Понятие и способы задания множества




ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ

 
 


Кафедра правовой информатики, информационного права

И естественнонаучных дисциплин

 

Утверждаю

Зам. директора по учебной

и воспитательной работе

к.в.н., доцент

В.Д. Ерёменко

31 августа 2011 г.

 

 

ПЛАН

Практического занятия

 

Дисциплина: «Информационные технологии в юридической деятельности».

 

Тема 4.1: «Множества и операции над ними».

 

 

Разработал:

заведующий кафедрой

к.т.н., доцент

А.В. Мишин

 

Материалы обсуждены и одобрены

на заседании кафедры ПИИПЕД,

протокол № 1 от «29 » августа 2011 г.

 

 

Воронеж - 2011

План проведения занятия

Тема № 4: «Основные закономерности создания информационных процессов».

Занятие № 1: «Множества и операции над ними».

Учебные вопросы Время, мин
Вступительная часть.................................... 1. Понятие и способы задания множества.................... 2. Операции над множествами............................. Заключительная часть...................................  

 

Литература:

основная:

1. Мишин А.В. Информатика и математика: учебное пособие / А.В. Мишин, Л.Е. Мистров, А.Ю. Кузьмин. – Воронеж: Научная книга, 2006. – С. 6-9, 16-19.

дополнительная:

2. Турецкий В.Я. Математика и информатика: Учебник / В.Я. Турецкий. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 21-35.

 

Содержание занятия и методика его проведения

Вступительная часть. Преподаватель проверяет наличие и готовность студентов к проведению занятия, делает соответствующие записи в журнале. Объявляется тема, цель и план проведения занятия. Акцентируется внимание студентов на важности изучаемой темы для усвоения последующего материала учебной дисциплины.

Основная часть. Преподаватель проверяет усвоение студентами ранее изученного учебного материала и выполнение ими домашнего задания. Доводит основные теоретические сведения и организует выполнение заданий по теме.

Заключительная часть. В заключительной части практического занятия преподаватель подводит итоги, отмечает ошибки в действиях студентов, оценивает работу и отвечает на их вопросы, выдаёт задание на самоподготовку.

 

Задание на самоподготовку. К следующему практическому занятию:

1) повторить содержание операций над множествами;

2) письменно выполнить следующие задачи.

Задача 1. Даны множества и . Найти: а) А È В; б) А Ç В; в) В \ А; г) A D B.

Задача 2. Заданы множества A = {2, 4} и B ={1, 5, 7}. Найти декартово произведение множеств .

Задача 3. Представить диаграммы Эйлера-Венна множеств:

а) ;

б) ;

в) .

Тема 4.1. Множества и операции над ними

Цель занятия – изучить первичные понятия теории множеств, необходимые для последующего восприятия закономерностей создания информационных процессов.

 

Теоретические сведения

 

Понятие и способы задания множества

 

Понятие множества так же, как и понятия точки, числа и т.д., является одним из наиболее общих понятий, для которых нет строгого определения. Мы можем лишь, в какой-мере объяснить такое понятие, описав его основные свойства.

Кантор описывает множество следующим образом.

Множество есть любое собрание определённых и различимых между собой объектов нашей интуиции и интеллекта, мыслимое как единое целое.

Все объекты, входящие во множество, обладают тремя важными свойствами. Во-первых, они мыслятся как единое целое. Во-вторых, они отличимы друг от друга. И, в-третьих, для каждого объекта можно однозначно сказать, принадлежит ли он данному множеству или нет.

Множества обычно обозначают прописными буквами латинского алфавита: А, В, С,..., Z. Примерами множеств являются: множество студентов Российской академии правосудия, множество судов и т.п.

Объекты, составляющие множество, называются его элементами или точками и обозначаются строчными буквами латинского алфавита: a, b, c, …, z.

То, что элемент а входит в множество А, записывается так: а Î А (читается: а есть элемент множества А или а принадлежит множеству А). Запись а Ï А означает, что элемент а не принадлежит множеству А.

Различают конечные множества и бесконечные.

Конечное множество состоит из конечного числа элементов.

Число элементов в конечном множестве А называют мощностью (или кардинальным числом) и обозначают .

Количество элементов в бесконечном множестве подсчёту не поддаётся.

Термин «множество» употребляется независимо от того, много или мало в этом множестве элементов.

Множество, не содержащее ни одного элемента, называется пустым и обозначается символом Æ.

Чтобы задать множество, нужно указать, какие элементы ему принадлежат. Это можно сделать различными способами:

1. Перечислением элементов: А = { а 1, а 2, …, аk }. Например, множество студентов в учебной группе задаётся перечислением фамилий в журнале учёта занятий. Это нетрудно сделать, так как такое множество содержит конечное число элементов. Однако не всякое конечное множество можно задать перечислением. Множества птиц на нашей планете или рыб в океане тоже конечные, но попробуйте их перечислить (или пересчитать)! Тем более нельзя перечислить все элементы бесконечного множества.

2. Характеристическим свойством: А = { а ½ Р (а)}. Характеристическое свойство (предикат) – это некоторое условие Р, выраженное в форме логического утверждения относительно элемента а. Если для данного элемента а условие выполнено, то он принадлежит определяемому множеству А, в противном случае – а Ï А.

3. Порождающей процедурой: А = { а ½ а: = f }. Порождающая процедура – это процедура f, которая, будучи запущенной, порождает некоторые объекты, являющиеся элементами определяемого множества. Например, процедура расследования уголовного преступления предусматривает подбор множества свидетелей, представляемых стороной обвинения в ходе последующего судебного разбирательства.

Если каждый элемент множества А является в то же время элементом множества В, то говорят, что А - подмножество в множестве В (или В включает А), и пишут А Ì В.

Приведём примеры подмножеств: множество студентов 1 курса Центрального филиала РАП есть подмножество всех студентов этого филиала; множество гражданско-правовых исков есть подмножество всех исков, входящих в компетенцию судов общей юрисдикции.

Если одновременно с отношением А Ì В имеет место отношение В Ì А, то такие два множества равны: А = В, т. е. А и В состоят из одних и тех же элементов.

Для наглядной иллюстрации множеств удобно пользоваться так называемыми диаграммами Эйлера-Венна.

Диаграмма Эйлера-Венна - это замкнутая линия, внутри которой расположены элементы данного множества.

Пример диаграммы множества А = { а 1, а 3, а 7} изображён на рис. 4.1. Отношение А Ì В изображено с помощью диаграммы на рис. 4.2.

Обычно в конкретных рассуждениях элементы всех множеств берутся из некоторого одного, достаточно широкого множества Е (своего для каждого случая), которое называется универсальным множеством(или универсумом).

В качестве примера возьмём множество книг. В это множество входят подмножества научных, художественных книг, книг по искусству. Среди научных книг есть подмножества книг по математике, информатике, юриспруденции и т. д. Множество всех книг - это универсальное множество, содержащее в себе очень много различных подмножеств книг.

 

 

Рис. 4.1Рис. 4.2

 

Для информационных процессов важную роль играют числовые множества – множества, элементами которых являются действительные числа. Напомним известные вам из школьного курса алгебры сведения.

Целыми называются числа 0, ±1, ±2, …. Множество целых чисел принято обозначать буквой Z = {…, -2, -1, 0, 1, 2, …}.

Натуральные числа – целые положительные числа. Множество натуральных чиселпринято обозначать буквой N = {1, 2, 3, …}.

Простые числа – натуральные числа, большее, чем единица, и не имеющее других делителей, кроме самого себя и единицы. Множество простых чисел будем обозначать буквой P = {2, 3, 5, 7, 11, 13,…}.

Числа целые и дробные, как положительные, так и отрицательные, вместе с числом нуль называются рациональными числами. Множество рациональных чиселпринято обозначать буквой Q.

Каждое рациональное число может быть представлено в виде отношения двух целых чисел p и q, например, , . В частности, целое число p можно рассматривать как отношение двух целых чисел , например , .

Рациональные числа могут быть представлены в виде конечных или бесконечных периодических дробей.

Числа, которые представляются бесконечными, но непериодическими дробями, называются иррациональными числами: таковы числа , , и т.д. Множество иррациональных чиселпринято обозначать буквой I. Совокупность всех рациональных и иррациональных чисел называется множеством действительных (или вещественных) чисел R = ().

Действительные числа упорядочены по величине, т.е. для каждой пары действительных чисел х и у имеет место одно, и только одно, из соотношений:

x < y, x = y, x > y.

Очевидно, что , .

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: