(для старшеклассников)
Опишите свои индивидуальные проявления экзаменационного стресса по схеме
Когда вы начинаете чувствовать наличие стресса? | |
Сколько времени продолжается экзаменационный стресс (дней)? | |
В чем у вас проявляется экзаменационный стресс (мысли, эмоции, поведенческие реакции)? | |
Перечислите все основные факторы, от которых зависит уровень стресса (объем материала, ваши знания, время до экзамена, особенности преподавателя и т. д.) | |
Выделите главные факторы из предыдущего списка. | |
Что усиливает стресс? | |
Что уменьшает стресс? | |
Какие факторы экзаменационного стресса являются объективными и не зависят от вашего влияния? | |
На какие факторы вы можете активно влиять? |
Задание: Составьте для себя возможный список мер и план профилактики экзаменационного стресса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ШКАЛА ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТРЕССА МАКЛИН
[Baron R. A. Behavior in organizations. — Boston, 1983],
русскоязычная адаптация Н. Водопьяновой
(для педагогов)
Вводные замечания
Данная шкала измеряет восприимчивость к организационному стрессу (ОС), связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил. Чем выше показатель ОС, тем больше уязвимость к рабочим стрессам, чаще переживания дистресса, таких стресссиндромов, как психическое выгорание, хроническая усталость,синдром менеджера [1]. Высокий уровень ОС связан с предрасположенностью к поведению типа «А» [13].
Методика позволяет определить общий индекс ОС и пять дополнительных показателей:
• способность самопознания (когнитивность);
• широта интересов;
• принятие ценностей других;
• гибкость поведения;
• активность и продуктивность деятельности.
Опросник ОС
Инструкция: внимательно прочитайте представленные ниже утверждения и оцените степень вашего согласия с ними, используя шкалу от «абсолютно верно» до «абсолютно неверно».
№ | Утверждение | Абсолютно верно (всегда) | Верно в большинстве случаев | Нечто среднее | Несовсем верно/скорее неверно | Абсолютно неверно (никогда) |
При возникновении проблем я незамедлительно начинаю активно действовать | ||||||
После окончания рабочего дня я продолжаю думать о незавершенных или предстоящих рабочих делах | ||||||
Я работаю с интересными и достойными людьми, уважаю их чувства и мнения | ||||||
Я хорошо знаю свои собственные слабости и сильные качества, помогающие мне в работе | ||||||
В нашей организации работает довольно много людей, с которыми у меня теплые и доверительные отношения | ||||||
Мне нравится много работать, я получаю удовольствие от своей работы | ||||||
На работе мне часто неинтересно, я работаю только из-за денег | ||||||
Мне интересно встречаться, разговаривать и работать с людьми различных мировоззрений, отличающихся от моих точек зрения | ||||||
Часто в моей работе я берусь за большее, чем могу успеть сделать в реальное время | ||||||
В выходные дни я активно отдыхаю | ||||||
Я могу работать продуктивно только с теми, кто близок мне по духу (культуре, интересам, менталитету), или с теми, кто похож на меня | ||||||
Я работаю прежде всего для того, чтобы заработать себе на жизнь, а не потому, что я получаю удовольствие от своей работы | ||||||
В моей работе я всегда действую рационально, четко определяю приоритеты (первостепенные задачи) | ||||||
На работе я часто вступаю в спор с людьми, которые думают иначе, чем я | ||||||
Я испытываю беспокойство по поводу сохранения своей работы | ||||||
В моей жизни кроме работы я успеваю заняться многими другими интересными для меня делами в различных областях (развлечения, хобби, творчество…) | ||||||
Я расстраиваюсь, когда дело не получается так, как я хочу | ||||||
Часто я не знаю, как настоять на своем в спорных вопросах | ||||||
Я легко (без особого напряжения) нахожу выход из проблемных (трудных) рабочих ситуаций, мешающих мне достичь поставленных целей (задач) | ||||||
Я часто не согласен(а) с моим непосредственным начальником или вышестоящими руководителями |