Тема 8. Общественное мнение и политическая власть.




План

1. Взаимосвязь и взаимодействие общественного мнения и власти:

природа и характеристика.

2. Типология отношений общественного мнения и власти.

3. Режимы взаимодействия общественного мнения и власти.

Темы докладов

1. «Биполярные» классификации взаимодействия общественного

мнения и власти: подход О.И.Иванова.

2. Понятие «режима» взаимодействия власти и общественного

мнения: подход Д.П.Гавра.

3. Режим взаимодействия общественного мнения и власти в СССР и

современной России.

Литература

1. Гавра, Д.П. Общественное мнение и власть: режимы и механиз-

мы взаимодействия / Д.П.Гавра // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Т.1. - №4.

2. Иванов, О.И. Общественное мнение и власть / О.И.Иванов // Со-

циально-политический журнал. – 1993. - №7.

3. Левада, Ю.А. Феномен власти в общественном мнении: парадок-

сы и стереотипы восприятия / Ю.А.Левада // Экономические и

социальные перемены: мониторинг общественного мнения. –

1998. - №5.

4. Руткевич, М.Н. Социология, власть, общественное мнение / М.Н.

Руткевич // СОЦИС: Социологические исследования. – 1993. –

№7.

 

Тема 9. СМИ и общественное мнение.

План

1. Средства массовой инфоромации: субъект формирования и выра-

зитель общественного мнения.

2. Возможности использования СМИ с целью манипулирования мас-

совым общественным сознанием.

3. Особенности взаимодействия СМИ и общественного мнения в сов-

ременной России.

Темы докладов

1. Доверяют ли россияне СМИ (обзор результатов социологических

исследований)?

2. Пресса и общественное мнение.

3. PR и общественное мнение.

Литература

1. Андреев, Э.М. Средства массовой информации и реформирование

России / Э.М.Андреев // Социально-политический журнал. -1996.

- №4.

2. Долгова, Ю.И. Модели политической пропаганды на ТВ: выбор

России / Ю.И. Долгова // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 19. Журналис-

тика. – 2002. – №1.

3. Почепцов, Г.Г. Коммуникационные технологии / Г.Г.Почепцов. –

М., 2002.

4. Средства массовой информации постсоветской России: учебное

пособие. – М., 2002.

5. Шампань, П. Делать мнение: новая политическая игра / П. Шам-

пань. – М.,1997.

 

Тема 10. Общественное мнение и слухи.

План

1. Слухи в социальной коммуникации.

2. Формирование общественного мнения под воздействием слухов.

Темы докладов

1. Роль СМК в распространении слухов.

2. Психология искажения сообщения в процессе передачи слухов.

3. Борьба со слухами.

Литература

1. Дмитриев, А.В. Неформальная политическая коммуникация / А.В.

Дмитриев, В.В. Латыпов, А.Т. Хлопьев. – М.: «Российская полити-

ческая энциклопедия (РОССПЭН), 1996.

2. Дубин, Б.В., Толстых, А.В. Феноменальный мир слухов / Б.В. Ду-

бин, А.В. Толстых // СОЦИС: Социологические исследования. –

1995. -№1. – С.17-20.

3. Латыпов, В.В. Слухи: социальные функции и условия появления /

В.В.Латыпов // СОЦИС: Социологические исследования. – 1995.

- №1. –С.12-17.

4. Попкова, О.В. Онтология слухов / О.В.Попкова. – Тольятти:

Акцент; ПТИС МГУС, 2002.

5. Социология. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.

6. Хлопьев, А.Т. Кривые толки России / А.Т. Хлопьев // СОЦИС:

Социологические исследования. – 1995. - №1. – С.21-33.

 

Тема 11. Центры изучения общественного мнения в современ-

Ном мире (4 часа).

Занятие первое

План

1. Возникновение негосударственных институтов изучения общест-

венного мнения в 30-е ХХ века в США. Институт изучения об-

щественного мнения Дж. Гэллапа.

2. Деятельность современных зарубежных центров изучения об-

щественного мнения.

Тематика докладов

1. Методологический и методический опыт изучения общественного

мнения институтом Гэллапа.

2. Методические подходы к изучению общественного мнения у

служб Гэллапа и Харриса: сравнительный анализ.

2. История и методический опыт изучения общественного мнения в

Германии и Франции.

Литература

1. Докторов, Б. Джордж Гэллап: «В жизни нет «среднего» челове-

ка / Б.Докторов // Экономические и социальные перемены: мони-

торинг общественного мнения. – 2000. - №5.

2. Маршак, А.Л. Социология: Учебное пособие / А.Л.Маршак. – М.:

Высшая школа, 2002.

3. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение / Л.Н.

Федотова. – СПб.: Питер, 2003.

Занятие второе

План

1. Первые опросы общественного мнения в дореволюционной Рос-

сии.

2. Социологические центры изучения общественного мнения в

СССР.

3. Ведущие российские научные коллективы в сфере эмпирического

изучения общественного мнения.

Темы докладов

1. Институт общественного мнения Б.А.Грушина как первый

исследовательский институт в СССР.

2. Профиль исследовательской фирмы ВЦИОМ.

3. Профиль исследовательской фирмы РОМИР.

Литература

1. Беляева, Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной

Европе: учебное пособие / Л.А.Беляева. – М.: Издательский дом

ГУВШЕ,2004.

2. Грушин, Б.А. К истории изучения общественного мнения в России

/ Б.А.Грушин // Вопросы философии. – 2004. - №8.

3. Малышева, П.В. Социологические исследования на рынке услуг

/ П.В.Малышева // СОЦИС: Социологические исследования. –

2000. - №6.

4. Социология в России. – М., 1998.

5. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение / Л.Н.

Федотова. – СПб.: Питер, 2003.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: