План
1. Взаимосвязь и взаимодействие общественного мнения и власти:
природа и характеристика.
2. Типология отношений общественного мнения и власти.
3. Режимы взаимодействия общественного мнения и власти.
Темы докладов
1. «Биполярные» классификации взаимодействия общественного
мнения и власти: подход О.И.Иванова.
2. Понятие «режима» взаимодействия власти и общественного
мнения: подход Д.П.Гавра.
3. Режим взаимодействия общественного мнения и власти в СССР и
современной России.
Литература
1. Гавра, Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механиз-
мы взаимодействия / Д.П.Гавра // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Т.1. - №4.
2. Иванов, О.И. Общественное мнение и власть / О.И.Иванов // Со-
циально-политический журнал. – 1993. - №7.
3. Левада, Ю.А. Феномен власти в общественном мнении: парадок-
сы и стереотипы восприятия / Ю.А.Левада // Экономические и
социальные перемены: мониторинг общественного мнения. –
1998. - №5.
4. Руткевич, М.Н. Социология, власть, общественное мнение / М.Н.
Руткевич // СОЦИС: Социологические исследования. – 1993. –
№7.
Тема 9. СМИ и общественное мнение.
План
1. Средства массовой инфоромации: субъект формирования и выра-
зитель общественного мнения.
2. Возможности использования СМИ с целью манипулирования мас-
совым общественным сознанием.
3. Особенности взаимодействия СМИ и общественного мнения в сов-
ременной России.
Темы докладов
1. Доверяют ли россияне СМИ (обзор результатов социологических
исследований)?
2. Пресса и общественное мнение.
3. PR и общественное мнение.
Литература
1. Андреев, Э.М. Средства массовой информации и реформирование
России / Э.М.Андреев // Социально-политический журнал. -1996.
|
- №4.
2. Долгова, Ю.И. Модели политической пропаганды на ТВ: выбор
России / Ю.И. Долгова // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 19. Журналис-
тика. – 2002. – №1.
3. Почепцов, Г.Г. Коммуникационные технологии / Г.Г.Почепцов. –
М., 2002.
4. Средства массовой информации постсоветской России: учебное
пособие. – М., 2002.
5. Шампань, П. Делать мнение: новая политическая игра / П. Шам-
пань. – М.,1997.
Тема 10. Общественное мнение и слухи.
План
1. Слухи в социальной коммуникации.
2. Формирование общественного мнения под воздействием слухов.
Темы докладов
1. Роль СМК в распространении слухов.
2. Психология искажения сообщения в процессе передачи слухов.
3. Борьба со слухами.
Литература
1. Дмитриев, А.В. Неформальная политическая коммуникация / А.В.
Дмитриев, В.В. Латыпов, А.Т. Хлопьев. – М.: «Российская полити-
ческая энциклопедия (РОССПЭН), 1996.
2. Дубин, Б.В., Толстых, А.В. Феноменальный мир слухов / Б.В. Ду-
бин, А.В. Толстых // СОЦИС: Социологические исследования. –
1995. -№1. – С.17-20.
3. Латыпов, В.В. Слухи: социальные функции и условия появления /
В.В.Латыпов // СОЦИС: Социологические исследования. – 1995.
- №1. –С.12-17.
4. Попкова, О.В. Онтология слухов / О.В.Попкова. – Тольятти:
Акцент; ПТИС МГУС, 2002.
5. Социология. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.
6. Хлопьев, А.Т. Кривые толки России / А.Т. Хлопьев // СОЦИС:
Социологические исследования. – 1995. - №1. – С.21-33.
Тема 11. Центры изучения общественного мнения в современ-
Ном мире (4 часа).
Занятие первое
План
1. Возникновение негосударственных институтов изучения общест-
венного мнения в 30-е ХХ века в США. Институт изучения об-
|
щественного мнения Дж. Гэллапа.
2. Деятельность современных зарубежных центров изучения об-
щественного мнения.
Тематика докладов
1. Методологический и методический опыт изучения общественного
мнения институтом Гэллапа.
2. Методические подходы к изучению общественного мнения у
служб Гэллапа и Харриса: сравнительный анализ.
2. История и методический опыт изучения общественного мнения в
Германии и Франции.
Литература
1. Докторов, Б. Джордж Гэллап: «В жизни нет «среднего» челове-
ка / Б.Докторов // Экономические и социальные перемены: мони-
торинг общественного мнения. – 2000. - №5.
2. Маршак, А.Л. Социология: Учебное пособие / А.Л.Маршак. – М.:
Высшая школа, 2002.
3. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение / Л.Н.
Федотова. – СПб.: Питер, 2003.
Занятие второе
План
1. Первые опросы общественного мнения в дореволюционной Рос-
сии.
2. Социологические центры изучения общественного мнения в
СССР.
3. Ведущие российские научные коллективы в сфере эмпирического
изучения общественного мнения.
Темы докладов
1. Институт общественного мнения Б.А.Грушина как первый
исследовательский институт в СССР.
2. Профиль исследовательской фирмы ВЦИОМ.
3. Профиль исследовательской фирмы РОМИР.
Литература
1. Беляева, Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной
Европе: учебное пособие / Л.А.Беляева. – М.: Издательский дом
ГУВШЕ,2004.
2. Грушин, Б.А. К истории изучения общественного мнения в России
/ Б.А.Грушин // Вопросы философии. – 2004. - №8.
3. Малышева, П.В. Социологические исследования на рынке услуг
/ П.В.Малышева // СОЦИС: Социологические исследования. –
2000. - №6.
4. Социология в России. – М., 1998.
5. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение / Л.Н.
Федотова. – СПб.: Питер, 2003.