1. Зарождение феномена общественного мнения. Историко-антропологичес-
кая версия М.Горшкова.
2. Толпа как субъект общественного мнения. Концепция толпы Г.Лебона.
3. Общественное мнение в условиях современного информационного об-
щества.
4. Общественное мнение как специальная социологическая теория, ее роль
и место в структуре социологического знания.
5. Стили исследования общественного мнения.
6. Общественное мнение как социальный институт в системе социальных
институтов современного общества.
7. Определение субъекта и объекта общественного мнения в социологичес-
ких исследованиях. (Проблемно-методологический характер).
8. Общественное мнение как концептуальная категория социологии.
9. Интерес как механизм возникновения (зарождения) общественного
мнения.
10. Функции общественного мнения, их классификации и типологизации в
социологической теории.
11. Динамическая структура общественного мнения. (Социологический ана-
лиз основных подходов к ее определению).
12. Деятельный подход в исследовании общественного мнения.
13. Анализ понятий «значение» и «смысл» и их роли в процессе
функционирования общественного мнения.
14. Специфика и возможности оперативных исследований общественного
мнения в социологии.
15. Профиль исследовательской кампании ВЦИОМ.
16. Профиль исследовательской фирмы РОМИР.
В опросы к зачету
1. Социологический подход к изучению общественного мнения.
2. Социология общественного мнения как отраслевая социологическая дис-
циплина.
3. Изучение общественного мнения в эпоху античности и средневековья.
4. Изучение феномена общественного мнения в эпоху Возрождения и Нового времени.
|
5. Проблематика общественного мнения в работах зарубежных мыслителей (рубеж XIX – XX веков – настоящее время).
6. Отечественная школа изучения общественного мнения (рубеж ХIХ – ХХ веков – настоящее время).
7. Возникновение и развитие центров изучения общественного мнения в США.
8. Методологический и методический опыт изучения общественного мнения институтом Гэллапа.
9. Центры изучения общественного мнения в Западной Европе и Японии.
10. Социологические центры общественного мнения в СССР и современной России.
11. Понятие и природа общественного мнения.
12. Объект и субъект общественного мнения: современные подходы.
13. Основные свойства и характеристики общественного мнения.
14. Базисная (статическая) структура общественного мнения.
15. Динамическая структура общественного мнения.
16. Функции общественного мнения.
17. Закономерности функционирования общественного мнения.
18. Историческая эволюция общественного мнения: предпосылки, этапы, тенденции.
19. Современное международное общественное мнение.
20. Общественное мнение в духовно-идеологической и культурной сферах общества.
21. Политическая сфера и общественное мнение.
22. Функционирование общественного мнения в социально-экономической сфере общества.
23. Общественное мнение и власть.
24. СМИ, СМК и общественное мнение.
25. PR и общественное мнение.
26. Слухи как специфический канал выражения общественного мнения.
27. Методология изучения общественного мнения.
28. Подходы к построению выборки в социологических исследованиях
общественного мнения.
29. Общая характеристика и сравнительный анализ методов изучения общественного мнения.
|
30. Обработка и оформление результатов эмпирического исследования.
Контрольные вопросы для проверки текущей успеваемости
1. Определите роль и значение общественного мнения в социокультурной
системе общества.
2. Какова роль и место теории общественного мнения в системе
социологического знания?
3. В чем заключается сущность общественного мнения как социального
явления и категории социологии?
4. Как соотносятся понятия: индивидуальное, коллективное, групповое и
общественное мнение?
5. Что может выступать в качестве объекта общественного мнения?
6. В чем заключается социологический подход к анализу общественного
мнения как социального института?
7. Проанализируйте функции общественного мнения в его взаимосвязи
с различными социальными институтами общества (культурными,
политическими, государственными, коммуникативными, институтами
науки и др.).
8. Опишите основные типы и режимы взаимодействия общественного
мнения и власти.
9. Определите и проанализируйте основные свойства и показатели
общественного мнения. На чем основываются основные принципы их
оценки и измерения?
10. Как соотносятся методология и методика в социологии общественного
мнения? В чем их взаимосвязь?
11. Каким образом может использоваться общественное мнение как
социальная технология в управлении социальными процессами?
Контрольные вопросы для проверки остаточных знаний
1. Дайте определение понятия «общественное мнение».
2. В чем состоит объект и предмет социологии общественного мнения?
|
3. В чем заключается двойственность природы общественного мнения?
4. Раскройте основные компоненты базовой (статичной) структуры
общественного мнения.
5. Назовите основные этапы «жизненного цикла» общественного мнения.
6. Раскройте основные функции общественного мнения.
7. В чем особенность функционирования общественного мнения в социально-
экономической сфере общества?
8. Какую роль играют СМИ в процессе формирования и выражения общественного мнения?
9. Каковы способы манипуляции общественным мнением?
10. Назовите известные вам социологические центры изучения общественного
мнения в современной России.
11. Охарактеризуйте основные эмпирические методы изучения общественного
мнения.
12. Охарактеризуйте основные подходы к построению выборки в сфере
изучения общественного мнения.
Основная рекомендуемая литература:
1. Беляева, Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной
Европе: Учебное пособие / Л.А.Беляева. – М.:Издательский дом
ГУ ВШЭ, 2004.
2. Вардомацкий, А.П. Некоторые особенности постсоветского
общественного мнения / А.П. Вардомацкий // СОЦИС:
Социологические исследования. – 1998. - №9.
3. Гавра, Д.П. Общественное мнение как социологическая категория
и как социальный институт / Д.П.Гавра. - СПб.,1995.
4. Гегель, Г.Ф. Философия права / Г.Ф.Гегель. - М., 1990.
5. Гольцендорф, Ф. Роль общественного мнения в государственной жизни / Ф.Гольдендорф. - СПб.,1881.
6. Горшков, М.К. Общественное мнение. История и современность
/ М.К.Горшков. - М.: Политиздат, 1988.
7. Грушин, Б.А. Мнения о мире и мир мнений / Б.А.Грушин. - М.:
1967.
8. Грушин, Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов обществен-
ного мнения / Б.А.Грушин. – М.,2001.
9. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования:
Учебник / В.И.Добреньков, А.И. Кравченко. – М.:ИНФРА-М.,2004.
10. Коробейников, В.С. Пирамида мнений. Общественное мнение:
природа и функции / В.С.Коробейников. - М., 1981.
11. Короткова, Л.Н. Социология общественного мнения: Конспект
лекций / Л.Н.Короткова. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.
12. Липпман, У. Общественное мнение / У.Липпман. – М., 2000.
13. Маршак, А.Л. Социология: Учебное пособие / А.Л.Маршак. - М.:
Высшая школа, 2002.
14. Ноэль – Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали
молчания / Э. Ноэль – Нойман. - М., 1996.
15. Политическая социология: Учебник для вузов / под ред. чл.-корр.
РАН Ж.Т. Тощенко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
16. Почепцов, Г.Г. Паблик Рилейшенз, или как успешно управлять
общественным мнением / Г.Г. Почепцов. – М.,1998.
17. Социология в России / под ред. В.А.Ядова. – М.,1998.
18. Социология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Елсуков,
Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. - Мн.: "Тетра – Система", 2003.
19. Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
20. Социология: Учебник / отв. ред. П.Д.Павленок. – М., 2002.
Н-Я. – М.: Мысль. – 2003.
22. Тард, Г. Личность и толпа / Г.Тард. - СПб., 1903.
23. Фролов, С.С. Социология: Учебник / С.С. Фролов. - М.:
Гардарики, 1999. - Гл..14.
24. Федотова, Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение /
Л.Н.Федотова. – СПб.: Питер, 2003.
25. Хвостов, В.М. Общественное мнение и политические партии /
В.М. Хвостов. - М., 1906.
26. Цаллер, Д. Происхождение и природа общественного мнения /
Д.Цаллер. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
27. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования /В.А.Ядов. –
М.,1998.
Дополнительная рекомендуемая литература
1. Бутенко, И.А. Использование новых технологий при опросах / И.А.
Бутенко // СОЦИС:Социологические исследования. – 2000. - №10.
2. Грушин, Б.А. К истории научного изучения общественного мнения
в России / Б.А.Грушин // Вопросы философии. – 2004. - №8.
3. Лайдинен, Н.В. Образ России в зеркале общественного мнения /
Н.В.Лайдинен // СОЦИС:Социологические исследования. – 2001. –
№4.
4. Латынов, В.В. Слухи: социальные функции и условия появления
/ В.В.Латынов // СОЦИС:Социологические исследования. – 1995. –
№1.
5. Мазаев, Ю.Н. Роль СМИ в формировании общественного мнения о
милиции / Ю.Н.Мазаев // СОЦИС:Социологические исследования.
- 2004. - №2.
6. Малышева, П.В. Социологические исследования на рынке услуг /
П.В.Малышева // СОЦИС:Социологические исследования. – 2000.
- №6.
7. Мендра, А. Основы социологии:Учебное пособие для вузов /
А.Мендра. – М.:NOTA BENE, 2000.
8. Науменко, Т.В. Общественное мнение и массовая коммуникация /
Т.В. Науменко // ВЕСТ. МОСК. УН-ТА. – СЕР.12. –
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. – 2003. - №5.
9. Оссовский, В.Л. Проблема идентификации общественного мнения
/ В.Л.Оссовский //СОЦИС: Социологические исследования. –
1999. - №
10. Пажес, Ж.-П. Конфликты и общественное мнение / Ж.-П. Пажес //
СОЦИС: Социологические исследования. – 1991. - №7.
11. 50/50. Опыт словаря нового мышления. – М., 1989.
13. Судас, Л.Г. Социология общественного мнения / Л.Г.Судас //
Социально-политический журнал. – 1995. - №1.
14. Судас, Л.Г. Общественное мнение: российский дискурс / Л.Г.Судас
// Социально-гуманитарные знания. – 2001. - №6.
15. Тощенко, Ж.Т. О парадоксах общественного мнения /
Ж.Т.Тощенко // СОЦИС:Социологические исследования. – 1995. –
№11.
Cписок