Тема VI. Историческая эволюция общественного мнения.




Зарождение общественного мнения в условиях первобытного общества. Установление социального приоритета (над биологическим, животным эгоизмом) в человеке, общественных отношениях. Общественное мнение в древнейших праобщинах как один из первых социальных регуляторов этого процесса. Общественное мнение в родовых общинах. Формирование внутренней структуры, проявление оценочного характера. Вожди и старейшины как первые лидеры мнений.

Рабовладельческое общество и общественное мнение. Изменение качеств последнего в условиях раннего классового общества. Появление духовно-идеологических манипуляторов общественным мнением.

Общественное мнение в условиях феодализма. Сословный характер социальной структуры и общественное мнение. Господство религии в духовной жизни и роль общественного мнения в церковных реформах (позднее средневековье).

Общественное мнение в условиях индустриального общества. Толпа и публика как представители общественности.

Международное общественное мнение в условиях глобализации. Возможность формирования. Международные общественные организации, ООН как выразитель международного общественного мнения.

Тема VІІ. Общественное мнение в различных сферах общественной

Жизни.

Реализация общественного мнения как социального института в различных сферах общественной жизни.

Функционирование общественного мнения в социально-экономической сфере общественной жизни. Использование общественного мнения в планировании, прогнозировании, организации и регулировании социально-экономических процессов как общенациональном, так и территориальном уровне.

Общественное мнение в сфере политической жизни общества. Специфика взаимодействия общественного мнения с политической системой общества. Результаты функционирования общественного мнения в сфере политических отношений.

Институализация общественного мнения в духовно-идеологической и культурной сферах общества. Общественное мнение и идеология. Участие общественного мнения в создании традиций, культурных символов, ритуалов, стереотипов, массовых настроений и т.д.

Общественное мнение и культура. Основные направления воздействия общественного мнения на культурно-духовные процессы в обществе.

Тема VIII. Общественное мнение и политическая власть.

Понятие политической власти. Взаимосвязь общественного мнения и власти, особенности взаимодействия. «Биполярные» классификации взаимодействия общественного мнения и власти. Подход О.И.Иванова (патерналистский тип взаимодействия общественного мнения и власти и основанный на принципах социального партнерства).

Понятие «режима» взаимодействия. Подход Д.П.Гавра. Критерии, на основании которых различаются режимы. Характеристика шести режимов взаимодействия. Режим взаимодействия общественного мнения в СССР и современной России.

 

Тема IX. СМИ и общественное мнение.

Характеристика СМИ как источника информации, субъекта формирования и выразителя общественного мнения. Роль СМИ на каждом из этапов развития общественного мнения. Противоречие функций и множественность агентов влияния. Проблема объективности СМИ.

Специфика прессы как канала выражения общественного мнения. Радио в процессе формирования и выражения общественного мнения. Телевидение – основной источник получения информации о современном мире, особенности задаваемых им общественности сфер интересов.Новые виды средств массовой информации, их особенности.

СМИ в современной России: сокращение спроса на печать, популярность изданий, уровень доверия, контроль со стороны власти.

 

Тема X. Общественное мнение и слухи.

Определение термина «слухи». Слухи в современной социальной коммуникации. СМИ и слухи. Объективные и субъективные факторы, образующие соответствующую «среду» появления слухов. Источники слухов. Основные тенденции трансформации фабулы слуха в процессе его распространения. Функциональное поле слухов. Контроль над слухами.

Сходство и различие феноменов слуха и общественного мнения. Влияние слухов на процесс формирования общественного мнения. Общественное настроение как фон, на котором происходит взаимодействие слухов и формирующегося общественного мнения. Типы слухов и специфика формирующегося общественного мнения. Двусторонний характер взаимодействия слухов и общественного мнения.

Тема XІ. Центры изучения общественного мнения в современном

Мире.

Возникновение первых негосударственных центров изучения общественного мнения на Западе в 30-е годы ХХ века. Американский институт изучения общественного мнения Дж. Гэллапа. Первые регулярные опросы общественного мнения в США. Информационное агентство США (USIA) как первое правительственное учреждение, занимающееся зондированием общественного мнения. Создание ассоциаций, координирующих деятельность исследовательских центров с целью достижения идентичности представляемых результатов.

Мировые центры по изучению общественного мнения: методы сбора информации, темы опросов, заказчики исследований, использование результатов.

Социологические центры изучения общественного мнения в нашей стране. Институт общественного мнения Б.Грушина как первый исследовательский центр в СССР. (1960 год). Ведущие научные коллективы в современной России. Основные направления их деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: