(для старшеклассников)
Опишите свои индивидуальные проявления экзаменационного стресса по схеме
Когда вы начинаете чувствовать наличие стресса? | |
Сколько времени продолжается экзаменационный стресс (дней)? | |
В чем у вас проявляется экзаменационный стресс (мысли, эмоции, поведенческие реакции)? | |
Перечислите все основные факторы, от которых зависит уровень стресса (объем материала, ваши знания, время до экзамена, особенности преподавателя и т. д.) | |
Выделите главные факторы из предыдущего списка. | |
Что усиливает стресс? | |
Что уменьшает стресс? | |
Какие факторы экзаменационного стресса являются объективными и не зависят от вашего влияния? | |
На какие факторы вы можете активно влиять? |
Задание: Составьте для себя возможный список мер и план профилактики экзаменационного стресса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ШКАЛА ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТРЕССА МАКЛИН
[Baron R. A. Behavior in organizations. — Boston, 1983],
русскоязычная адаптация Н. Водопьяновой
(для педагогов)
Вводные замечания
Данная шкала измеряет восприимчивость к организационному стрессу (ОС), связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил. Чем выше показатель ОС, тем больше уязвимость к рабочим стрессам, чаще переживания дистресса, таких стресссиндромов, как психическое выгорание, хроническая усталость,синдром менеджера [1]. Высокий уровень ОС связан с предрасположенностью к поведению типа «А» [13].
Методика позволяет определить общий индекс ОС и пять дополнительных показателей:
|
• способность самопознания (когнитивность);
• широта интересов;
• принятие ценностей других;
• гибкость поведения;
• активность и продуктивность деятельности.
Опросник ОС
Инструкция: внимательно прочитайте представленные ниже утверждения и оцените степень вашего согласия с ними, используя шкалу от «абсолютно верно» до «абсолютно неверно».