Разработка транспортной макромодели




В соответствии с п. 6.1.1 «Методических рекомендаций по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения» [39] в качестве основного инструмента для анализа и оценки решений при разработке КСОДД следует использовать подход макромоделирования транспортных потоков. На основании этого выбрана программная среда для разработки макромодели – программный продукт PTV Visum, как всецело соответствующий всем требованиям к разработке транспортных моделей городов.

В качестве исходных данных для макромодели используются: векторная карта ЗАТО г. Зеленогорск, параметры светофорного регулирования, значения расчетной пропускной способности для всех категорий улиц и дорог, интенсивности движения транспортных потоков по определенному перечню перегонов и по направлениям движения на ключевых перекрестках, полученные в ходе транспортных обследований, данные о маршрутах движения транспортных средств.

Создание мультимодальной транспортной модели ЗАТО г. Зеленогорск в соответствии с ТЗ проходило в несколько этапов:

- разработка транспортного районирования, выполненного на базе полученных исходных данных;

- создание модели расчёта спроса на транспорт для пассажирских перемещений;

- создание модели расчёта спроса на кордонных районах для пассажирских перевозок;

- ввод социально-экономической статистики транспортных районов;

- оцифровка улично-дорожной сети и атрибутов отрезков (количество полос, пропускная способность, разрешенные виды транспорта), узлов и ОДД (разрешенные и запрещенные маневры, наличие светофорной сигнализации) на пересечениях для легкового и грузового транспорта;

- ввод маршрутной сети, остановок и интервалов движения транспорта общего пользования;

- ввод результатов замеров интенсивности движения автотранспорта и данных о рассчитанных пассажиропотоках в транспортную модель;

- получение основных показателей, необходимых для оценки и сравнения условий движения и условий транспортного обслуживания населения (транспортный спрос, изменение объемов и характера передвижения, средняя скорость, плотность, коэффициент загрузки дорог движением и иные показатели, характеризующие состояние дорожного движения);

- оценка эффективности мероприятий;

- выбор и обоснование оптимального варианта в рамках разрабатываемого комплекта документов транспортного планирования на основании данных транспортного моделирования.

При разработке модели ЗАТО г. Зеленогорск учитывались следующие основные особенности, выявленные при проведении обследований:

– в ходе обследований транспортных потоков, была выявлена их большая суточная неравномерность и малая продолжительность интервалов «часов пик»;

– наибольшие значения интенсивностей приходятся на вечерний час пик, который продолжается с 17:00 до 18:00;

– в это время преобладают поездки «работа – дом», «работа – прочее» и «прочее – дом»;

– основным (градообразующим) предприятием, обеспечивающим наибольшее количество рабочих мест является АО «ПО «Электрохимический завод», который имеет значительную удаленность от г. Зеленогорск;

– малые величины внешних потоков (потоков из внешних кордонов) ввиду пропускного режима, действующего на территории ЗАТО г. Зеленогорск.

Ввиду указанных особенностей транспортной системы ЗАТО г. Зеленогорск было принято решение о построении модели вечернего «часа пик», как периода с наибольшей загрузкой транспортной сети.

На первом этапе построения макромодели были выделены транспортные районы. Их границы определяются на основании следующих принципов:

- границы административных районов;

- крупные предприятия, торговые центры, склады и т.п.;

- социально значимые объекты (университеты/институты, музеи, театры, стадионы и т.п.);

- тип застройки (личная, малоэтажная, многоэтажная, многоэтажная плотная/высотная, офисная, промышленная);

- перпендикулярность границ транспортных районов основным транспортным магистралям.

Выделение транспортных районов для ЗАТО г. Зеленогорск показано на рисунке 2.1. Для г. Зеленогорск это деление показано на рисунке 2.2.

Рисунок 2.1 – Расчетные транспортные районы для ЗАТО г. Зеленогорск

Рисунок 2.2 – Транспортное районирование г. Зеленогорск

Затем вычислялись социально-экономические характеристики транспортных районов: количество жителей в каждом из районов и основные точки притяжения транспортных районов, их тип в соответствии с целью поездки: «работа – дом», «работа – прочее» и «прочее – дом» и т.д. и мощность. На основании этих данных были построены модели спроса на транспорт для пассажирских перемещений и перемещений на личном транспорте и рассчитаны соответствующие матрицы корреспонденций.

На следующем этапе производилась оцифровка улично-дорожной сети и атрибутов отрезков, узлов и ОДД. На рисунке 2.3 показано задание количества полос для участков УДС г. Зеленогорска (фиолетовый цвет - одна полоса, зеленый - две полосы), на 2.4 задание ОДД на узлах - кольцевые пересечения и светофоры.

Рисунок 2.3 – Количество полос для участков УДС г. Зеленогорск

Рисунок 2.3 – Задание ОДД на узлах - кольцевые пересечения и светофоры г. Зеленогорск

Дорожная сеть и распределение транспортных потоков ЗАТО г. Зеленогорск показана на рисунках 2.3 – 2.4. Цвета, по [39] соответствуют уровням обслуживания, которые представляет собой отношение средней скорости движения ТС на отрезке УДС к скорости свободного движения. Цифровые значения соответствуют интенсивностям транспортных потоков (ед/ч) для вечернего «часа пик» буднего дня.

Рисунок 2.3 – Базовая модель ЗАТО г. Зеленогорск (в)

Цвет линий соответствует уровню обслуживания (рис. 2.6).

Рисунок 2.6 – Соответствие уровня обслуживания цвету

При распределении транспортных потоков в макромодели использовалось одно из стандартных распределений – стохастическое. Для калибровки макромодели были выбраны основные сечения: въезд и выезд из г. Зеленогорск, участки дорог г. Зеленогорск, располагающиеся на границе выделенных районов. Качество калибровки макромодели транспортных потоков в соответствии с рекомендациями [40] оценивалось на основе GEH -статистики (критерий Хейверса) [40].

Величина GEH -статистики вычисляется по формуле:

где V – смоделированные значения; C – замеренные значения.

Значения GEH -статистики по выбранным для калибровки участкам УДС приводятся в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Оценка качества калибровки макромодели

Участок УДС Интенсивность (факт), ед/ч Интенсивность (модель), ед/ч Величина GEH статистики
  Автодорога № 3 (из города)     0,404061
  Автодорога № 3 (в город)     1,076327
  Майское шоссе д.29/7 (из города)     0,528043
  Майское шоссе д.29/7 (в город)     1,158569
  ул. Калинина (въезд в город)     0,890724
  Октябрьское шоссе (из города)     1,531632
  Октябрьское шоссе (в город)     0,23739
  ул. Ленина д.20     0,046399
  ул. Ленина д.39     0,685994
  ул. Мира, 12 (на кольцо)     1,653225
  ул. Мира, 15 (с кольца)     0,041904
  ул. Мира, 42     2,824256
  ул. Мира, 49     6,67091
  ул. Калинина д.25/1 (1 напр.)     1,739789
  ул. Калинина д.25/1 (2 напр.)     0,688062

Чем меньше величины GEH-статистики, тем точнее считается модель. Хорошее значение статистки – менее 4, допустимое – менее 5. В модели не менее 85% значений GEH-статистики должны быть менее 5. Данное условие, как видно из таблицы 2.1, выполнено: значений GEH-статистики меньших 5 – 93,3%.

Основные характеристики транспортных потоков, полученные на основании анализа мультимодальной транспортной модели ЗАТО г. Зеленогорск, описываются в пункте 1.10, расчета экологических показателей, рассчитанных на основании модельных данных - в пункте 1.11.

Модель прогноза транспортных потоков на будущие годы разрабатывалась путем внесения корректив в базовую модель. Прогнозные модели строились на основании анализа, проведенного в пункте 1 и с учетом сценариев, описанных в пункте 3.1 КСОДД, с учетом:

– прогноза изменения социально-экономических и демографических показателей (численность населения, численность работников и т.д.) на территории моделирования;

– уровня автомобилизации населения;

– проектируемых изменений в УДС, территориальном развитии.

При прогнозировании роста уровня автомобилизации использовался метод экстраполяции. В соответствии с рекомендациями ОДМ 218.4.023-2015 [1], в качестве основных вариантов аппроксимирующих функций рассматривались линейные и экспоненциальные.

Наилучшие результаты подбора кривой показаны в табл. 2.2.

Таблица 2.2 – Прогноз уровня автомобилизации

год Фактически Линейная c 2012 Линейная с 2013 г Экспоненциальная c 2013
  274,0 286,746 295,82 291,7794
  310,8 290,238 297,82 293,9013
  306,9 293,73 299,82 296,0386
  296,1 297,222 301,82 298,1915
  303,5 300,714 303,82 300,3601
  294,5 304,206 305,82 302,5444
    307,698 307,82 304,7446
    311,19 309,82 306,9608
    314,682 311,82 309,1931
    318,174 313,82 311,4416
    321,666 315,82 313,7066
    325,158 317,82 315,9879
    328,65 319,82 318,2859
    332,142 321,82 320,6006
    335,634 323,82 322,9321
    339,126 325,82 325,2805

Выделение двух вариантов периода начальных данных обусловлено скачком кривой автомобилизации в 2013 г.

Все кривые имеют хорошее соответствие данным в период 2013–2018 гг. (рис. 2.7).

Рисунок 2.7 – Аппроксимация данных автомобилизации 2013 – 2018 гг.

Точность аппроксимации проверялась по методу наименьших квадратов. Наилучшие результаты дают последние два варианта, но они соответствуют меньшему количеству данных, поэтому прямое сравнение некорректно.

Получаем 3 варианта прогноза на 2023 и 2028 г (таблица 2.3), соответствующих сценариям, описанным в пункте 3.1 КСОДД.

Таблица 2.3 – Прогноз уровня автомобилизации на 2023 и 2028 гг

Год Уровень автомобилизации, инерционный сценарий Уровень автомобилизации, сбалансированный сценарий Уровень автомобилизации, сценарий ускоренного развития
  307,82 304,74 307,70
  315,82 313,71 321,67
  325,82 325,28 339,13
% роста 2023 г 2,60% 2,94% 4,54%
% роста 2028 г 5,85% 6,74% 10,21%

Для определения изменения количества ТС прогнозировалось также изменение количества жителей на территории муниципального образования. В качестве исходных данных использовался прогноз социально-экономического развития ЗАТО г. Зеленогорск [6]. В соответствии с данным документом прогноз демографического уровня на 2030 г составляет 104,1 % от текущего. Использовался линейный вариант аппроксимирующей функции для получения промежуточных цифр, который дает хорошее соответствие. Результаты представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Прогноз изменения населения ЗАТО г. Зеленогорск

Год Прогноз количества жителей, в долях от базового года
  1,000
  1,003
  1,007
  1,010
  1,014
  1,017
  1,020
  1,024
  1,027
  1,031
  1,034
  1,037

Результаты прогноза изменения количества ТС на территории ЗАТО г. Зеленогорск представлены в таблице 2.5. Они получены как результат произведения долей количества автомобилей на количество жителей прогнозного года к базовому.

Таблица 2.5 – Прогноз изменения количества ТС в ЗАТО г. Зеленогорск по отношению к базовому (2019) году

  Инерционный сценарий Сбалансированный сценарий Сценарий ускоренного развития
Доля количества ТС на 2023 г по отношению к базовому году 1,04 1,043 1,06
Доля количества ТС на 2028 г по отношению к базовому году 1,091 1,1 1,136

Уровни обслуживания участков УДС и распределение транспортных потоков на прогнозные периоды для сценария «Сбалансированного развития», который был выбран в рамках КСОДД в разделе 3.2, представлены на рис 2.10-2.15. Цвета как и ранее определяются в соответствии с уровнями обслуживания (рис. 2.6).

Рисунок 2.11 – Модель г. Зеленогорск (сценарий «Сбалансированного развития», среднесрочный период)

Рисунок 2.13 – Модель г. Зеленогорск (сценарий «Сбалансированного развития», долгосрочный период)

Из рисунков видно, что в прогнозные периоды будет наблюдаться незначительное ухудшение показателей уровня обслуживания, по отношению к базовому году.

Полученные модели и результаты моделирования использовались при планировании мероприятий КСОДД на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

 

1. ОДМ 218.4.023-2015 «Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200129430 (дата обращения 26.10.2019 г.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: