Малая научная конференция. Выступления групп.




- А теперь начинает свою работу наша малая научная конференция. Большая просьба: слушать внимательно.

Слово предоставляется первой научной группе. Интервью.

Слово предоставляется второй научной группе. Красная книга.

- Вот у меня в руках Красная книга. Почему она красная, а не зелёная, синяя? Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: «Красный цвет книги – запрещающий цвет. Стоп, остановись! Дальше так нельзя! Но записать животное или растение в Красную книгу – ещё не значит их сохранить. Это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только останавливает, предупреждает». Помимо Красной книги в мире уже существует Чёрная книга. Какие животные и растения занесены в Чёрную книгу? Почему она так называется? В Чёрную книгу занесены те животные, которых мы уже никогда не увидим. Главные наши заботы: чтобы ни одно животное существо больше не попало в список Чёрной книги.

Слово предоставляется третьей научной группе. Заповедники Казахстана.

Работа с картой. Показ заповедников учителем.

Слово предоставляется четвёртой научной группе. Правила поведения в природе. Запрещающие знаки.

- Если каждый из нас будет соблюдать эти правила, то природа наша станет ещё красивее.

Слово предоставляется пятой научной группе. Пословицы и поговорки.

- Издревле казахский народ хорошо знал ценность растений и животных. Молодое поколение учили беречь и защищать природу. «Змею, заползшую в дом, напои молоком и выпроводи», - говорили в старину. Во многих народных пословицах отражается отношение человека к природе. Глубокая любовь к Родине, бережное отношение к миру растений и животных отражена и на Государственном гербе Республики Казахстан. В чём это проявляется? Что мы видим? Мы видим колосья пшеницы и мифологических крылатых скакунов.

Первичное закрепление материала.

Мини – тест.

1. Сколько заповедников в Казахстане?

А) 9 Б) 10 В) 8

2. Какой заповедник находится в Кустанайской области?

А) Наурзумский Б) Барсокельмес В) Алакольский

3. Какая Красная книга вышла раньше?

А) Красная книга растений Б) Красная книга животных

4. В каком году вышла первая Красная книга Казахстана?

А) 1980 Б) 1968 В) 1978

5. Какие животные занесены в Чёрную книгу?

А) редкие Б) исчезнувшие с земли В) вымирающие

Ответы: 1Б, 2А, 3Б, 4В, 5Б.

Итог урока.

- Наша малая научная конференция завершается. Мы ответили на наш главный поисковый вопрос? Как сохранить природу?

Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди, не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей – не земля!

Домашнее задание.

Подготовить реферативное сообщение о редких растениях и животных Казахстана.

Приложение.

Мини – тест по теме «Горы».

Карточка 1.

1. Обширные участки земной поверхности, широко приподнятые над равнинами.

А) терриконы Б) курганы В) горы

2. Как человек использует горы?

А) Строит города, прокладывает дороги, занимается земледелием и животноводством.

Б) Добыча полезных ископаемых, туризм, альпинизм.

3. Назовите горы Казахстана.

А) Чингизтау, Каратау, Кокшетау. Б) Мак-Кинли, Килиманджаро, Памир.

4. В какой части Казахстана расположены горы?

А) северной Б) центральной В) восточной и юго-восточной

Ответы: 1В, 2Б, 3А, 4В.

Карточка 2.

1. Горные гребни, протянувшиеся на десятки километров.

А) горные хребты Б) курганы В) горные склоны

2. Кто изучает горы?

А) Агрономы, строители, животноводы. Б) Географы, геологи, гляциологи.

3. Где расположен ледовый стадион Медео?

А) Северный склон Заилийского Алатау Б) Джунгарское Алатау

4. Что в переводе с китайского означает Тянь-Шань?

А) Пёстрые горы Б) Высокие горы В) Небесные горы

Ответы: 1А, 2Б. 3А, 4В.

Карточка 3.

1. Чем высокие горы отличаются от низких гор?

А) Вечные снега, ледники; крутые склоны изрезаны глубокими ущельями, растут густые леса.

Б) Нет вечных снегов и ледников, пологие склоны, растут кустарники и травы.

2. Как называют исследователей ледников?

А) спелеологи Б) гляциологи В) геологи

3. Какую площадь на территории Казахстана занимают горы?

А) 10 % Б) 30 % В) 50 %

4. Какой город расположен у подножия Заилийского Алатау?

А) Астана Б) Караганда В) Алматы

Ответы: 1А, 2Б, 3А, 4В.

Карточка 4.

1. Каким цветом на физической карте обозначены горы?

А) жёлтым Б) тёмно-коричневым В) зелёным

2. Знаменитая Казахстанская горнолыжная база.

А) Чимбулак Б) Медео В) Сарыагаш

3. Что в переводе с казахского означает слово тау?

А) равнина Б) озеро В) гора

4. Раздробление и размельчение горных пород.

А) выветривание Б) перемещение

Ответы: 1Б, 2А, 3В, 4А.

Карточка 5.

1. Из каких горных пород состоят горы?

А) рыхлые Б) твёрдые

2. Самая высшая точка Алтая.

А) Гора Белуха (Актау) Б) Заилийское Алатау

3. Как переводится с казахского Заилийское Алатау?

А) Небесные горы Б) Высокие горы В) Пёстрые горы

 

 

Дата «___»________

Тема урока: Влияние погодных условий и деятельность человека в жизни растений и животных

Цели урока:

1. Сформировать понимание о том, что деятельность человека имеет негативные последствия для природы., сформировать знания о последствиях неразумного и безответственного использования природных ресурсов, о деятельности человека по охране животных 2 Развивать у детей элементарные навыки и умения исследовательской работы: учить наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, анализировать, сравнивать и делать выводы.
   
3. Воспитывать положительный взгляд на окружающий мир, культуру взаимоотношений с окружающей природой и людьми.
   

Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности

Дидактическое обеспечение урока: демонстрационный материал по теме.

Ход урока.

  Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
  · Приветствие · Проверка подготовленности школьников к уроку · Раскрытие общих целей урока и плана его проведения
   
  Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
  1 Работа в группах. Учащиеся делятся на группы.(по среде обитания) В группах обсуждают, как человек использует природные богатства данной среды обитания
  Постановка проблемы
  Богатство лесов и степей охраняйте, Птиц и зверей в обиду не давай. · Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Какую главную цель мы поставим сегодня? · Важна ли эта тема для человечества? Докажите. · Всегда ли действия человека, направленные на улучшение своей жизни, полезны для природы?
  Формирование новых знаний и способов деятельности.
  1 Составление схемы о последствиях деятельности человека Последствия деятельности: загрязнение воздуха Вымирание животных Исчезновение растений, лесов Изменение климата Загрязнение почвы, водоемов
  2Беседа о охране природы -Что такое охрана природы? - Для чего нужно охранять животных и растения? - Что угрожает растениям и животным? - Что такое браконьерство? - Какие меры принимаются в Казахстане по защите растений и животных? - В каких целях создана Красная книга? Какие виды растений и животных занесены в Красную книгу? - Что такое заповедник? - В каких целях созданы заповедники, заказники, национальные природные парки? - Что запрещено на территории заповедников? - Сколько существует государственных заповедников в Казахстане? Какие это заповедники? - Какие ещё охранные объекты существуют в нашей стране?
   
   
  3 Работа с учебником.
  1 Чтение статьи учебника с пометками с 86-88
  · Дети отмечают, что для них новое и что они уже знали
  · Беседа по содержанию
   
  Динамическая пауза
   
  Применение. Формирование умений и навыков.
  1 Составление правил поведения в природе «Правила поведения в природе».
  1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
  2. Не рви на лугу, в лесу цветов.
  3. Не лови диких животных и не уноси их домой.
  4. Не подходи близко к гнездам птиц, не разоряй птичьи гнёзда.
  5. Не выжигай весной сухую траву.
  6. Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусора.
  a. Работа над пословицами · Чтение · Объяснение смысла пословиц Срубил одно дерево - посади десять. Скот разводи и деревья посади. Родники украшают горы, а трава – родники. Нет травы – нет скота, нет скота – нет пищи. Красота озера - в густом тростнике, красота пастбища – в пасущемся скоте. Герой красит народ, лес красит землю.
   
  Разбор домашнего задания.
   
  Контроль и оценка результатов деятельности

Дата «___»________

Тема урока: Экскурсия. Охрана природы Казахстана Заповедники Казахстана. Наблюдения за жизнью животных.

Цели урока:

1. Продолжить знакомить детей с Красной книгой Казахстана, редкими видами растений и животных. Раскрыть причины сокращения численности некоторых организмов, рассказать о мерах, необходимых для их спасения. 2 Развивать у детей элементарные навыки и умения исследовательской работы: учить наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, анализировать, сравнивать и делать выводы.
   
3. Воспитывать положительный взгляд на окружающий мир, культуру взаимоотношений с окружающей природой и людьми.
   

Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности

Дидактическое обеспечение урока: сюжетные картинки, демонстрационный материал по теме.

Ход урока.

  Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
  · Приветствие · Проверка подготовленности школьников к уроку · Раскрытие общих целей урока и плана его проведения
  Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
  1 Рассказы детей 2 Работа по карточкам
  Постановка проблемы
  Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда? Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина “Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину.” - Как вы понимаете эти слова? Берегите эту Землю, эту воду, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. У природы живые краски, Миллионы лучистых соцветий. Для чего чудеса из сказки, Если в жизни их можно встретить
  . Формирование новых знаний и способов деятельности.
  1 Объяснение материала Как прекрасен этот мир! Не правда ли, как прекрасны творения природы. Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица Земли Ещё в X I веке на Руси появились законы об охране окружающей среды Начиная с 1650 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все они вымерли по вине человека. К началу XX века стало очевидно, что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека (также нужны были рекомендации по их спасению). Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой. - Для чего нужна Красная книга? Красная книга информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а н жёлтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.) Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она ещё раз переиздавалась.
  Без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с "лица" Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить и воссоздать благоприятные природные условия для жизни растений - вот одна из главных задач человечества. Для рациональной хозяйственной деятельности необходимы ботанические знания. Природа сама пытается бороться с загрязнениями. Растения очищают воздух от газов и пыли. Стараются все: и лопух, и крапива, и любой куст. Но возможности природы не беспредельны, поэтому и мы, люди, должны помочь природе. Но к сожалению, хозяйственная деятельность людей пагубно влияет на жизнь растений. Например, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Человек наносит вред растениям: - хозяйственной деятельностью - сбором букетов - неумеренным сбором лекарственных растений - вытаптыванием - вырубка леса загрязнение атмосферы - Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас! - Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Некоторые виды лекарственных растений из–за неумеренного сбора уже стали редкими. Эти растения совсем не надо собирать. Лучше всего заготавливать: пижму, подорожник, пастушью сумку, тысячелистник, калган. - Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого- вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают. В нашей стране, как и во всём мире, крепнет движение за сохранность всего живого. Существует организация “Гринпис”. В России таких людей называют “зелёными”. Ведь зелёный цвет – это цвет жизни. Недаром народная мудрость гласит: “Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево”. Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём!
   
  3 Работа с учебником.
  1 Чтение статьи учебника с пометками
  · Дети отмечают, что для них новое и что они уже знали
  · Беседа по содержанию
  Динамическая пауза
  Применение. Формирование умений и навыков.
  1 Составление схемы классификации растений и животных · Исчезающие виды · Малоизвестные виды · Сокращающиеся виды · Редкие виды · Восстанавливающиеся виды
  2 Составление схемы: Какие меры принимает государство для охраны природы · Принимает законы об охране и защите природной среды · Создает заповедники, заказники, национальные парки · Подвергает штрафам и конфискации охотничьих принадлежностей · Разрешает охоту только в определенное время
  2 Выскажи свое мнение · Что человек делает, чтобы спасти исчезающих зверей и птиц? 3 Работа с тестовыми заданиями по разделу
  Разбор домашнего задания.
   
  Рефлексия

 

Дата «___»________

Тема урока: Понятие о космосе. Звезды. Планеты. Сведения о галактике. ОБЖ Земля – космическое тело

Цели урока:

1) сформировать представление о Вселенной, Галактике, Солнечной системе, её планетах и созвездиях, космических телах, познакомить с наукой астрономией;

2) развивать мышление, воображение, память, внимание, расширять словарный запас; развивать умение анализировать, делать выводы; расширять кругозор;

3) воспитывать культуру поведения на уроке, умение помогать товарищу, познавательный интерес, умение работать в паре, в группе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование, ТСО: иллюстрации, карточки с тестами, учебник, тетрадь Опорные знания: простейшие представления о космосе, Солнце, планетах. Словарь урока: Созвездие, Солнечная система, Галактика, Вселенная.

Ход урока:

1.Орг. Момент. Эмоц.настрой.

3.Сообщение новой темы, задач урока

Для того, чтобы узнать тему урока, послушайте отрывок из сказки В.П.Лепилова. Её название созвучно с темой нашего урока.

Окрашен космос в чёрный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны,

Здесь виды странны и чудны:

И звёзды сразу все видны,

И Солнце, и Луна.

На севере звезда видна,

И называется она Полярною звездой.

Она надёжный друг людей,

И две Медведицы при ней

Среди космических огней

Всё ходят чередой.

О чем сказка?

Тема нашего урока…

Люди давно живут на земле. Когда-то никто не умел читать и писать, и первой книгой человека – была природа и звездное небо. Люди старались понять законы природы, связывая их с движениями звезд. Они стали их изучать. Зачем?

Чтобы понять тайны Вселенной….

4. Построение ассоциативного ряда «КОСМОС»

Много лет спустя, появилась наука о звездах, которая называется АСТРОНОМИЯ(греч. АСТРОН – звезда, НОМОС - наука). Наука стала развиваться и открыла лишь немногие тайны Вселенной. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них. Возможно, кто-то из вас станет великим астрономом и откроет новые тайны звезд. Одна из таких тайн – космос.

Что такое космос? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам составить «ежика», записав ассоциации с этим словом. Работаем в группах 2 мин. КОСМОС

Обсуждение вопроса Выступления групп

Для чего мы изучаем космос? Чтобы узнать как он устроен, как влияет на человека…

А из чего же состоит космос? Из Созвездий, планет, звезд, комет..

Кто его изучает? Космонавты, астрономы и другие

космонавтов вы знаете? Мусабаев, Аубакиров, Гагарин…

вы думаете… - Что окружает нас в комическом пространстве?

- Что ближе к Солнцу: Земля или Луна?

- Луна – это…

- По какой звезде можно ориентироваться ночью?

- Какими планеты кажутся с Земли?

Докажем это при помощи небольшого опыта: - звезды, планеты, спутники, метеориты Луна Спутник земли Полярной Маленькими, невидимыми

1. Возьмите круги на ваших партах.

2. Поднесите очень близко к глазам.

Что вы видите? (ничего)

  1. Начинайте постепенно отодвигать от себя круг.

Что происходит? (он уменьшается)

4. Какой можем сделать вывод? (Чем ближе к нам – тем больше, чем дальше от нас – тем меньше)

5.Физминутка Представим, что мы космонавты вышедшие в открытый космос. Нас окружает невесомость. Разведя руки в стороны, медленно кружимся на месте, плавно поднимает и опускаем руки.

6.Работа над новой темой. 3 мин

Космос изучают не только ученые, но и герои различных художественных произведений, в том числе и сказочных.

Предлагаю вам отгадать название сказочной повести и назвать её автора, посмотрев небольшую инсценировку Н.Носов «Незнайка на Луне» 10 мин

А сейчас вы представите себя в роли ученых-астрономов и открыв учебник на с. 68-69 ответите на следующие вопросы: 1 ряд Созвездие, космические тела 2 ряд Солнечная система, Планеты солнечной системы 3 ряд Галактика, Вселенная Прочитать, найти и записать в тетрадь определение, названия.

Проверка консультантами по заданию 5 мин Обсуждение работы групп Записать в тетради или отметить в учебнике задания других групп

Рефлексия

7.Закрепление изученного материала (подготовка к ПГК) Попробуем выполнить небольшой тест по новой теме, для этого вам придется вспомнить не только то, что вы узнали на уроке, но и то, что вы изучали и читали о космосе ранее 5 мин

1. Какую форму имеет Земля? А) шар В) овал С) круг

2. Где всходит Солнце? А) запад В) юг С) восток

3. Сколько планет в Солнечной системе? А) 5 В) 9 С)8

4. Сколько спутников у планеты Земля? А) 2 В) 1 С) 0

5. Звезда, вокруг которой вращается Земля? А) Луна В) Сатурн С) Солнце

6. Звезды, объединенные в одну группу, называются: А) Созвездия В) Вселенная С) Галактика

7. Галактики образуют А) небо В) систему С) Вселенная

Проверка в парах по ключу: 1а 2с 3с 4в 5с 6а 7с 8.

  Разбор домашнего задания.
   
  Контроль и оценка результатов деятельности

 

Дата «___»________

Тема урока: Понятие о космосе. Звезды. Планеты. Сведения о галактике. ОБЖ Земля – космическое тело

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную- астрономией; сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе солнца, как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды; дать понятие о космосе, о значении исследования космоса, о месте Земли в космическом пространстве; 2 Развивать у детей элементарные навыки и умения исследовательской работы: учить наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, анализировать, сравнивать и делать выводы.
   
3. Воспитывать положительный взгляд на окружающий мир, культуру взаимоотношений с окружающей природой и людьми.
   

Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности

Дидактическое обеспечение урока: сюжетные картинки, демонстрационный материал по теме.

Ход урока.

  Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
  · Приветствие · Проверка подготовленности школьников к уроку · Раскрытие общих целей урока и плана его проведения
   
  Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
  1 Обсуждение итогов тестов
  Постановка проблемы
  · Можно ли увидеть Солнце и звёзды одновременно? · Можно ли полететь на Солнце? · Где Солнце всходит, а где заходит? · Движется ли Солнце вокруг Земли или нам это кажется? · Когда можно наблюдать звёзды и Луну? · Что такое Солнце и Земля? · Чем отличаются звёзды и планеты? Найти точные ответы на эти и другие вопросы нам поможет раздел, который мы начинаем изучать. Тема нашего урока «Понятие о космосе».
  Формирование новых знаний и способов деятельности.
  1 Объяснение нового материала В безоблачную ясную ночь на небе видны многочисленные звезды. Одни из них похожи на яркие точки, другие напоминают далекие огоньки. Сейчас мы знаем, что звезды – это огромные раскаленные шары. Они такие же большие, горячие и светлые, как и наше Солнце. Они только кажутся нам совсем маленькими точками, потому, что находятся далеко от Земли. Невооруженным глазом на небе видно около 3000 звезд. После изобретения телескопа ученые осознали, насколько велико количество звезд. Самые современные приборы насчитывают несколько миллионов звезд
  Человека с древних времён интересовало космическое пространство. В процессе развития человечества менялись представления о Вселенной. Трое учёных из разных времён собрались вместе и начали спорить. Давайте разберёмся, кому из них принадлежат высказывания, и определим, кто из них прав. -Каждое утро в золотой колеснице, запряженной четверкой огнедышащих коней, поднимается из моря в небо Гелиос – бог Солнца. Так гласит легенда древних греков. Земля представлялась им в виде диска, плавающего в море. А небо - в виде большого купола. Днем оно отражало солнечный свет, а ночью удерживало звезды, планеты. Другие древние утверждали, что наша планета поддерживается слонами. А каков на самом деле наш мир? -Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это Вселенная. -Итак, давайте разберёмся, что же такое Вселенная? Что такое Галактика? - Что такое метеорит? - Что вы знаете о комете? - Что такое звезда? Как называются группы звёзд? - Что такое Солнечная система? - Какие планеты входят в в Солнечную систему? Названия планеты получили в честь греческих или римских богов. Люди выбирали имена богов так, чтобы их история соответствовала происхождению планеты. Является ли Солнце планетой? Что вы знаете про Луну?
   
  3 Работа с учебником.
  1 Чтение статьи учебника с пометками
  · Дети отмечают, что для них новое и что они уже знали
  · Беседа по содержанию
   
  Динамическая пауза
   
  Применение. Формирование умений и навыков.
  1 Просмотр видеоматериала
  2 Работа в тетрадях
   
  Разбор домашнего задания.
   
  Контроль и оценка результатов деятельности

 

Дата «___»________

Тема урока: Освоение космоса. Космические полеты

Цели урока:

1. Дать ученикам представление о том, что такое космос, космические тела, космический корабль, орбитальная станция, Вселенная, галактика. Расширить их представления о звездах, планетах; познакомить с биографиями космонавтов Гагарин, Аубакиров, Мусабаев; историей освоения космоса. 2 Развивать у детей элементарные навыки и умения исследовательской работы: учить наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, анализировать, сравнивать и делать выводы.
   
3. Воспитывать положительный взгляд на окружающий мир, культуру взаимоотношений с окружающей природой и людьми.
   

Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности

Дидактическое обеспечение урока: сюжетные картинки, демонстрационный материал по теме.

Ход урока.

  Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
  · Приветствие · Проверка подготовленности школьников к уроку · Раскрытие общих целей урока и плана его проведения
   
  Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
   
  Постановка проблемы
  Каждое утро в золотой колеснице, запряженной четверкой огнедышащих коней, поднимается из моря в небо Гелиос – бог Солнца. Так гласит легенда древних греков. Земля представлялась им в виде диска, плавающего в море. А небо - в виде большого купола. Днем оно отражало солнечный свет, а ночью удерживало звезды, планеты. А какой миф про Солнце вы изучали в начале четвертого класса?(Миф Др. Египта «Борьба Ра с Апопом») Другие древние утверждали, что наша планета поддерживается слонами. А каков на самом деле наш мир? Сегодня на уроке мы с вами поговорим об освоении космоса и космических полетах.
  Формирование новых знаний и способов деятельности.
  1 Объяснение нового материала
  С древних времен человек изучал небо, звезды, используя примитивные телескопы, оборудование. Мысль о полете подобно птице издавна не давало человеку покоя. Чего только он не придумывал- надувал шары теплым воздухом, мастерил крылья…Наконец научились строить дирижабли и самолет. Русский ученый изобретатель Константин Эдуардович Циолковский внес огромный вклад в области техники и механики движения. Это у него были первые замыслы металлических дирижаблей и идеи возможности вылета человека за пределы земного тяготения. Советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики Королев Сергей Павлович - пионер освоения космоса. Под его руководством создан первый космический комплекс, ракеты, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершен космический полет человека и выход человека в открытое космическое пространство. После старта ракета начинает двигаться в сторону, противоположную той, куда направлена струя газов. Такое движение называется реактивным. Просмотр видеоматериала «Запуск ракеты» -Кто стал первым космонавтом? «Гагарин» Первым летчиком – космонавтом стал 27-летний Ю.А.Гагарин. -Когда был совершен первый космический полет? (12 апреля 1961г.) -12 апреля 1961г. с космодрома Байконур впервые в мире отправился в полет космический корабль с человеком на борту. Первый полет продолжался 1 час 48 минут. Задача состояла в том, чтобы совершить один виток вокруг Земли. «Терешкова В.» 6 июня 1963г. полет в космос совершила первая в мире женщина – космонавт-Терешкова В. Полет длился 70 часов 50 минут. Удостоена звания Герой СС. Ее имя носит один из кратеров на Луне. - А первым человеком, который покинул космический корабль и вышел в открытый космос, стал Алексей Леонов. Это было 18 марта 1965г. «Леонов А.» «Выход человека в открытый космос» Первый полет человека на Луну совершили американские космонавты 20 июля 1969г. Слайд«Первый полет на Луну» - Посмотрите на скафандр, в котором был Ю. Гагарин. Слайд «Скафандр Гагарина» - А теперь посмотрите как выглядят современные скафандры. Слайд «Современный скафандр» -А в какой стране находится космодром Байконур? -Покажите на карте. В Казахстане первыми космонавтами являются ТалгатАубакиров и Талгат Мусабаев. Аубакиров Т. Слайд «Аубакиров» Мусабаев Т. Слайд «Мусабаев» - Помощниками людей в изучении Земли, Солнца, планет, звезд стали искусственные спутники - космические аппараты, которые вращаются в космосе вокруг Земли и доставляют нам оттуда разнообразную информацию.Космические телескопы доставляют на Землю фотографии далеких звезд. А снимки, сделанные со спутников, помогают предсказать погоду, искать полезные ископаемые. Спутники могут помочь морякам, попавшим в беду, а также помогают увидеть нам телепрограммы, передаваемые из других стран. - Космические станции «Мир» и «Салют». Слайд «Космическая станция» -А это международная орбитальная станция, используемая как многоцелевая космическая лаборатория. Слайд «МКС».
   
  3 Работа с учебником.
  1 Чтение статьи учебника с пометками
  · Дети отмечают, что для них новое и что они уже знали
  · Беседа по содержанию
  Динамическая пауза
  Применение. Формирование умений и навыков.
  1 Работа в тетрадях
  2 Работа с тестовыми заданиямиКлюч: 1-б 2-б 3-а 4-б
  3 Рассказ учителя о созвездиях -Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединяли отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. - Отгадайте, о каком созвездии идет речь: Из какого ковша Не пьют, не едят, А только на него глядят? (созвездие Большой Медведицы) Под ногами большой медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд. г) Миф о созвездии Льва - Созвездие названо в честь Льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геракл настиг льва около логова и пустил в него три стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геракл бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Гераклу панцирь и шлем. Самая большая звезда этого созвездия «Регул», это значит царь
  1 Блиц- Турнир · Что такое звезды? Небесные тела · Как вы думаете, почему звезды светятся? (звезды горячие · Для чего ученые заинтересовались звездным небом? · Изменяются ли очертания созвездий? Что изменяется у звезд? · С какой целью ученые осуществляли запуски искусственных спутников, а затем и первых космонавтов? · Кто был первым в мире космонавтом? · Какие научные открытия подтвердил Ю. Гагарин в полете? · Для чего ученые запустили луноход на Луну? · О чем могут узнать люди, посылая в космос межпланетные станции? · Нужен ли человеку космос? · Важна ли тема урока ля современной жизни?
  Разбор домашнего задания.
   
  Контроль и оценка результатов деятельности

 

Дата «___»________

Тема урока: Казахстан -космическая держава.

Цели урока:

1. Систематизировать и расширить представления детей о космонавтике, о Казахстане- космической стране. 2 Развивать у детей познавательный интерес
3. Воспитывать здоровых, сильных детей, чувство любви к своей Родине

Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности

Дидактическое обеспечение урока: демонстрационный материал по теме.

Ход урока.

  Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
  Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
   
  Постановка проблемы
  Разгадай кроссворд: Байконур 1 Путь движения Земли в космическом пространстве относительно Солнца. Орбита 2Летательный аппарат, который перемещается благодаря реактивной тяге. Ракета. 3Место, с которого стартуют корабли в космос. Космодром.
  1. Человек, совершающий полет в космос. Космонавт.
  2. Спутник земли. Луна
  3. Первый космонавт. Гагарин
· О чем будем говорить на уроке?
  Формирование новых знаний и способов деятельности.
 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: