Продолжаем работать над методикой изложения. Запишите в тетради для лекций теоретические сведения (тезисно).




В 3 классе дети учатся писать выборочное изложение. При выборочном изложении требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать материал, связанный с определённым персонажем, темой, явлением. При выборочном изложении нужно выделить в тексте отдельные темы, вычленить материал, относящийся к той или иной теме, построить высказывание на основе собранного материала и передать его подробно.

Вначале работа ведётся так же, как и при подробном изложении. Затем ученики получают задание, о чём именно им нужно рассказать в изложении. Учащиеся обдумывают, затем 2-3 человека рассказывают, как они начнут изложение. Можно 1 часть текста использовать для диктанта, а последующие для изложения. Ещё один вариант: 1 часть пишет один ученик, а вторую – другой.

Сжатый пересказ и сжатое изложение проводятся в 3 – 4 классах. Это необходимая ступень развития речи.

Структура урока (с пояснением)

1. Чтение текста учителем или детьми.

2. Чтение текста детьми (установка: выделить основные смысловые части текста, определить его тему и основную мысль, найти в тексте опорные слова.

3. Беседа (выделение главного: выделить те предложения, без которых нельзя обойтись, отсутствие которых приведёт к искажению смысла или его непониманию, определение, о чём нужно сказать в каждой части, исключение несущественного материала, без которого можно обойтись, чтобы понять смысл текста; если потребуется, перестроить некоторые предложения: из нескольких предложений составить одно; при сокращении текста необходимо следить, чтобы не нарушились логические связи в тексте, поэтому нельзя сокращать текст механически).

4. Составление плана изложения (в 3 классе коллективное составление, в 4 – индивидуальное).

5. Работа над языком (над значением отдельных слов, заменой слов, изобразительными средствами и др.).

6. Орфографическая подготовка (2-3 задания).

7.Подробный пересказ 1 – 2 фрагментов для сравнения со сжатой передачей этих же частей.

8. Сжатый пересказ текста по пунктам плана.

9. Запись текста.

10. Самопроверка.

Недостатком сжатых изложений является то, что сокращение неизбежно обедняет художественный текст, поэтому для сжатого пересказа или изложения лучше использовать деловую статью. Необходимо приучать детей не только опускать при сжатом пересказе детали, но и передавать текст СВОИМИ словами.

Сжатое изложение имеет много общего с сочинением: учащиеся отбирают материал, по-своему располагают его, самостоятельно подбирают слова и составляют предложения. Работая над сокращением текста, учащиеся глубже овладевают материалом, учатся не только сужать его до самого краткого выражения, но и, наоборот, распространять, расширять его.

Творческие изложения и пересказы – это изложения и пересказы с творческими изменениями и дополнениями. Они занимают промежуточное положение между изложениями и сочинениями. Хотя в любом устном или письменном изложении есть элементы творчества, но в данных видах работы собственный вклад учащихся значительно выше обычного.

Они развивают воображение учащихся, литературные интересы, развивают творчество детей, воспитывают читателя, способного к глубокому пониманию смысла.

Один из интереснейших видов творческого изложения – изложение от лица одного из персонажей. Ученик должен хорошо понять роль этого персонажа, принять во внимание его характер, возраст, взглянуть на события его глазами. Ведь надо передать в тексте лишь то, что ему могло быть интересно, и так, как это могло ему представиться. Например, сцена спасения воробьишки может быть передана от лица Пудика, затем от лица воробьихи-мамы и, наконец, от лица кошки (М.Горький. «Воробьишко»). Чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя, взглянуть на события его глазами.

Один из самых распространённых видов творческого изложения – изложение с изменением лица рассказчика (например, в тексте повествование от 3 лица, а ученик должен написать изложение от 1 лица). Оно требует не только грамматических изменений, но и значительных перестроек в содержании.

На более высоких ступенях пересказов (изложений) ученики могут дополнять авторский текст. Творческое дополнение текстаможет использоваться в связи с изучением литературных произведений. Дополнения могут быть различного характера. Сначала их готовят коллективно, но затем ученики могут дополнять текст самостоятельно без предварительного обсуждения.

В сюжет могут также вводиться новые факты, действующие лица, описание предметов или действий и т.д..

Наиболее сложным видом творческого изложения является изложение по диафильму. После просмотра диафильма в ходе беседы выясняется, какие кадры особенно запомнились, на какие части можно разделить диафильм. Анализируется содержание каждой части. Проводится лексическая и орфографическая работа. Повторно просматривается 1 часть, обсуждается возможный вариант краткой передачи содержания некоторых кадров.

Дети знакомятся и с новыми видами самого текста, содержание которого нужно передать: повествование с элементами описания, рассуждения. Учитель должен обратить внимание учащихся, где и как они вводятся.

Школьники учатся работать не только с художественным, но и с деловым текстом. В них решается задача: точно, по-деловому, не передавая своего отношения, сообщить необходимые сведения, объяснить что-то, научить чему-то. Для письменных изложений целесообразно использовать тексты инструктивного характера (как играть во что-то, как приготовить что-то, как изготовить поделку).

Например:

Фигурка из воздушных шариков.

Из воздушных шариков можно сделать надувного человечка. Для этого нужно приготовить шарики для головы, туловища, рук и ног, цветную бумагу и клей.

Привяжи к верхушке шарика длинную нитку. После этого надувай шарик. Завяжи дырочку. Получился шарик с нитками на двух концах. Подготовь и другие шарики. Теперь свяжи их между собой в фигурку человечка. Глаза, уши и нос вырежи из цветной бумаги. Наклей их. Придумай наряд для своего человечка. (По Т.Киселёвой.)

 

Далее выполнить практическую работу на листе А4 (напечатать) и прислать на электронную почту). Первое задание по вариантам, второе задание общее для всех вариантов. Обратите внимание: в первом задании – фрагмент урока, во втором – только задания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: