, что было бы, если бы на всей земле не стало воды. (Со слайда убираются части по мере того, что называют дети: растения, птицы, рыбы, звери, человек). 6 слайд - Очень неприглядная получилась картина. Какой можно сделать вывод? - С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода- и жизнь становится невозможной. Потому, что вода – эликсир жизни. Но, над водой нависло загрязнение.
  4) слайд. Страница «Экология». - Знакомо ли вам это слово? Знаете, что оно обозначает? «Экос» — дом, «логос» — наука. Наука о доме, а дом — это наша земля. Дом не только человека, ной растений, животных. В любом доме есть свои законы, по которым мы должны жить. Все мы между собой тесно взаимосвязаны невидимыми нитями, их исследует наука экология. Каждая из этих сторон немыслима без воды. Если какая-то цепь разорвётся — это приведёт к уничтожению других составных частей этой цепи. И могут быть тяжелейшие последствия. 8 слайд. SOS. - А что этот знак обозначает? (беда, зов о помощи) - В чём же дело? Что случилось, почему вода просит о помощи? (она загрязняется) Стремительное развитие цивилизации, появление промышленности, возведение городов, увеличение численности населения на прямую связано с использованием воды рек. Это можно доказать на примере любой реки. Посмотрите на физическую карту Казахстана. Вдоль реки Иртыш расположены города Оскемен, Семей, Павлодар. 5) - Давайте с вами назовём причины, которые вызывают тревогу за живительную воду и составим кластер.   (Источники загрязнения воды: сбросы с заводов и фабрик, неэкономное использование воды для нужд сельского хозяйства, необдуманные действия человека, сточные воды, бытовые отходы, промышленные отходы) - Слайд 9. 6) Сообщения о проблемах Арала, Балхаша, Каспийского моря.(Слайды 10,11) - Послушайте наших корреспондентов, которые побывали на берегах этого моря и озёр. На берегу озера поселились люди более 150-ти лет назад. Озеро называется Катаркольское, а село – Катарколь. Люди не случайно облюбовали этот край. На берегу Катаркольского озера расположено много оздоровительных центров. Отдыхающие с удовольствием отдыхают на берегу нашего озера. Но, жители нашего села зимой поят скот на озере, моют машины, паласы и ковры, качают тракторами воду, заезжая прямо в озеро. Вода в озере стала очень грязной (Слайд 12). 13, 14 слайды. Охрана воды. - Какие меры и приспособления используют для очистки воды? Дети. На крупных предприятиях в больших городах, потребляющих много воды, устанавливают специальные фильтры для очистки отработанной воды. - Очищенная вода снова используется. Например, ежегодно на земле очищают около 500 миллиардов кубометров воды. Ежедневно по телевизору рекламируют различные синтетические порошки. Однако при этом не говорят об отрицательных моментах их использования. Например, вода, содержащая эти вещества, уже не подлежит очистке. При концентрации этих веществ в воде, равной 1 г/мл, погибают все мелкие полезные микроорганизмы, живущие в воде, а при 5 г/мл - погибают рыбы. 22 марта объявлен Международным днём воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты. В последние годы учёные всего мира работали над проблемой чистой воды. Но, тем не менее, учёные предупреждают: запасы воды достаточно чистой в ближайшие десятилетия будут всё более и более сокращаться. Не забывайте, что каждый человек должен вложить крупинку своей заботы в дело охраны природы. А что сможете сделать вы? в) Работа в группах. Обсуждение. Выступление спикеров. (На отдыхе убирать за собой мусор. Не выливать грязную воду в озеро, реку. Не мыть автомобили возле водоёмов. Бережно использовать воду в быту). - Правильно, ребята, беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть подаваемой в краны воды бесполезно утекает в канализацию. Когда Владимир Маяковский делал подписи к плакатам «Окна РОСТА», он не забыл и про воду. В одном из плакатов поэт обратился к жителям Москвы так: Эй, горожане, Берегите воду! Бережней относитесь к нашему водопроводу! А ты не забыл закрыть водопроводный кран? - Давайте решим задачу. Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воды в стакан 300 г и ему хватает, чтобы почистить зубы и прополоскать рот, Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране, за это время из крана выбегает воды по 1000 г каждую минуту. Во сколько раз больше потратит воды Вова, чем Саша? Саша - 300 г. Вова - 3 мин. по 1000 г. Во сколько раз больше? 3 • 1000: 300 = 10 раз. Ответ: в 10 раз больше. Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струёй, зазвонил телефон. Мама решила, что это   всего на секундочку, не закрыв кран она взяла трубку. Звонила подруга. Разговор длился 10 минут, Всё это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 литра воды? Ответ: 30 литров. Каким образом можно сэкономить воду при мытье посуды? 15,16 слайды. «Мать воды- родник». Знакомство с законом об охране воды.  
  3 Работа с учебником.
  1 Чтение статьи учебника с пометками с 93-95
  · Дети отмечают, что для них новое и что они уже знали
  · Беседа по содержанию
  Применение. Формирование умений и навыков.
  1 Нарисовать плакат «Вода в опасности». Презентация. Доп. сведения: нашу Республику, особенно северную часть, можно смело назвать озёрным краем. На её территории находится 48262 озера с запасами воды в 190 куб. м. Самые крупные из них: Балхаш, Алаколь, Салыкколь, Каспий и Арал – озеро. Большую часть составляют солёные или солоновато – солёные, горькие, непригодные для питья.
   
  2 Работа в тетрадях
  Разбор домашнего задания.
   
  Рефлексия

 

Дата «___»________

Тема урока: Растения и животные гор. ОЭиФГ « РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР КАЗАХСТАНА

Цели урока:

1. Сформировать представление учащихся о растительном и животном мире гор? Об их приспособленности к разным условиям жизни. Учить устанавливать взаимосвязь растительного и животного мира, познакомить с горами Казахстана. 2 Развивать у детей элементарные навыки и умения исследовательской работы: учить наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, анализировать, сравнивать и делать выводы, работать по карте.
3. Воспитывать положительный взгляд на окружающий мир, культуру взаимоотношений с окружающей природой и людьми.

Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности

Дидактическое обеспечение урока: сюжетные картинки, демонстрационный материал по теме.

Ход урока.

  Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
  · Приветствие · Проверка подготовленности школьников к уроку · Раскрытие общих целей урока и плана его проведения
  Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
  1 Рассказ детей о растениях и животных лесов и тугаев. 2 Блиц- опрос · Что такое тугаи? Бор? · Где в Казахстане встречаются леса и тугаи? · Какие деревья растут в лесах и тугаях? · А какие ещё растения? · Какие животные водятся в лесах и тугаях? · Почему мы должны охранять лес? · Что даёт нам лес? · Какие правила мы должны соблюдать в лесу? · Что требуется от каждого человека? 3 Работа с тестовыми заданиями
  Постановка проблемы
  Почему так говорят: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал….» · Сегодня мы с вами отправимся в горы, но сначала давайте посмотрим на карту Казахстана и скажем, каким цветом изображены горы на карте.
  . Формирование новых знаний и способов деятельности.
  1 Какие горы встречаются в Казахстане. Работа с контурной картой.
  2 Рассказ учителя и учащихся о особенностях гор Горные хребты редко встречаются поодиночке, чаще всего они образуют горную страну. Эти горные хребты достигают сотни и тысячи метров в высоту. На их вершинах лежит снег, со временем он уплотняется и превращается в лед. Мы можем увидеть высокие и невысокие горы. Растительный и животный мир гор очень разнообразен. Северным хребтом Тянь-Шаня является Заилийский Алатау. В горах хорошо видны лесные, снежные и ледяные пояса, которые кажутся пятнами на огромной горе. Отсюда и название- Пятнистые горы или Пестрые горы.. Алатау отличаются красотой. В горах родники, водопады, чистые и прозрачные реки. Алатау является Национальным парком, здесь создан Алмаатинский заповедник. В ущелье находится каток Медео, выше –лыжная база Чимбулак. Внешние формы каньона Чарын напоминают разрушенный древний город. Это место еще называют Долиной Замков. У подножия гор расположен город Алматы. · Алтайские горы очень красивы. Из-за многочисленных осадков в горах образовалось много рек и озер. В центре горы, на высоте 1449 метров находится живописное озеро маркаколь. Глубина озера 27 метров.. В озеро впадает 27 маленьких рек, а вытекает только одна- река Калжыр. Еще чудесное место в горах- родник Рахманова. Около двухсот лет назад охотник Рахманов заметил, что раненые звери исцелялись водой этого горного озера. Оказалось, что вода здесь целебна. Сейчас здесь курорт и лечебница. Самая высокая точка Алтая- гора Белуха- по-казахски Актау.(4506м высота) · Южная часть Уральских гор- Мугоджары тянутся на 450 км. самые высокие точки Большой Боктыбай, Айрык.. Это древние горы. Под влиянием природных процессов эти горы, как и горы Сарыарки разрушались и стали низкогорными. · Улытау.-невысокая гора в Карагандинской области, вершина которой Аулие Акмешит. Это одна из старых гор, существующая 410-440 млн. лет. Когда-то она возвышалась над равниной, но со временм стала разрушаться, вследствие чего образовались впадины и пещеры. У подножия гор растут кустарники, тополиные и березовые рощи. Известный казахский геолог К.Сатпаев в середине ХХ века у подножия горы Улытау обнаружил месторождения меди и железа. В горах встречаются захоронения древних городов. Великий Тамерлан, находясь с двухсоттысячным войском у подножия горы, чтобы увековечить свое имя, приказал вырыть огромный котлован. Разжег огонь, расплавил железо, и оставил тамгу с надписью. Эту историческую тамгу нашел К.Сатпаев. Сейчас она хранится в Эрмитаже города Санкт- Петербурга. Но горы очаровывают и потрясают человека еще и своим разнообразным животным миром. А) Рассказ о животных гор Он конечно не вылеплен из снега, он просто живет в горах, где лежат снег и вечные льды. Ирбис, так его ласково называют по- другому, очень красивое и сильное животное. Напоминает он небольшого тигра, только мех у него не полосатый, а пятнистый. Черные пятна очень красиво смотрятся на серебристо-белом фоне. Барс не очень большое животное, весом 30-39 кг., длиной 1,5метров. Снежный барс –настоящее горное животное. Очень часто его встречают альпинисты на высоте 3-4 км над уровнем моря. Живет он в скалистых ущельях, среди очень крутых склонов, рядом с ледниками. Барсу нравятся эти места из-за того, что здесь водятся горные козлы и архары. Ирбис подстерегает их на узких горных тропах. Бывает, что он месяцами следует за одним стадом по пятам.. Если барсу не удается убить козла, он обходится зайцем, ловит сурка или птицу. Численность барсов в мире невелика. В нашем государстве они взяты под охрану. Места их обитания объявлены заповедными.- Тянь-Шань, Тарбагатай, Алтай. Люди используют луга в горах для выпаса скота. Тем самым уменьшая количество пищи для козлов, которыми питается барс, и барсы погибают от голода У барса бывает чаще двое детенышей. Когда барс выходит за добычей, он ловко заметает следы своим пушистым хвостом. Тщательно вылизывает себя, чтобы не определили его по запаху. Снежный барс- грациозный, сильный, ловкий зверь. Именно за эти качества он признан символом независимого Казахстана. · В горах много разных животных и все они находят себе пищу. Они приспособились к жизни в горах. Это и архар, и олень, и рысь, и медведи, и лисы и другие. Но в горах много и птиц. Б) Пересказ о птицах. Кроме этого в горах живут- совы, тетерева, дятлы и другие птицы. Но королем всех птиц называют самую большую птицу из орлиного племени- беркута. Это крупная и сильная птица весит от3до 6 кг. Размах крыльев достигает трех с половиной метров. Эта хищная птица умело использует восходящие потоки воздуха, благодаря им она может парить в воздухе долго. Гнезда устраивает высоко на скалах и на деревьях, не ближе 3-4 км одно от другого, чтобы иметь охотничьи участки. В гордом парящем полете беркут изображен и на символике Казахстана.   В) Рассказ о растениях Как и животные приспособились к жизни на разных высотах, так и растения располагаются по высотным поясам. Какие пояса прослеживаются в горах? -Тарбагатай -Жунгарский Алатау -Тянь-Шань Пояса все гор схожи друг с другом и мы выделяем- Подножия гор- травянистые растения и кустарники Первый горный пояс- лиственные растения Второй горный пояс- хвойные леса Третий хвойный пояс- богатое разнотравье Четвертый пояс- альпийские луга Выше них- голые скалы и ледники. А теперь скажите, какие растения здесь растут -подножие гор-(смородина, малина, барбарис, шиповник, сады, виноградарство) Первый- береза, осина, тополь, рябина, боярышник Второй- ель, сосна, кедр, пихта Третий- медуница, примулы, горечавки и другие. Иван-чай Здесь веселый цветочный хоровод. Травянистый великан- Иван-чай или кипрей. Его сочные стебли иногда вымахивают в рост человека. Их венчают нежно-лиловые султаны цветов. Кипрей в почете у пчеловодов. Это чемпион травяных медоносов.. кипрей не только угощает пчел сладким нектаром. Но и дает цветочную пыльцу и клей. Из листьев кипрея давно готовили чай с красивым настоем. Побеги и листья богаты витамином С. Четвертый- альпийские луга, где заготавливают сено и как пастбища для скота.
   
  3 Работа с учебником.
  1 Чтение статьи учебника с пометками
  · Дети отмечают, что для них новое и что они уже знали
  · Беседа по содержанию
  Динамическая пауза
  Применение. Формирование умений и навыков.
  1 Работа в тетрадях
  2 Разгадывание кроссворда
  1. Символ независимости Казахстана (ирбис).
  2. Эта горная индейка летает только сверху - вниз. Вверх по горе обязательно идёт пешком, причём может даже быстро бежать (улар).
  3. Близкий родственник совы (филин).
  4. Крупный горный баран (архар).
  5. Из древесины какого хвойного дерева делают такой музыкальный инструмент, как пианино? (сосна)
  6. Одно из самых распространённых хвойных деревьев Казахстанского Алтая, очень тенелюбивое. Играет важную роль в закреплении горных склонов (пихта)
  3 Обобщение Величественные горы с заснеженными вершинами никого не оставляют равнодушными. С восходом солнца все оглашается пением птиц. Чистые ручьи, стекающие с вершин, разнотравье лугов, ели и сосны как будто говорят: «Тебе мы дарим не только красоту, но и чистый воздух, сладкие ягоды, пение птиц, различных животных. Цени и береги природу!».
  Разбор домашнего задания.
   
  Контроль и оценка результатов деятельности

Тест.

1.Подчеркни растения, которые можно встретить в степи: тюльпаны, донник, пырей, мята, тимофеевка, терескен, таволга, белая кувшинка, ковыль, гусиный лук, камыш.

2.Запиши виды лесов:

А-

Б-

В-

3.Это дерево используют как лекарственное растение, корм для скота, изготовления мебели и полезащитных полос:

Осина, береза, липа.

4.Выдели, кто живет в лесах:

Медведи, бобры, бурундуки, ондатры, кабаны, джейраны, кукушки, совы, верблюды.

5.Необходимые условия для жизни растений:

А- свет, почва, тепло, вода

Б-тепло, свет, вода, воздух, питательные вещества

В-почва, воздух, вода, тепло

6. Соедини стрелкой, как называются эти леса, где растут:

Ели дубрава

Сосны роща

Дубы бор

Хвойные деревья ельник

Лиственные деревья тайга

одной породы

7 Как называется пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, растительность редкая и скудная

А) степь б) пустыня в) леса

8 Перечислите виды пустынь

А-

Б-

В-

9 Растения приспособились к недостатку влаги: (соедини стрелками)

 

Верблюжья колючка запасает воду в мясистых стеблях, листьях

Молочай очень длинные корни

Полынь корни охватывают большую территорию

10. Характерный признак зоны степей - это...

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

11. К степным птицам относятся...

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

б) ястребы, кедровки, сойки;

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

 

 

Горные местности.

 

1.Что влияет на растительность горной местности?

А/ животные и птицы

Б/ климат и вид почвы

В/ снег на вершинах гор

 

2.Что развито в предгорьях Заилийского Алатау?

А/ виноградарство

Б/ рисоводство

В/ хлопководство

 

3.В каких горах растет очень высокая трава?

А/ Алатау

Б/ Алтай

В/ Тянь-Шань

 

4.Какое животное является символом независимости Казахстана?

А/ архар

Б/ беркут

В/ Барс

 

5.Какое животное на ночь поднимается до ледников?

А/ марал

Б горный козел

В/ архар

 

6.Какие птицы живут в горах?

А/ упары, филины

Б/ грифы, дрозды

В/ казарки. Беркуты

 

7.Что организуют, чтобы сохранить животных?

А/ парки

Б/ заповедники

В/ зоопарки

 

8.Назови заповедники нашей республики.

 

 

 

Тема: «Охрана животных и растений гор ».

Цель: Сформировать представление об охране растений и животных.

Познакомить с понятиями: Красная книга, Чёрная книга, заповедник.

Учить работать со справочниками, энциклопедиями.

Развивать речь, память, мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность.

Оборудование: Карта Казахстана, Государственная символика Р. К., перфокарты по теме «Горы».

Организационный момент.

- Проверьте, как организовано ваше рабочее место. Здравствуйте, мои хорошие, садитесь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: