Положение женщины в обществе




ü В христианстве (напомним, что мы рассматриваем только православие) нет женщин-священников. Но женщины могут участвовать в совершении богослужения в качестве певчих и чтецов. В ортодоксальном иудаизме ….только в реформированном и либеральном иудаизме женщинам разрешили становиться раввинами, а в некоторых случаях даже «канторами», или чтецами Торы. В мусульманстве мулла - это всегда мужчина.

ü В христианстве нет какого-либо труда (естественно, если этот труд благопристоен и не противопоставляется Заповедям Божиим), который был бы для женщины запрещённым. В мусульманстве и иудаизме, как мы видели, на эту область вводятся ограничения.

ü Что касается внешнего вида, мусульманка не имеет права выходить из дома без покрывала, которое закрывает всё её тело, кроме лица и кистей рук. Иудаизм также не разрешает женщине выходить на улицу без покрывала. Христианке не положено ходить в мужской одежде (брюки), не приветствуется макияж, ношение нескромного одеяния, в храм следует входить с покрытой головой.

ü Что касается правил приличия, мусульманская женщина должна выходить из дома только в сопровождении близкого родственника. В иудаизме и христианстве такого нет.

ü В иудаизме женщина не может быть свидетельницей в суде, в синагоге женщины должны молиться отдельно от мужчин. В христианстве такого нет. Наоборот, практически ни одно богослужение не обходится без участия женщин: как правило, именно они в большинстве своем поют на клиросе во время службы.

ü Только христианство из всех трёх религий говорит о женщине как о «живом источнике любви», призывает её к милосердию, заботе и другим подобным добродетелям, считая их одним из главных деланий её жизни.

В заключение хочется обратить внимание на то, что в иудаизме, как и в исламе очень большое внимание уделяется внешней, материальной стороне религии. Это касается омовений, подобающего ношения одежды и других многочисленных правил и запретов. В то время как христианство предписывает основные силы устремить к вечному, духовному, внутреннему, а не наружному.

Христианство не требует от женщины, чтобы она перед каждым выходом из дома тратила время на одевание своего покрывала таким образом, чтобы не был виден ни один волосок; оно не требует омовения перед каждой молитвой, ровно как и тщательного омовения в специально отведённых для этого «микве»; не требует ежемесячно почти двухнедельного воздержания от супружеской жизни; не даёт оно ей и гарантий от мужа, что она будет обеспечена подобающим образом, - как всё это происходит в исламе и в иудаизме. Но оно хочет, чтобы женщина, вместо того, чтобы становиться рабой всяческих предписаний насчёт внешнего поведения, была наполнена внутренней любовью, являлась «живым её источником», святилась ею, исполняя при этом Святые Божьи Заповеди.


Заключение

 

В курсовой работе мы ознакомились с религиозными традициями, религиозными законами и установлениями, касающимися положения женщины.

Изучая вопрос о положении женщины в христианстве, исламе и иудаизме, нами было выявлено, что в каждой из этих религий выработано свое особенное, отличное от других отношение к женщине.

Сначала мы исследовали положение женщины в исламе. Здесь мы выяснили, чего ждет от женщины и предписывает ей шариат. Так, характерным для ислама является явное неравенство, абсолютно разное отношение общества и исламского закона к мужчине и женщине. Изучая Коран, знакомясь с законами шариата, можно заметить, насколько часто встречаются слова «должна», «не должна» по отношению к женщине и насколько редко - к мужчине. Мусульманская женщина должна ходить только хиджабе, не должна выходить на улицу без сопровождения близкого родственника, ей гораздо труднее, чем мужчине получить развод по собственному желанию. А мужчина, оказывается, может ее «побивать», может, помимо первой, привести в дом еще трех жен (при этом, у этого мужского права есть удивительное (особенно для православного мировоззрения) оправдание: оказывается, это лучше, чем иметь незаконную связь или оставить первую жену одинокой), он решает, с кем его жене можно общаться, а с кем нет (это право доходит, с христианской точки зрения, до абсурда: мужу дозволяется убить любых людей, найденных у своих жён). Из всего изученного нами мы выяснили, что брак в исламе - это отнюдь не союз двух равноправных людей, как часто можно прочитать у исламских авторов. Скорее - это союз обладающего всевозможными правами мужчины и носительницы разнообразных обязанностей - женщины.

Далее мы изучали, как относится к женщине иудаизм. Согласно Талмуду, жена - послушная раба своего мужа. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой горячо благодарит Бога за то, что Он не создал его женщиной, а женщина должна в молитве благодарить Бога за то, что Он создал ее для послушания и подчинения мужчине. Характерно, что при разводе последнее слово остается за мужчиной. Женщина может быть инициатором бракоразводной процедуры, но она не может быть официально освобождена от супружества без согласия ее мужа.

Если рассмотреть отдельно одно из направлений иудаизма - ортодоксальный иудаизм, мы увидим, что он отводит женщине строго подчиненное положение в обществе. Женщина не может быть свидетельницей в суде, не имеет права выходить на улицу без покрывала, в синагоге женщины должны молиться отдельно от мужчин.

Одним из ярких фактов, характеризующих положение иудейской женщины, является то, что на еврейской свадьбе жених, надевая обручальное кольцо на палец невесты, произносит следующие слова: «Смотри! По закону Моисея и Израиля через это кольцо ты посвящена мне». Эти слова важны с юридической и религиозной точек зрения. Они составляют еврейский брачный обет. Заметим, что эти слова говорит только жених.

Таким образом, мы видим, что иудейская женщина, хоть и не настолько ущемлена в правах по сравнению с мужчиной, как мусульманка, все же, об истинном равенстве полов тут говорить, наверное, нельзя.

Следующим объектом нашего исследования было положение женщины в христианстве. Христианство смотрит на женщину как на помощницу мужчине. Она не ниже мужчины, потому что она не только помощница мужу, она помощница, «подобная ему», и при этом только условии равенства может оказать ему помощь, в которой он нуждается. Однако же место это второстепенное, зависимое: жена сотворена после мужа, создана для мужа. Как взятая от него, она «кость от кости его, плоть от плоти его » (Быт 2,21), и столь тесно соединена с ним, что он не может унизить её, не унижая самого себя.

Христианство смотрит на брак как на Таинство, на нерасторжимый (в идеале) союз. То, что должно возникнуть из брака, есть, прежде всего, духовное единение и единство - единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить радость и горе жизни.

Как писал В.В. Зеньковский, «лишь в христианстве раскрывается и осмысливается духовная сторона семьи, ибо в христианстве открывается вечность связи членов семьи».

Христианский брак предписывает каждому свое место: жене следует смиренно встать на второе место, мужу - подъять тяжесть и ответственность быть главой семьи. Но при этом от мужчины ожидается снисходительное, терпеливое отношение к ней, к «ее немощи».

Жена призвана любить мужа, как Церковь любит Христа (вне любви нет другой связи между Христом и Церковью), и по силе этой любви подчиняться мужу, как Церковь Христу, потому что Царство благодати есть Царство любви, а не рабского страха. Мужьям же заповедано любить своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». (Еф 5, 22-33)

Христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины так же недопустима, как и измена женщины. Развод в некоторых случаях Церковью разрешается, причем его инициатором (при наличии оснований для него, как, например, измена супруга) может быть как мужчина, так и женщина.

Православная Церковь не прекращает призывать супругов к хранению великой святыни - церковного брака, показывая им всю порочность развода, но и в то же время, действуя в духе евангельского милосердия, не оставляет грешников без утешения, позволяя после покаяния начать все сначала.

Таким образом, мы увидели, что женщина в христианстве понимается как созданной по образу Божию, сонаследница благодатной жизни, которой надлежит оказывать честь и которая в браке имеет право быть единственной любимой, являясь в этой любви образом Святой Церкви.

Более того, только в христианстве у женщины, как и у мужчины, есть возможность выбрать иной путь - монашеский.

«Грохотала человеческая история, рождались и падали царства, строилась культура, бушевали кровопролитные войны, но всегда, неизменно над землёй, над этой смутной и трагической историей светил образ женщины. Образ заботы, самоотдачи, любви, сострадания», - пишет Александр Шмеман. Можно без преувеличения сказать, - продолжает он, что человечность человека спасала и спасает женщина, и спасает не словами, не идеями, а вот этим своим молчаливым, заботливым, любящим присутствием.

Само христианство, по словам прот. А. Шмемана, началось с праздника Благовещения - праздника, который прославляет Женщину, носящую во чреве Сына Божия; Женщину, через Которую, по выражению Элизабет Бер-Сижер, «осуществилось вочеловечение Слова Божьего, т.е. вторжение Бога в человеческую историю». (Заметим, что христианство - единственная религия, в основании которой Женщина играет столь значительную роль). И именно Её мы каждый день прославляем как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим». Её, Которая является идеалом для любой женщины! О каком же тогда угнетении, рабском положении женщины в нашей религии (о котором так любят говорить противники христианства) может идти речь?

Итак, целью этой работы был сравнительный анализ учений о женщине в христианстве и нехристианских религиях, таких как ислам и иудаизм. Сравнив положение женщины в каждой из изученных религий, с уверенностью можно сказать, что лишь христианство действительно выступает за равенство мужчины и женщины, даруя последней свободу, право личного выбора во всех областях жизни, защищает её от унижения и угнетения со стороны мужчины, вместо этого ставя её в положение друга, помощника и опоры мужу, в том числе в главном - деле спасения.

 


Список использованной литературы

исламский христианский иудаистский женщина

1. Альбедиль М.Ф. Женщина в религии. [Электронный ресурс] / М.Ф. Альбедиль // Режим доступа: https://woman.upelsinka.com/history_m.htm

2. Брайсон В. Политическая теория феминизма/ Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. М.: Идея-Пресс, 2001 г.

. Васильев Л.С. История религий востока. М.: «Высшая школа», 1993 г.

4. Ванчугов В.В. Женщины в философии. М., 1996 г.

5. В доме отца моего. М.: Храм Трёх Святителей на Кулишках, 2001. - 304 с. - (Педагогическая классика).

6. Дыхание любви (О семье и воспитании). М.: Издательство Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадского, 2007. - 424 с.

. Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В. История религии. 2-е изд. М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2005. - 256 с.

. Исак Ф. Быть мусульманином/ Фарид Исак. Пер. с англ. Н. Лебедевой. М.: Фаир-Пресс, 2002. - 352 с.

. Максимов Ю. Ислам. Буддизм. Иудаизм. М., 2005 г.

. Максимов Ю. Религия креста и религия полумесяца. Христианство и ислам. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 2008. - 239 с.

. Мусаев Алихан. Отношение к женщинам. [Электронный ресурс] / Алихан Мусаев // Электронная библиотека сайта islam.ru. Режим доступа: https:// islam.ru

. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви., гл. Х. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности. [Электронный ресурс], Официальный сайт Русской Православной Церкви, https://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html.

13. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М.:Прогресс, 1997 г.

14. Полякова С.В. Византийские легенды. М., 1994 г.

. Преосв. Филарет (Гумилевский).Жития святых подвижниц восточной церкви. М. 1994.

16. Роллин Армур. Христианство и ислам: непростая история / (Серия «Диалог»). М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2004. - 336 с.

17. Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПБ 1997.

. Семейная жизнь и православное воспитание. Из духовного наследия свят. Феофана Затворника, свмч. Владимира (Богоявленского), протоиерея Димитрия Соколова, философа Ивана Ильина. СПб., 2006. - 336 с.

. Собрание определений и Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.: в 11 т., М., 1994-2000 г., Т.8

20. Соловьёв В. Смысл любви. Троицкий С. Христианская философия брака. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Брак в Православии. - М.:Изд-во «Путь», 2003. - 234 с.

. Труханов Михаил, свящ. Мысли христианина о браке. М., 1997. - 78 с.

22. Хаттаб Худа. Справочник мусульманской женщины. Перевод с английского Т.В. Гончаровой. Харвест, Издательский Дом Умма, 2002 г. - 144 с.

. Хвыля-Олинтер А.И., свящ. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. М., Даръ, 2008. - 640 с.

. Хрестоматия по сравнительному богословию: Учеб. Пособие. - М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. - 847 с.

. Христианство и религии мира. - М.: Про-Пресс, 2000. - 224 с.

. Христианство, иудаизм и ислам: Верность и открытость/ Ред. Жозеф Доре (Серия Диалог). М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. - 264 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: