ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА «СУРСКИЕ ЖЕМЧУЖИНЫ» В ИЮЛЕ 2018 ГОДА




Правительство Российской Федерации в лице Вице-премьера О.Ю.Голодец с целью дальнейшего развития туризма внутри страны и привлечения зарубежных туристов, для повышения имиджа страны, рекомендовало областным правительствам создать координационные центры по развитию туризма. В Пензенской области такой центр был создан, и в него вошли работники областного министерства культуры в составе: Ягов О.В., Уколов А.В., Фадеева А.

В координационном центра (К.Ц.) были разработаны туристские маршруты по привлекательным объектам области, и один из маршрутов был предложен Андрею Денисевичу, как опытному организатору туристско-спортивных мероприятий, с целью его прохождения, описания, фотосъёмки и видеосъёмки под девизом «Зелёная волна».

По ходу маршрута группа туристов должна была принимать активное участие по очищению прилегающих территорий от мусора. Отчёт о прохождении маршрута должен был отправлен в К.Ц. на конкурс.

А.Денисевич организовал группу в составе: Андрей Костарев, Денис Петин, Борис Хейфец и автор этих строк Павел Камаев. Вечером 11 июля мы собрались на Западной Поляне, на Тропе здоровья, и обговорили все мероприятия для прохождения этого маршрута.

На следующий день группа на автомашине от министерства культуры в г.Пенза доехала до Семиключья, которое находится в 45 км от города в сторону пос. Шемышейка. Это святое место для православных. По преданию, в давние времена на соседние сёла Русская Норка и Мордовская Норка нападали кочевники с целью грабежа. Жители молились об избавлении от них Божией Матери, и она подала видимый знак Своей Милости.

Однажды в этих местах проходили трое солдат: двое православных и один мусульманин. Вдруг они услышали шум воды, подошли ближе и увидели родники, а на дереве, над ними – Тихвинскую икону Божией Матери. Это было на девятую пятницу на

- 5 -

Пасхе, на рубеже ХIII – XIV веков. Солдаты попытались снять икону с дерева, но только иноверец смог взять её в руки. Солдат-мусульманин принял православие.

На этом месте построили часовню, и народ потоком, как река, потянулся к этим святым родникам. Сейчас это благоустроенное место: проведена дорога, воздвигнут церковный храм, обустроены родники и построены купели, где люди омываются от прежних грехов.

Перед экскурсией к родникам и купели наша группа приняла участие в уборке территории от мусора и его погрузке на грузовую машину. От Семиключья на машине Шемышейского сельсовета, мы проехали до турбазы «Армиёво», осмотрели её и дождались приезда председателя Шемышейского сельсовета Бучкина Юрия Петровича, который привёз нас в Краеведческий музей Шемышейки. Музей приятно поразил нас обилием и разнообразием экспонатов прошлой сельской жизни.

Затем Бучкин Ю.П. на своей машине через сёла Новая и Старая Яксарка доставил нас на берег Сурского водохранилища в частный приют «Сурская ласточка», где мы с ним и расстались. Хозяин приюта, гостеприимный Вячеслав Тикмекин, показал нам комфортабельные коттеджи с прекрасной меблировкой и всеми необходимыми удобствами для отдыха, а затем организовал катер для пересечения водохранилища на противоположный берег в районе ручья Акулька.

Дальше по лесной тропе мы прошли пешком около 8 километров до Золота-рёвского Городища, где и заночевали в своих палатках. Утром, после завтрака, у нас было достаточно времени, чтобы внимательно осмотреть само Городище и убрать с его территории кучи пней и брёвен, подготовленных директором Музея Городища, находящегося в Золотарёвке.

- 6 –

Территория Городища поражает уникальностью места. Два громадных оврага глубиной до 30 метров и шириной от 30 до 50 метров, вместе с насыпным валом образуют треугольник, внутри которого на площади в 2,5 гектара находилось городское поселение. В ХII веке его численность было более двух тысяч человек. По периметру треугольника стояли деревянные стены с башнями по углам. В город через ров вёл поднимающийся мост, примыкающий к городским воротам. Городище стояло на пути торгово-караванных дорог, которые протянулись вдоль реки Сура и были частью «шёлкового пути» из Китая в Европу.

В 1237 году Городище было разрушено и сожжено конными отрядами хана Батыя, и с тех пор не восстанавливалось. Предположительно, битва между монголами и предками мордовского населения за город была крупнее Куликовской битвы. Происходило сражение в конце ноября, выпавший снег покрыл тела погибших, а в после-дующие годы сюда никто не приходил. С годами побоище закрылось дёрном, и поэтому сохранилось много артефактов в верхних слоях почвы. Среди обгоревших стен домов, глиняных черепков посуды и металлического холодного оружия, остались кости лошадей, верблюдов и человеческие скелеты, поражённые булатом.

В ста метрах от Городища находится палаточный городок студентов историко-филологического факультета педагогического института им. В.Г.Белинского Пензенского государственного университета, которые под руководством профессора госуниверситета Белорыбкина Геннадия Николаевича ежегодно занимаются археологическими раскопками. После ночёвки около студенческого городка мы прошли пешком около полутора часов по лесной тропинке и вышли к автостанции села Золотарёвка, откуда на рейсовом автобусе приехали в Пензу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: