II. Формулируем проблему (1 балл)
Проблема – это тот вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Способы формулировки проблемы | Примеры |
1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым размышляет автор исходного текста и который требует разрешения). | Как найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений и мировоззренческих позиций? Именно этой сложной проблеме посвящён текст NN. Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Именно эту сложную проблему поднимает в своем тексте NN. |
2. Сочетанием слова проблема с именем существительным, употребленным в родительном падеже:проблема (чего?) | В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему (чего? кого?) отцов и детей. Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека. В тексте NN поднимается проблема (чего?) одиночества. |
ВНИМАНИЕ! Проблема (чего?). Вопрос (о чём?)
|
Речевые клише, используемые при формулировке проблемы
1) В тексте С.Л.Львова, известного русского писателя, поднимается проблема равнодушия, одного из самых ярких пороков человека.
2) Предложенный для анализа текст посвящен проблеме…
3) В предложенном для анализа тексте NN поднимает проблему равнодушия.
4) Как (зачем, почему, какую роль, можно ли, нужно ли, на чем, кого и т.д.)? Этой сложной проблеме посвящен текст NN.
5) Как (зачем, почему, какую роль, можно ли, нужно ли, на чем, кого и т.д.)? Ответ на этот вопрос ищет в своем тексте NN.
|
6) https://4ege.ru/russkiy/3001-rechevye-klishe-po-russkomu-yazyku-k-sochineniyu.html
ВНИМАНИЕ! Проблема роли (ЧЕГО-ТО или КОГО-ТО) в жизни человека. Проблема влияния (ЧЕГО-ТО или КОГО-ТО) на человека. Проблема вытеснения (ЧЕГО-ТО) (ЧЕМ-ТО). Проблема восприятия (ЧЕГО-ТО) (КЕМ-ТО) Проблема проявления (ЧЕГО-ТО) (В КАКИХ-ТО УСЛОВИЯХ). |
III. Комментируем проблему (2 балла)
Комментарий – рассуждение пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме и дать понять свою позицию по этому вопросу.
Комментарий – это действия и чувства автора по поводу поднимаемой им проблемы.
Тип комментария | Пример |
Текстуальный комментарий – это объяснение пишущим структуры исходного текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы: - как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? - на каком жизненном материале автор раскрывает проблему? - какой случай из жизни (своей собственной, известного человека или вымышленных персонажей) приводит автор и как оценивает поступки своих героев? - на каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему? - какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего? - какие эмоции вызывают у автора описанные им события, поступки героев и почему? | Автор поднимает проблему отношения человека к войне. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу Л.Андреев приводит развернутый монолог героя, который убеждает своего брата: безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Автор особо подчеркивает тот факт, что собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее забыть о том тяжелом времени. Л.Андреев восхищается мудростью этого человека, который, пройдя через тяжелые испытания, осознал, что смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о семье. |
|
Речевые клише, помогающие написать комментарий:
1) Размышляя над этой проблемой, писатель вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как…
2) Предлагая на обсуждение читательской аудитории этот вопрос писатель приводит факты из биографии NNи рассказывает о том, как однажды великий полководец (поэт и т.д.) …
3) Вовлекая читателя в совместные размышления над этой проблемой, писатель приводит данные научных исследований, подтверждающих, что …
4) Автор с возмущением (негодованием, нескрываемой тревогой, искренним недоумением) говорит о том, что…
5) Автора беспокоит тот факт, что …
6) Автор осуждает героя за то, что…
7) Публициста удивляет, почему его герой …