В этой части отчетных материалов студент должен описать свою работу по следующему плану:
1. Насколько успешно проходила ваша работа. Соответствовала ли она тем целям, которые Вы первоначально поставили. Какие особенности Вы открыли в себе при индивидуальной работе и работе в коллективом. Что для Вас оказалось наиболее сложным.
2. В каких заданиях Вы испытывали трудности. Опишите характер затруднений.
3. Какие теоретические источники служили для Вас основой для работы в ходе практики
4. Сформулируйте задачи профессионального и личностного самосовершенствования.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ
В установленный срок, не позднее 3 дней после окончания практики, материалы практики обобщаются и формируются в специальную папку, которая представляется на кафедру (в комиссию по защите практики).
Структура и содержание папки с отчетными документами
Структурная часть папки | Содержание | Примечание | |
1. | Титульный лист папки | ||
2. | Дневник практиканта | ü График работы ü Календарно-тематический план прохождения практики ü Самоанализ (рефлексия) ü Предложения | Описание в свободной форме |
3. | Первичные материалы по диагностике | ü Протоколы ü Результаты обработки ü Интерпретация полученных данных ü Аналитические справки | Таблицы, профили, графики |
4. | Материалы по просветительской работе | ü План-конспект самостоятельно проведенной лекции (тематического сообщения) ü Тематическая подборка методических материалов по проблеме (запросу) ü Список использованных источников | Темы просветительских мероприятий согласовываются с руководителем практики от базы |
5. | Материалы по тайм-менеджменту | ü Расписание дня ü Сетка с планированием на неделю | |
6. | Анализ организационной культуры | ü Аналитическая справка | |
7. | Анализ рекламы | ü Аналитическая справка | |
8. | Отзыв руководителя практики | ü От базы практики ü От кафедры |
|
ФОРМЫИ МЕТОДЫКОНТРОЛЯ
Дифференцированный зачетпо практике выставляется студенту на основании анализа представленных отчетных документов, отзывов руководителей от базы и кафедры, результатов защиты отчета в комиссии, назначенной заведующим кафедрой. Оценка за практику вносится в зачетно-экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента.
Критерии оценивания результативности практики
Оценка ОТЛИЧНО выставляется студенту, который:
ü выполнил весь объём работы, предусмотренный программой практики,
ü получил отличные оценки за все мероприятия, указанные в рабочей программе практики,
ü ответственно и с интересом относился к работе на базе практики,
ü показал глубокую теоретическую и практическую подготовку,
ü проявил исследовательскую и профессиональную культуру при оформлении отчётной документации,
ü соблюдал профессионально-этические нормы психологической деятельности и правила внутреннего распорядка учреждения,
ü качественно и в установленные сроки написал отчёт о практике.
Оценка ХОРОШО выставляется студенту, который:
ü выполнил весь объём работы, предусмотренный программой практики,
ü хорошо подготовил и выполнил все мероприятия, указанные в рабочей программе практики,
|
ü допустил незначительные ошибки при выполнении заданий,
ü проявил заинтересованность и самостоятельность в работе,
ü соблюдал профессионально-этические нормы психологической деятельности и правила внутреннего распорядка учреждения,
ü в установленные сроки написал отчёт о практике.
Оценка УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, который:
ü выполнил программу практики,
ü допускал существенные ошибки в проведении мероприятий, предусмотренных программой,
ü не проявил достаточной заинтересованности, инициативы и самостоятельности в выполнении заданий практики,
ü при выполнении заданий практики продемонстрировал недостаточный уровень исследовательской и профессиональной культуры,
ü сдал отчет с большим опозданием.
Оценка НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, который:
ü не выполнил программу практики,
ü безответственно относился к своим обязанностям,
ü отсутствовал на базе практики без уважительной причины,
ü не представил отчетную документацию.
ФИО студента_________________________________ курс___________
Срок проведения________________ база практики_____________________
ФИО руководителя практики от кафедры______________________________
№ п/п | Содержание критерия | Оценка в баллах |
1. | Ведение дневника практиканта: ü По содержанию ü По форме | |
2. | Правильность оформления первичных протоколов | |
3. | Соответствие обработки инструкции к методике | |
4. | Грамотность интерпретации результатов | |
5. | Аналитическая справка по организационной культуре предприятия ü содержательность справки ü логичность и объективность информации ü использование терминологии | |
6. | Заключения по заданию 2 | |
7. | Содержание плана-конспекта мероприятия по психологическому просвещению (учеников, родителей, педагогов) | |
8. | Подготовка профилактических мероприятий: стенд ли папка: ü грамотность содержания ü объем тематической подборки материалов | |
9. | Рекламный проект | |
10. | Соответствие оформления библиографических списков требованиям ГОСТа | |
11. | Аккуратность и эстетичность оформления материалов | |
12. | Своевременность представления отчета | |
13. | Отзыв руководителя от базы | |
14. | Полнота и аргументированность устного отчета | |
15. | Ответы на вопросы комиссии | |
16. | Общая сумма баллов |
|
Примечание.
1. Оценки по п.п. 1 – 15 выставляет руководитель практики от кафедры. Общая оценка за практику выставляется комиссией по итогам защиты.
2. В зависимости от вида практики (учебная, производственная, преддипломная) вводится специальный коэффициент перевода баллов в шкалу ECTS.
Соотношение шкал оценивания ECTS с национальной системой
оценивания в Украине и СГГУ
Оценка по шкале ECTS | Содержательная оценка | По национальной шкале | По 100-балльной шкале |
A | ОТЛИЧНО – отличное выполнение с незначительным количеством ошибок | 90 – 100 | |
B | очень хорошо – выше среднего уровня с несколькими ошибками | 82 – 89 | |
C | хорошо – в общем, правильная работа с определенным количеством незначительных ошибок | 75 – 81 | |
D | удовлетворительно – неплохо, но со значительным количеством недостатков | 69 – 74 | |
E | достаточно (посредственно) - выполнение удовлетворяет минимальным критериям | 60 – 68 | |
FX | условно неудовлетворительно - необходимо поработать перед тем, как пересдавать | 35 – 59 | |
F | безусловно неудовлетворительно - необходима серьёзная дальнейшая работа, обязательный повторный курс | 1 – 34 |
список рекомендуемой литературы
1. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб, 2000.
2. Гришина В. В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. - М., 1990.
3. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. Учебное пособие / Под ред. С. А. Багрецова. - М., 1999.
4. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. - М., 1979.
5. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. - М., 2000.
6. Ерина С. И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. - М., 1999.
7. Клюева Н. В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности. - Ярославль, 1998.
8. Кричевский Р. Л., Рыжак М. М Психология руководства и лидерства. - М., 1985.
9. Куницина В. Н., Казаринова Е. Л., Погольша В. М. Межличностное общение. - СПб., 2001.
10. Лабораторный практикум по общей и социальной психологии / Под ред. В. П. Фоминых. - Чебоксары, 1998.
11. Лутошкин А. Н. Психологический климат первичного производственного коллектива. - Кострома, 1978.
12. Мануйлов Г. М. Психологическое управление в рыночных условиях. - М., 1997.
13. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. Сб.научных трудов /Под ред. А. Л. Журавлева, Е. В. Журавлевой. - М., 1995.
14. Методики социально-психологической диагностики личности и группы / Под ред. А, Л. Журавлева. - М., 1990.
15. Немов Р. С. Психология. Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М, 1995.
14. Обозов Н. Н. Психологическое исследование и консультирование. - СПб., 1998.
15. Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения. - Л., 1981.
16. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - М., 1999.
17. Сарычев С. В., Чернышев А. С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности. - Курск, 2000.
20. Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Ю. М.Жукова.-М., 1984
21. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности. - М., 1980.
22. Фетискин Н. П., Миронова Т. И. Социально-психологическая диагностика личности и группы. - М. - Кострома, 2001.
23. Чернышев А. С. Психологические основы педагогической практики студентов. - М., 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ.
Анализ организационной культуры учреждения должен основываться преимущественно на ваших собственных наблюдениях. Дополнительно можно использовать опросы членов коллектива, а также доступную официальную документацию организации.
ВОПРОСЫПО ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
1. Какие из известных вам документов, отражающих деятельность организации, представляются наиболее существенными для анализа организационной культуры?
2. Какие формальные и неформальные ритуалы существуют в организации?
3. Существуют ли у организации свои символы? Какие?
4. Какие внешние атрибуты организации выполняют символическую функцию?
5. Имеет ли организация зафиксированные где-либо базовые цели или миссию, кодекс поведения сотрудников и т.п.?
6. Какие события и случаи можно считать вариантами символического поведения?
7. Существуют ли в организации легенды? Какие?
8. Какие слова, выражения, высказывания можно считать характерными для языка организации?
9. Каковы характерные формы обращения сотрудников организации друг к
другу?
Собранные в результате ответов на вышеприведенные вопросы данные подвергаются дальнейшему анализу.
ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Какие нормы и правила поведения характерны для организации? В част-
ности, каковы нормы и правила, касающиеся таких аспектов работы орга-
низации, как:
• степень самостоятельности и независимости сотрудников в своей работе; отношение к инициативам;
• система взаимодействия и взаимопомощи сотрудников;
• взаимодействие сотрудников с руководством; возможность обсуждения решений руководства и возражений им;
• контроль за работой;
• поощрения и награды; справедливость при оплате и распределении поощрений;
• привилегии, связанные с должностью и со старшинством; фаворитизм;
• отношение к нарушениям, взыскания;
• соблюдение дисциплины, режима труда;
• забота о сотрудниках и их внеслужебных проблемах;
• отношение к конфликтам и пути их решения;
• полнота и доступность информации об организации;
2. Как соотносятся формальные и неформальные нормы и правила в организации?
3. Какие качества сотрудников больше всего ценятся в организации?
4. Можно ли отнести организацию к одному из полюсов по следующим характеристикам: индивидуализм — коллективизм, дистанция власти, избегание неопределенности, маскулинность — феминность?
5. Сформулируйте базовые цели организации.
6. Какие субкультуры существуют в рамках данной организационной культуры? Каковы их особенности? Если вы анализировали субкультуру, то как она соотносится с культурой организации в целом?
7. Предложите мероприятия, направленные на улучшение организационной культуры.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
АНАЛИЗ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ
I. Проанализируйте 3 телевизионных рекламных ролика по следующей схеме.
1. Используются ли приемы прямого воздействия — информация и рациональные доводы — в пользу покупки товара (фразы типа "Теперь на 25 процентов дешевле", перечисление полезных свойств товара и т.п.)? Какие именно?
2. Используются ли приемы манипулирования (например, предложение "Подключайтесь, пока бесплатно" — это пример манипуляции упущенной возможностью)? В чем их смысл?
3. Используются ли приемы эмоционального воздействия:
• Ассоциация рекламируемого товара с ценностью (перечисленной в тексте или иной) или с несколькими ценностями. С какими именно? Являются ли эти ценности значимыми для социальных и возрастных групп — потенциальных потребителей товара (например, сцена шумной дискотеки адекватна лишь для молодежи)?
• Ассоциация товара с избавлением от неприятностей. Значима ли проблема, от которой предлагают избавиться, для потенциальных покупателей? Будет ли ассоциация с товаром позитивно или негативно окрашена?
• Положительные эмоции связаны с сюжетом ролика. Какие именно?
4. Какие другие приемы воздействия можно выделить?
5. Проанализируйте каждый из использованных приемов, какими средствами он реализуется:
• Общее развитие сюжета. Например, показывается, как при использовании нового моющего средства решаются бытовые, семейные или иные проблемы.
• Изобразительный ряд. Например, ощущение покоя и удовлетворенности достигается с помощью показа красивых пейзажей.
• Показ отдельных деталей. Например, по ходу развития сюжета появляется дорогой автомобиль, ассоциирующийся с богатством и престижем.
• Речевая информация: диалоги, закадровый текст.
• Невербальная звуковая информация: музыка, другие звуки.
• Фирменный рекламный слоган (в зрительной или звуковой форме): "Изменим жизнь к лучшему", "Жевательная резинка защищает ваши зубы с утра до вечера" и т.п.
• Другие средства.
6. Как вы считаете, эффективна ли эта реклама? Почему?
II. Создайте собственный сценарий рекламного ролика, проанализируйте его по той же схеме и обоснуйте его эффективность.
- Рекламный ролик к профессии «Психолог»,
- Рекламный ролик СГГУ (университета как учебного заведения) или
- Рекламный ролик Вашей группы
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ
(для старшеклассников)
Ниже приводится ряд вопросов с несколькими вариантами ответов на них. Следует выбрать тот вариант, который наиболее соответствует данной учебной группе.
1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе:
а) чувствую себя ее членом, частью коллектива;
б) участвую в большинстве видов деятельности;
в) участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
г) не чувствую, что являюсь членом группы;
д) живу и существую отдельно от нее;
е) не знаю, затрудняюсь ответить.
2. Перешли бы вы в другую группу, если бы вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий):
а) да, очень хотел бы перейти;
б) скорее перешел бы, чем остался;
в) не вижу никакой разницы;
г) скорее всего, остался бы в своей группе;
д) очень хотел бы остаться в своей группе;
е) не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы:
а) лучше, чем в большинстве других групп;
б) примерно такие же, как в большинстве групп;
в) хуже, чем в большинстве других групп;
г) не знаю.
4. Каковы у вашей группы взаимоотношения с преподавателями:
а) лучше, чем в большинстве групп;
б) примерно такие же, как в большинстве групп;
в) хуже, чем в большинстве групп;
г) не знаю.
5. Каково отношение к учебе в вашей группе:
а) лучше, чем в большинстве групп;
б) примерно такое же, как в большинстве групп;
г) хуже, чем в большинстве групп;
д) не знаю.
6. Каково отношение к будущей профессии в вашей группе:
а) лучше, чем в большинстве групп;
б) примерно такое же, как в большинстве групп;
в) хуже, чем в большинстве групп;
г) не знаю.
7. Вы проводите совместно (всей группой) свободное время:
а) чаще, чем другие группы;
б) примерно так же, как и другие группы;
в) реже, чем большинство групп;
г) не знаю.
В соответствии с результатами подсчитайте набранное вами количество баллов, воспользовавшись следующим «ключом»:
Индексы ответов | Номера вопросов в баллах | ||||||
а б в г д е |
Максимальная сумма баллов (25) соответствует субъективной оценке уровня групповой сплоченности как высокого. Минимальная оценка (7) свидетельствует о том, что студент уверен в отсутствии сплоченности, в разобщенности членов группы. Если же преобладают ответы «г» на 1-й 2-й вопросы и «е» - на все остальные, это говорит о незаинтересованности отвечавшего в социальных контактах, отсутствии наблюдательности, определенной степени отчуждения от социума.
Если средний балл всех ответов по группе приближается к 25, можно предполагать, что данная группа действительно характеризуется высоким уровнем сплоченности, тогда как низкие значения этого показателя указывают на отсутствие процесса интеграции.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г