Положение женщины в браке




Введение

 

Вопрос о положении женщины в религии был актуален во все времена. Остаётся он таковым и сейчас. Часто можно услышать упрёки в адрес какой-либо религии, в том, что она принижает женщину, ставит её в подчинение мужчине и всячески ущемляет её права. Вот что по этому поводу пишет М.Ф. Альбедиль: «Роль женщин в религиях народов мира, особенно иудео-христианского круга, кажется не слишком значительной только на первый, поверхностный взгляд. Мы не увидим много женщин среди самых распространенных типов так называемых «религиозных людей», например, среди пророков, святых, религиозных реформаторов, основателей религий или новых течений в религиях. Но такая картина складывается, если на религию смотреть как на «социальный костюм, который можно снять и переменить». Если же иметь в виду глубинное, чувственно-эмоциональное переживание веры - а именно оно составляет коренное ядро религии-то здесь женщины выходят на первые роли, если и не слишком заметные, то незаменимые.

Брайсон В. считает, что религиозные парадигмы общества зачастую являлись доминирующими по отношению к другим областям общественной жизни. Исходя из этого, мы можем говорить о стереотипах, которые изначально сложились в сфере религии, а затем выплеснулись за ее пределы. В истории христианской цивилизации есть немало примеров, когда религиозные взгляды общества влияли на его светский облик, а, следовательно, становились определяющим фактором в решении многих вопросов, в том числе и в оценке женщины.

Какой должна быть женщина? Какие качества должны быть ей присущи? Какое место должна занимать женщина в общественной жизни? Различные религиозные традиции предлагают нам свои ответы на эти вопросы.

Цель работы - сравнительный анализ учения о женщине в христианстве и нехристианских монотеистических религиях (ислам и иудаизм).

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить вопрос о положении женщины в каждой из вышеперечисленных религий.

На основе изученного материала провести сопоставление идей и учений, касающихся положения женщины в данных религиозных традициях.

Объект исследования лежит в области истории религий, а именно религиозных учений о женщине.

Предмет исследования - религиозные традиции, религиозные законы и установления, касающиеся положения женщины в христианстве, исламе и иудаизме.

Большие исследования по выяснению и освещения различных сторон учения о женщине выполнены христианскими богословами, мусульманскими авторами, историками религий, социологами, этнографами и культурологами. В своей курсовой работе мы обращались к части таких исследований и статей, список которых представлен в библиографии.

Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

 


Женщина в исламе

исламский христианский иудаистский женщина

На Западе давно сложилось мнение, что ислам - это религия, угнетающая женщин и ущемляющая их права. Христианские авторы пишут о том, что в исламе «женщина считается низшим существом». Однако многие мусульмане (и мусульманки) не согласны с подобными взглядами. В целом в современной мусульманской литературе можно выделить два направления относительно современного положения женщины в исламе: радикальная критика традиционного положения женщины и попытка рационального обоснования этого положения ради сохранения традиции. К первому направлению относятся, например, такие представители ислама, как Фатима Мернисси, Лейла Ахмед, Наваал Эль. Ко второму - Риффат Хассан, Амина Вадуд, Асгар Али Энджинир и Фазлур Рахмад, проводящие исследования хадисов и текста Корана, как пишут сами мусульмане, с целью придать им более дружелюбное (по отношению к женщинам) толкование.

На основе священной для мусульман книги «Коран», мнений известных мусульманских богословов и религиозных авторов, православных религиоведов, а также собственного критического осмысления, попытаемся понять, какое место занимает женщина в исламе.

Нахождение супруга

 

Принятый среди мусульман способ нахождения супруга обычно называют «устройством» брака. Это не означает, что Ислам признает практику насильного принуждения молодых девушек к вступлению в брак с неподходящими для них или с нежелаемыми ими мужчинами. Действительный же смысл этого заключается в том, что ислам не разрешает «свиданий», т.е. до брака между будущими супругами не должно быть никакой близости, не допускаются даже рукопожатия и поцелуи. Будущим супругам разрешается встретиться и увидеть друг друга, если они того пожелают, но их встречи должны происходить в присутствии других людей.

Согласно мусульманским богословам, один из принципов Ислама - это принцип «бесклассового общества», где все мусульмане равны, и где существует лишь один критерий, на основании которого будущие супруги должны сравнивать себя - это их приверженность Исламу.

Положение женщины в браке

 

«Ислам рассматривает брак не как некое «таинство», а как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путем развода. Брак не должен быть ни ареной противоборства между мужчиной и женщиной, ни средством «тюремного заключения» женщины и грубого обращения с ней. Он призван быть институтом, обеспечивающим спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям», - пишет Худа Хаттаб. Алихан Мусаев говорит: «Нужно быть предельно осторожными и внимательными в отношениях с женщинами. …Вот что говорится в сборнике (Сахих аль-Бухари, хадис №3331): «Всегда обходитесь с женщинами хорошо. Ведь поистине женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть и если ты попытаешься выпрямить ребро, то непременно сломаешь, а если оставишь в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо»; (сломать означает развестись с ней, поэтому наслаждайся ею, несмотря на её кривизну). (Сахих аль-Бухари, хадис №3331)».

Неравное по сравнению с мужчиной положение женщины в исламе подчеркивается постоянно. Характерен следующий аят: «Жёны имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению». (Корова, 228) Из этого аята следует, что каждая женщина должна понимать, что мужчина (отец, муж и другие, ответственные за неё люди) являются главенствующими над ней. А вот другая показательная цитата, в которой отражается это неравенство и показывается пренебрежительное отношение к женщине: «Если бы разрешалось совершать земной поклон кому либо, кроме Аллаха, я приказал бы жене совершить поклон мужу». (Ибн Маджа, 2/1852).

Мусульманские авторы утверждают, что между мужем и женой всегда должны присутствовать взаимоуважение и взаимопонимание. Но, когда они сами объясняют, что под этим подразумевается, то их логика не выдерживает никакой критики. Так, утверждая одно, они спокойно потом говорят прямо противоположное, выдавая это за доказательство первого. По-видимому, здесь мы имеем дело с тем самым искусством казуистики (умения вести спор, доказательства, защиту сомнительных или ложных положений), которым должен владеть любой мусульманский богослов. По поводу взаимопонимания между супругами мусульманская логика разворачивается так: это требование, говорят мусульманские авторы, видно даже в том, что, согласно закону, жена не должна отказывать своему мужу в близости, не имея на то уважительных причин, потому что это может привести к нежелательным последствиям: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, если муж пригласит свою жену на супружеское ложе, а она откажет ему, Тот, Кто на небесах будет гневаться на неё до тех пор, пока она не сделает мужа довольным» (Сахих Муслим, 3525). Как мы видим из приведенной цитаты, взаимоуважение имеет одностороннее направление: жены к мужу, но не наоборот.

Следующий пример: женщина, пишут мусульманские богословы, должна благодарить своего мужа за всё хорошее, что он для неё сделал: «Аллах не посмотрит в сторону женщины, которая не благодарна своему мужу» (Сборник достоверных хадисов, 289). Односторонность такого подхода позволяет сделать соответствующие выводы. Также характерны следующие требования к женщине: «Самая лучшая из женщин это та, муж которой радуется, когда смотрит на неё, подчиняется, когда муж приказывает ей, не совершает то, что не нравится её мужу, и бесполезно не тратит его имущество» (Сборник достоверных хадисов, 1838). Или: «Лучшей из женщин является та, которая любит своего мужа, рожает от него детей, поддерживает его наилучшим образом, и боится Аллаха. А самая худшая из женщин та, которая вульгарно одевается и впадает в мечты» (Сборник достоверных хадисов, 1849).

Женщина имеет право не подчиниться мужу, только если приказ мужа противоречит закону Аллаха и Его посланника: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину Аллах Возвышенный, Большой». (Женщины, 34)

Анализируя этот аят, можно прийти к выводу, что, «воспитание женщины», как говорят мусульмане, а фактически формы власти над женщиной в семье бывает трех видов:

Наставление. Наставление должно быть мягким и должно приносить пользу. Нужно постараться не обидеть женщину.

Избегание на супружеском ложе. Приводятся различные толкования этой части аята. По мнению одних мусульманских авторов, мужчина должен спать отдельно, а мнение других останавливается на том, чтобы избегать близости и общения.

Побивание. Мужчина при наказании своей жены, как мы уже отмечали выше, не должен оставлять на ней следов побоев, не травмировать, а так же не бить её по лицу.

Итак, обязанности жены следующие:

1. В интимных отношениях: для жены недопустимо отказывать мужу, висполнении супружеских обязанностей. Это обусловлено тем, что Ислам признает брачные отношения единственным законным средством удовлетворения естественных влечений мужа - это узаконенное неравноправие! Если жена лишает мужа такого права, утверждают мусульманские авторы, то это может вынудить мужа преступить границы, установленные исламом. С точки зрения того, что в обществе множество соблазнов, супружеские пары, согласно традиции, должны помогать друг другу следовать правильным путем.

2. Осмотрительность в разговорах: жене не полагается обсуждать семейные дела с другими. Интимные же отношения супругов - это та сфера, о которой вообще никто из посторонних ничего не должен знать: такое требование полностью согласуется с Исламской концепцией скромности. Объяснение этого требования таково: всегда найдутся люди, получающие удовольствие от сплетен о семейных бедах, или же завидующие удачам и успехам. Поэтому гораздо лучше держать семейные дела в стенах своего дома.

3. Повиновение мужу: это относится не только к интимным отношениям, но и ко всем другим сферам. Единственный случай, когда жена может не повиноваться мужу - если он идет против Ислама: в данном случае повиновение законам Аллаха должно взять верх над повиновением человеческим требованиям. Например, если женщина желает держать пост в месяц Рамадан или совершать молитвы, а ее муж по какой-либо причине пытается помешать ей. Но здесь надо отметить, что если жена желает соблюсти какой-либо из необязательных постов, то ей необходимо получить на то согласие мужа: это связано с его правом удовлетворять свои естественные потребности, связанные с полом, тогда, когда он того желает. Другая сфера, где жена должна повиноваться мужу, касается общественной жизни: муж решает, кого принимать или не принимать в их доме, и, разумеется, с кем может общаться жена. Очевидно, что она не должна свободно общаться с мужчинами, не являющимися ей близкими родственниками, не говоря уже о том, чтобы приглашать их домой, но могут быть случаи, когда муж не одобрит и общение с определенными женщинами. Понятно, что только неблагоразумный муж может лишить жену возможностей общения с людьми. Но если общение с кем-либо может нанести ущерб семье в таких формах, как, например, распространение сплетен, оказание дурного влияния или попытки разрушить брак, то в этом случае муж имеет право ограничить подобное общение.

Более того, как сообщает А.И. Хвыля-Олинтер, мужу дозволяется убить любых(!) людей, найденных у своих жён.

 

Развод

 

Ислам называет развод самой ненавистной Аллаху вещью из всех тех, что Им разрешены. Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов закончились безуспешно.

Если брак начинает разваливаться, супругам следует приложить все усилия, чтобы достичь примирения, но если он действительно подошел к своему завершению, как пишут мусульманские авторы, Ислам не осуждает их на вечную жизнь в несчастливом браке. Развод - это крайнее и последнее средство. Можно письменно оговорить свое право на развод в брачном контракте. Начать процедуру развода вправе любой из супругов, или же оба они могут прийти к взаимному решению расстаться друг с другом. В Исламе существуют различные виды развода:

Талак. Это развод по инициативе мужа. Он предполагает троекратное провозглашение развода - произнесение вслух слова «Талак» или подобной фразы. Однако они не могут быть произнесены все сразу, без разрыва во времени. Продолжительность времени между каждым случаем провозглашения развода должна соответствовать месячному циклу жены. В период времени между провозглашениями развода необходимо делать все возможное, чтобы спасти брак, а женщина имеет в это время право на полное содержание мужем. Женщина также может иметь право начать развод (Талак), если об этом была договоренность до заключения брака, а также особо оговорено в брачном контракте. Многие женщины слишком застенчивы или неохотно включают подобное условие в свой брачный договор, но это их полное право, предоставленное им Исламом.

Следует сказать, что после первого произнесения слова «талак» жена имеет право не только на содержание и жилье, но и на доброе обращение со стороны мужа в течение трех месячных периодов (иддат). В это время, или позднее, они могут примириться и продолжать жить как супруги. Это есть первое провозглашение развода. Если после примирения отношения между супругами снова обострились и весь процесс повторился снова, по законам Ислама они все равно имеют право примириться и их супружеские отношения будут продолжаться дальше. Суть и цель иддат как раз и состоит в том, чтобы дать супругам возможность примириться и сохранить семью собственными усилиями или усилиями родственников. Если же этот процесс будет иметь место и в третий раз, то после этого согласно законам Ислама супруги уже больше не могут оставаться мужем и женой и Ислам выступает за то, чтобы они развелись.

Хул’. Это еще один вид развода, и здесь его инициатором является жена. В этом случае она обязана уплатить мужу компенсацию, т.е. вернуть Махр (подарок жениха невесте, одно из обязательных условий заключения брака. Ислам охраняет право невесты на выбор подарка и полное, независимое от кого-бы то ни было распоряжение им). Женщина получает право на такой вариант развода, чтобы иметь возможность освободиться от невыносимого для нее брака. Из литературы по Хадисам известны случаи, когда женщины получали развод Хул’ по причине того, что больше уже не могли выносить совместную жизнь с мужем. Никому не следует продолжать жить в браке, который стал нестерпимой мукой и может вынудить женщину нарушить законы Ислама. Женщина вправе требовать Хул’, и хотя Ислам в целом не поощряет разводы, мужчине надлежит отпустить ее, если все попытки примирения не принесли положительного результата. Вот что об этом говорит Коран: «Когда вы разведетесь с женами и когда они достигнут определенного для них срока (иддат): тогда или удерживайте их благопристойным образом, или отпускайте их благопристойным образом. Не удерживайте их против их воли, поступая с ними несправедливо; кто поступает так - тот делает зло себе самому…» [Коран: Сура 2, Аят 231].

Мубара’ах - это развод по взаимному согласию супругов.

Ли’ан - развод, который применяется тогда, когда муж обвиняет жену в супружеской неверности (измене). По законодательству Ислама для подтверждения акта супружеской измены необходимы показания четырех беспристрастных свидетелей, которые должны четко подтвердить, что конкретный мужчина или женщина действительно совершили супружескую измену. Если муж не может доказать, что такая измена имела место, он должен четыре раза поклясться Аллахом в том, что говорит правду. Жена должна или признать свою вину, или поклясться в своей невиновности. Оба супруга должны также призвать на себя проклятья Аллаха на тот случай, если они дают лживые клятвы. Если же никаких доказательств вины или невиновности получить невозможно, брак считается непримиримым и расторгается.

«А те, которые бросают обвинение в своих жен, и у них нет свидетелей, кроме самих себя, то свидетельство каждого из них - четыре свидетельства Аллахом, что он правдив, а пятое, - что проклятие Аллаха на нем, если он лжец. И отклоняется от нее наказание, если она засвидетельствует четырьмя свидетельствами Аллахом, что он лжец, а пятым, - что гнев Аллаха на ней, если он правдив» [Коран: Сура 24, Аяты 6-9].

Что касается опеки детей после развода, то малолетние дети остаются под опекой матери в том случае, если она сможет дать им надлежащее воспитание. Отец должен обеспечить детям полное содержание и выплатить компенсацию матери. Дети обычно остаются под опекой матери, а если дети достаточно взрослые, они могут высказать свое желание, которое также надлежит принять во внимание. Интересы детей играют ключевую роль: им надлежит жить с тем из родителей, который сможет лучше позаботиться о них и воспитать их в духе ислама.

Полигамия в исламе

 

Образец для мусульман в браке дал сам пророк Муххамед, который имел 13 жен, для остальных поставив ограничение не брать больше четырех жен. Это вошло в шариат, но носит не обязательный характер, а является добровольным решением мужчины, учитывая его материальные, моральные и физические возможности, а так же учитывая сложившуюся ситуацию. При этом на первый план выдвигается, как пишут мусульманские авторы, справедливое отношение к каждой женщине. «Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, что бы избежать несправедливости (или бедности)» (Женщины, 3).

Аят ставит перед мужчинами несколько условий. Первое условие заключается в том, что женщина, на которой мужчина хочет жениться, должна быть ему дозволена. А какие же женщины являются недозволенными для мужчины? В Коране есть ответ на этот вопрос: «Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тётки со стороны отца, ваши тётки со стороны матери, дочери брата, дочери сёстры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сёстры, матери ваших жён, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, но если вы не имели близость, то на вас не будет греха; а так же жёны ваших сыновей, которые произошли из ваших чресл. Вам запретно жениться одновременно на двух сёстрах, если только это не произошло прежде» (Женщины, 23). (Отметим здесь, что более строгий запрет на брак установлен каноническим правом Православной Церкви, которая запрещает брак по отношению свойства).

Ислам оправдывает многожёнство мужчины при условии, что он будет справедливо относиться к своим женщинам. Обосновывается это тем, что каждый мусульманин должен понимать, что, взяв в жёны одну женщину, он уже берёт на себя большую ответственность. Узаконивая такое положение мужчины, Ислам предупреждает, что путь человека, проявляющего заботу по отношению к своей семье, не всегда бывает гладким. Здесь могут возникнуть определённые трудности, которые каждый верующий должен принимать как испытание от Аллаха и проявлять терпение. Интересно, что современные мусульманские авторы, оправдывая полигамию, сравнивают мужчину-многоженца с подвижником, практически героем за веру (!). По этому поводу характерна фраза Джафара Садига: «Человек, проявляющий заботу о своей семье подобен человеку, совершающему джихад на пути Аллаха».

Исламский автор Худа Хаттаб в защиту полигамии пишет о том, что праведнее иметь несколько жён, чем быть женатым на одной женщине, но при этом иметь ещё незаконную связь, или развестись, оставив бывшую жену одинокой, а детей - без отца. Характерно, что эти слова адресованы мужчине, но отнюдь не женщине, что подчеркивает также униженное положение женщины - как вещи, служащей для нормального функционирования мужчины, удовлетворяющего свои эгоистические потребности и желания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: