Положение женщины в обществе




 

Христианство выступает за равенство мужчины с женщиной. По словам свт. Григория Нисского (IV в.): «Женщина есть образ Божий, как и мужчина, оба пола равноценны». Именно «христианская революция» установила впервые в истории человечества равенство полов, женщина обрела право быть не вещью и собственностью, а личностью. Правда, как пишет И.А. Ильин, «она по рождению равная с мужчиной, но не одинаковая с ним в плане своеобразия; она достойна его, но как личность не обладает его могуществом». «О женщине сказано - «немощнейший сосуд». Эта «немощь» заключена главным образом в подвластности женщины её природным стихиям - в ней самой и вне её. В силу этого - повышенная эмоциональность. Почти ни одна женщина не свободна от этого…

Только в христианстве женщина может стать равной мужчине, подчинив высшему началу свой темперамент, приобретая благоразумие, терпение, правильное суждение и мудрость, потому что в этих условиях возможна её истинная дружба с мужем», - пишет о. Александр Ельчанинов.

Можно задаться вопросом - в чем может проявляться эта дружба? Нужно ли понимать ее только ли в рамках семьи? История показывает, что именно в христианстве вопрос об участии женщин в обществе вне рамок семьи стал решаться в пользу женщины (хотя в западном богословии в эпоху схоластики и обсуждался вопрос о том, человек ли женщина, но мы не будем рассуждать сейчас по этому поводу, так как, говоря о христианстве, как было сказано в начале работы, мы имеем в виду ортодоксальный его вариант - православие).

И этому можно привести ряд ярких примеров. Первые женщины-христианки покорили Рим (Св. Предание о Марии Магдалине). В Древней Церкви существовал институт диаконисс, которые исполняли следующие обязанности: приготовляли женщин к принятию Крещения, объясняли им значение отдельных священнодействий чинопоследования, вопросов и ответов, задаваемых по время его совершения, обучали поведению после совершения таинства; помогали священнослужителям во время самого Крещения; исполняли поручения епископов, посещая больных и бедных женщин; стоя у дверей храма, размещали входящих женщин по порядку и следили за их поведением по время богослужения.

Именно в христианстве появилось женское монашество. Еще в IV веке в византийском обществе широко распространилось добровольное девство, первые представительницы которого появлялись еще в апостольские времена. Институт девства, несомненно, повлиял на формирование новых устоев нравственности. Ведь в дохристианскую эпоху «язычество не любило девства; оно даже наказывало бездетных, но уже «первый христианский император Константин едва не благоговел пред святейшим сонмом девственниц Божиих», которые сделали своим образом жизни молитву и воздержание, ступив на весьма опасный путь, ибо «иго девства» небезопасно по словам св. Игнатия Богоносца Среди подвижниц восточно-христианской Церкви можно назвать массу имен, например, Клеопатра Палестинская, Нонна (мать Григория Богослова), Пелагия Палестинская (IV в.). Бывшая блудница Мария Египетская через глубокое покаяние и нечеловеческие усилия над своим телом и душой достигла состояния, когда «слово Божие, наделенное жизнью и силой, само дает человеку знание» (4, с. 85-98)

Женщины в христианстве достигали не только святости, они блистали и ученостью. Святая мученица Екатерина, согласно ее житию, победила на диспуте 50 языческих философов, которые в результате этого обратились в христианство. Дочь императора Алексия I Комнина Анна Комнина (XI-XII вв.), известная по мемуарам о своем отце, названным «Алексиада», была великолепно образованна, особенно в области философии и поэтому прозывалась современниками «новой Теано» и «тринадцатой Музой». В Русской Православной Церкви преп. Евфросиния Полоцкая (XII в.), исключительная по силе характера и образованности церковная деятельница, занималась книжной деятельностью и строительством храмов.

Впрочем, в православной традиции служение женщины в обществе более всего связывают с делами милосердия и благотворительности. Жития святых эпохи гонений (1-3 вв.) рассказывают о подвиге Анастасии Узорешительницы, которая, выйдя замуж, сохраняла девство. Она посещала темницы и ухаживала за узниками-христианами, и по ее ходатайству были спасены многие от смертной казни. В Древней Церкви подвижницы родом из состоятельных (царских) семей отличались широкой благотворительностью, как, например, дочь проконсула Константинополя Селевка Олимпиада, V в. В истории Русской Православной Церкви тоже есть подобные примеры в разные эпохи. Наиболее ярким примером благотворительности и дел милосердия, близким к нашему времени, является образ княгини Елизаветы Федоровны. Она организовала в 1892 Елисаветинское благотворительное общество, учреждённое для того, чтобы брать на воспитание законных младенцев беднейших матерей. С началом русско-японской войны Елизавета Федоровна организовала Особый комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлевском Дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов. Вскоре после гибели мужа продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 году Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (монастырь с сочетанием благотворительной и медицинской работы). Обитель оказывала комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и еще множество учреждений.

Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживая за тяжелобольными или читая Псалтирь над умершими, а днем трудилась, наряду со своими сестрами, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок - самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Во время Первой мировой войны активно заботилась о помощи русской армии, в том числе раненым солдатам.

Говоря о милосердии, нельзя не сказать о Св. Царице Александре Фёдоровне и её дочерях - Ольге и Татьяне, которые во время войны работали в лазарете, исполняя обязанности хирургических сестер. Подвиг Святой Ксении Петербургской, которая, оставшись вдовой в 26 лет, раздала всё своё имущество и избрала тяжёлый путь юродства, - это великий подвиг жертвования собой во имя любви.

В целом можно сказать, что в христианстве естество женской души, так же как и мужской, в своем духовном восхождении к Творцу не может подвергаться тем извращениям и искажениям, которые присутствуют в обществе, живущем по законам иной культуры, чем христианская.

В качестве комментария к предыдущему абзацу небезынтересно привести мнение современных мусульманских богословов, которые, стремясь оправдать полигамию в исламе, унижение женщины и низкую нравственность, утверждают, что все вышеперечисленное, якобы, не в меньшей степени свойственно и христианству. Однако если положение женщины в исламе и все связанные с этим последствия - неотъемлемая часть ислама, закрепленная в Коране и в сунне (мусульманском священном предании), то есть является нормой для мусульман, - пишет Максимов Ю., то для христианства все вышеуказанное - вовсе не часть православной догматики, на что косвенно или прямо намекают мусульманские богословы, а - грех, чудовищное отклонение от нормы.

Еще раз подчеркнем, что женщина в христианстве понимается как созданной по образу Божию, сонаследница благодатной жизни, которой надлежит оказывать честь и которая в браке имеет право быть единственной любимой, являясь в этой любви образом Святой Церкви. Кроме того, женщина в христианстве, вправе выбрать и другой путь, кроме брака - монашество. Христианство открывает женщине, как и мужчине, одни и те же пути к святости, ведь недаром Свт. Григорий Нисский (IV в.) писал: «Женщина есть образ Божий, как и мужчина, оба пола равноценны». Этого представления о женщине нет вообще ни в одной религиозной культуре, в том числе и в исследуемых нами на предмет сравнения монотеистических религиях - исламе и иудаизме.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: