ПРИБЫЛЬ - превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.
Прибыль в обобщенном виде отражает конечные финансовые результаты предприятий и организаций и служит основной характеристикой их работы. В зависимости от содержания и расчета различают валовую, или балансовую, прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, чистую прибыль, нераспределенную и облагаемую налогом прибыль.
Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг, основных фондов (включая земельные участки), иного имущества организаций и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям:
,
где Пб – балансовая прибыль; Пр – прибыль от реализации продукции, работ и услуг; Ппр – прибыль от прочей реализации, включающей реализацию основных фондов и прочего имущества, материальных активов, ценных бумаг и др.; Пвнер – прибыль от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, долевое участие в деятельности других предприятий и т. д.).
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг определяется как разность между выручкой от реализации продукции, работ и услуг в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и полной себестоимостью:
,
где – стоимость реализованной продукции, работ и услуг;
– полные затраты на производство продукции, работ и услуг.
|
Ведущая роль в изучении прибыли от реализации продукции, работ и услуг отводится факторному анализу.
Факторами, влияющими на изменение прибыли от реализации продукции, являются цены, себестоимость, объем и структура реализованной продукции.
Роль каждого фактора можно определить с помощью индексного метода.
Абсолютный размер прибыли – это разность между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство. Абсолютный прирост прибыли
где p 1 и ,p 0– цена за единицу продукции в отчетном и базисном периодах; z 1 и z 0 – себестоимость единицы продукции в отчетном и базисном периодах; q 1 и q 0 – количество продукции в отчетном и базисном периодах.
Абсолютный прирост прибыли определяется за счет четырех факторов:
1) цены;
2) себестоимости;
3) объема;
4) структуры реализованной продукции.
Прирост прибыли за счет изменения цен рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции отчетного периода и объемом реализованной в отчетном периоде продукции, рассчитанной по ценам базисного периода:
Прирост прибыли за счет изменения себестоимости определяется как разность между объемом реализованной продукции, пересчитанной по себестоимости базисного периода, и фактической себестоимостью этой продукции:
Влияние изменения объема реализованной продукции на прибыль определяется сравнением прибыли базисного периода и прибыли от фактической реализованной продукции, пересчитанной по ценам и себестоимости базисного периода:
|
Прирост прибыли за счет структурных сдвигов в ассортименте продукции определяется по формуле
где П = р – z.
Облагаемая прибыль – это прибыль, определяемая для целей налогообложения. Для ее исчисления валовая прибыль уменьшается на сумму налоговых льгот, предоставляемых плательщиками, а также увеличивается (уменьшается) на суммы доходов (затрат), установленных законодательством.
Чистая прибыль рассчитывается как разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, направленной на оплату налогов и других платежей в бюджет.