ШОССЕ ПРОХОДИТ РЯДОМ С НАСКА




ЗАГАДОЧНЫЕ РИСУНКИ НАСКА

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Наска — опять Наска?

Я из тех, кто еще несколько лет тому назад считал, что знают о Наска почти все. Мне знакома специальная и популярная литература, все теории и предположения. За прошедшие 30 лет я несчетное число раз побывал в Наска. Я налетал несколько недель над пустыней и близлежащими холмами, а в начале 70-х многие дни подряд шагал, спотыкаясь, по полям раскаленного галечника и ржаво-бурым камням. Я думал, что знаю загадку Наска. Однако со временем я понял, как мало мне — и нам всем — известно о Наска.

Так что же такое Наска? Прежде всего она таинственна, загадочна, даже зловеща. Наска зрима и в то же время непостижима. Она чарующа, соблазнительна, логична и абсурдна одновременно. Наска — словно сто ударов молнии в разум. Если бы глаза могли кричать, то в Наска они бы это делали. Послание в Наска неясно и окутано тайной, любая теория о ней противоречива. Наска кажется необъяснимой и неразрешимой, бредовой и бессмысленной. Выполненные в виде рисунков послания вокруг современного городка Наска то сдаются нам по-детски наивными, фантастическими, совершенно безумными, созданными по капризу, то в нас снова вдруг загорается бикфордов шнур логики, которая требует знания, а не веры.

В Наска проницательность бессильна. Меня это не удивляет, ибо человеческий разум упрямо цепляется за настоящее. Мы навязчиво переносим свой образ мыслей и свои знания на людей, живших очень давно, мировоззрение которых было не таким, как у нас. Естественно, себя мы считаем ловкими, хитрыми, наделенными криминалистическим чутьем. Мы полагаем, что научная методика непременно приведет нас в рай познания. Люди другого типа обретаются в каких-то парапсихологических мирах. Они полагают, что постигли истину Наска путем прозрения или «догадки». Их версии толкования Наска становятся догмой. Неверие в них приравнивается к греху, хотя и простительному. Так возникли теории о Наска, предположения о Наска, учения о Наска, догмы о Наска, фантазии о Наска и прочие комментарии, которые в конце концов ничего не выражают.

Наска имеет гигантские размеры — и не только географически. Наравне с великими пирамидами Египта она представляет собой одну из машин времени для путешествия в прошлое человечества. Приблизившись к Наска, заглядываешь в удивительные глубины. Там блестит зеркало, посылающее отражение во Вселенную.

 

 

ШОССЕ ПРОХОДИТ РЯДОМ С НАСКА

 

Возвращение в прошлое — Чехарда фальсификаций — Комната страха — Возможно ли создать рисунки без вспомогательных средств? — Все кувырком — Каталог нелепых вопросов — Что будет после фрау Райхе? — Новые датировки.

Людям, не умеющим мыслить, полезно хотя бы время от времени упорядочивать свои предрассудки.

Лютер Бербанк, 1849–1926 гг.

 

Когда-то это было сонное глухое селение в далекой перуанской глубинке. Со столицей Лимой его соединяла немощеная пыльная дорога, по которой ездили только в случае крайней необходимости. Сотни километров дороги пролегали по унылой песчаной и галечной пустыне, вверх и вниз по холмам, между ними — несколько поворотов, и, наконец, небольшой горный участок с опасно извивающимся серпантином. Через каждые пару часов пути встречались убогие индейские деревни, причем всегда именно там, где по ложбинам с дальних Анд текли водные потоки по направлению к Тихому океану. У импровизированных прилавков индейцы предлагали мелкие темно-желтые бананы, апельсины с плотной кожурой, ярко-зеленые лимоны и лимонад собственного приготовления любых цветов и оттенков. Жизнь сельских жителей была скромной и монотонной. Наряду с плодовыми деревьями они возделывали корнеплоды, картофель, лук и хлопчатник, а по воскресеньям вся сельская община собиралась в маленькой католической церкви.

Сегодня половина участка между Лимой и Наска — четырехполосный автобан, оставшаяся половина — широкая мощеная дорога. Город Наска расположен примерно в 450 км от Лимы в южном направлении, добраться до него можно по всемирно известному Панамериканскому шоссе (известная в Европе как «лучшая в мире», эта дорога пересекает американский континент с севера на юг, от Аляски до Чили), если двигаться в сторону Чили. Индейские деревни на трассе остались, правда, сильно разрослись. Движение потока автомобилей через переполненные, пропитанные выхлопными газами населенные пункты (улицы здесь с односторонним движением) регулируется с помощью светофоров. По сторонам шоссе расположились рестораны, заправки, кафе на открытом воздухе.

Из сонной дыры Наска превратился в городок, в котором есть музей, парк, магазины и банки. Дети теперь обязательно должны посещать школу. Туристов, водителей-дальнобойщиков и искателей приключений зазывают отели разных классов. Улицы увешаны обычными рекламными щитами, а у городской окраины находится небольшой аэродром с диспетчерской вышкой и пивной. Желающих за 100–150 долларов США катают на самолете над всемирно известными «насканскими пампасами». Когда пилоты на своих самолетиках делают крутые виражи, некоторых тошнит. В конце получасовой экскурсии каждый пассажир получает на руки документ, в котором фирма «Аэро кондор» ставит дату и подписью пилота удостоверяет, что господин или госпожа N. совершили полет над равниной Наска.

Однако ни одному из торопливых пассажиров не удается увидеть настоящую загадку Наска. Почему? Цель туристических полетов — прежде всего так называемые «бороздчатые рисунки» на ржаво-бурой поверхности пустыни. Там видны огромный паук, колибри, обезьяна, спираль, рыба, соединенные между собой совершенно прямыми линиями, а на горных склонах — различные головы с исходящими из них лучами. Наконец, разрозненные наземные обозначения, имеющие вид огромных взлетно-посадочных полос (ВПП). Все это можно наблюдать только с самолета. На земле почти ничего разглядеть нельзя.

Я спросил старшего пилота фирмы «Аэро кондор» Эдуардо Эррана, почему с туристами не летают над долиной Инхенио и не показывают им горы.

— Нам приказали летать в основном над бороздчатыми рисунками, — объяснил Эдуардо. — Видимо, для туристов это самое интересное. К тому же, если часами кружить над местностью, полеты будут слишком дорогими.

Я же кружил — изо дня в день.

Весной 1927 г. перуанский археолог Торибио Мехия Ксесспе работал в небольшой долине реки Наска. Там находились разрозненные развалины доинкской эпохи. Как-то раз он решил взобраться на холм, поскольку полагал, что выше есть другие реликты, и во время передышки посмотрел вниз на «пампасы Чикерильо», «пампасы Чинос» и «насканские пампасы». Кое-что показалось ему странным. Там, под ним, на территории черновато-бурой пустыни выделялись более светлые, совершенно прямые линии. Но поначалу он не придал особого значения разметке на земле, вероятно, решив, что это старинные тропы, еще доколумбовой эпохи. Только в 1940 г., промерив шагами две из таких линий, Торибио Мехия Ксесспе написал статью о своих открытиях. Это была первая публикация о линиях Наска.

22 июня 1941 г. доктор Пол Косок из Лонг-Айлендского университета штата Нью-Йорк сел в одномоторный спортивный самолет, чтобы отыскать между населенными пунктами Ика и Наска водопроводящие каналы. Он знал, что не только инки, но даже племена, жившие тут до них, создавали самые настоящие системы водоснабжения, которые постоянно куда-то исчезали. Он надеялся, что с воздуха ему легче будет найти эти древние водотоки. Кроме того, два года назад он узнал, что там, внизу, где-то между речкой Инхенио и деревушкой Наска проходят странные линии, словно выцарапанные в грунте. Не могут ли как-то эти линии быть связаны с системой водоснабжения?

Предвечернее время, как всегда в этой местности, было ясным.

Как ни напрягал зрение доктор Косок, он — пока самолет следовал вдоль вьющейся вверх дороги в Наска — видел под собой только ржаво-бурую поверхность. Вдруг в трех километрах за поворотом, ведущим из долины Инхенио в насканские пампасы, доктор Косок заметил на темно-коричневом фоне две узкие линии, идущие параллельно. Что бы это могло быть? Косок попросил пилота следовать вдоль линий. Они протянулись на два километра и закончились самой настоящей взлетно-посадочной полосой. По оценке Косока, ширина ее была около 30 метров и длина с добрый километр. Такого не могло быть! Кому понадобилось строить в этой отдаленной глуши взлетно-посадочную полосу? Косока охватило волнение, и он приказал развернуться. Через несколько минут полета в обратном направлении самолет пронесся над правильной спиралью, расположившейся рядом с еще более широкой взлетно-посадочной полосой, чем та, которую он обнаружил прежде. В километре к югу Косок разглядел контуры птицы с размахом крыльев около 200 м и рядом с ней еще одну взлетно-посадочную полосу. Волнуясь, Косок велел пилоту делать, снижаясь, круг за кругом. Там, четко выделяясь на фоне, виднелись очертания огромного паука, а также обезьяны с закрученным в кольцо хвостом. С крутого горного склона поднятой рукой посылала привет 29-метровая фигура человека, а на небольших холмах были видны лица в шлемах с исходящими от них лучами. Так доктор Пол Косок случайно открыл самую загадочную в истории человечества книжку с картинками.

Снова ступив на твердую почву, Косок обратился за советом к археологам. Те ничего не знали об этом, но одно было понятно: это никак не могли быть взлетно-посадочные полосы, поскольку инки, не говоря уже о каких-то доинкских группах, не владели летным делом. В результате от линий отмахнулись, посчитав их «древними дорогами инков» или «путями процессий». Появилась даже теория о какой-то странной религии. В конце концов, индейские племена ведь практиковали всевозможные магические чары.

Шли годы. Между тем в Перу приехала географ и математик Мария Райхе, получившая образование в Гамбургском университете и сдавшая государственный экзамен в Дрезденском политехническом институте. Фрау Райхе ничего не знала о странных линиях вблизи Наска, ее интересовали развалины в районе Анд. Она искала, в частности, как связаны с календарями имеющиеся в Перу в довольно большом количестве интиуантанас — солнечные обсерватории. Случайно или волею судьбы, но в Перу фрау Райхе столкнулась с доктором Полом Косоком, который с воодушевлением рассказал ей о странных отметинах на земле поблизости от Наска. Молодая немка, занимающаяся календарями и имеющая блестящее образование, показалась Косоку подходящим человеком, чтобы решить загадку Наска.

По просьбе Пола Косока фрау Райхе в 1946 г. стала заниматься Наска — поначалу между делом. Но вскоре она подпала под чары, исходившие от знаков на земле. В них было сокрыто нечто, прямо-таки требовавшее объяснения. Возле ухабистой дороги, ведущей из долины Инхенио в Наска, располагалась скромная асиенда — ферма, и хозяева разрешили фрау Райхе занять там одну комнату. Так комната в «асиенде Сан-Пабло» на многие годы стала штаб-квартирой исследований неутомимой Марии. Сегодня недалеко оттуда находится Музей Райхе. Одна комната оборудована как жилище исследовательницы, ее восковая фигура сидит за столом посреди карт и схем, которые развешаны на стенах. В других помещениях музея демонстрируются весьма впечатляющие черно-белые фотографии того времени из архивов первопроходцев.

Сначала фрау Райхе попыталась получить общее представление о путанице линий на поверхности пустыни. Надев соломенную шляпу и вооружившись блокнотом для рисования, она обошла в палящий зной все окрестности, расставила вешки и стала делать первые зарисовки.

Скоро она поняла, что без аэрофотосъемки не обойтись. Знакомые свели ее с «Сервисно Аэрофотографико Насиональ», подразделением перуанских военно-воздушных сил. Пилоты и офицеры заинтересовались этой загадкой и проявили готовность оказать всяческую помощь. Так появились первые снимки и замеры с воздуха.

В середине 40-х фрау Райхе сама сравнивала линии, похожие на взлетно-посадочные полосы, с аэродромом. Позднее она упомянула об этом в своей книжке «Тайна пустыни»:

«Тогда он [пассажир самолета] обнаружит сверху на плоской пустынной местности, на высоких террасах и на горных склонах огромные треугольники и четырехугольники, контуры которых, прочерченные словно по линейке, окаймляют светлые участки, отчетливо выделяющиеся на темном фоне. Некоторые из них можно принять за аэродромы.»

Когда я в 1968 г. в своей книге «Воспоминания о будущем» сказал по существу то же самое — в то время книги фрау Райхе еще не было, — меня растерзали на месте. Ведь я совершил ужасный грех! Цитата: «При взгляде с воздуха 60-километровая равнина Наска определенно наводит на мысль об аэродроме». И дальше: «Разве ошибочно предположение, что линии были проложены для того, чтобы известить" богов": приземляйтесь здесь?! Все подготовлено так, как "вы" велели! Возможно, создатели геометрических фигур сами не догадывались, что они делали. Может быть, они знали, что нужно" богам" для приземления».

С тех пор как эти несколько строк были опубликованы, все мыслимые СМИ приписывают мне высказывания, которые я нигде не публиковал и никогда не произносил. Слава богу, я не страдаю манией преследования и не верю ни в какие глупые теории заговора. Однако тот факт, что именно «серьезные» СМИ и научные публикации распространяют полнейший вздор, наводит на размышления. Это классический пример, как высказывания истолковываются неправильно и попадают в газетные архивы, чтобы при каждом удобном случае снова быть неправильно процитированными.

Эрих фон Дэникен писал в молодости (1966 г.), что при взгляде с воздуха равнина Наска наводила на мысль об аэродроме. Черт возьми! Молодая исследовательница фрау Мария Райхе не сказала ничего другого. Вдобавок вся научная пресса и все научные публикации, которые мне известны — а их немало, — с негодованием заявляют, что я якобы утверждал, будто Наска была «вокзалом» для космических кораблей. Вот пример из недавнего научного обозрения: «В начале 70-х появился некий Эрик фон Дэникен [Эрик через «к»!] и объявил, что речь идет о взлетно-посадочных полосах для космических кораблей. Мнимыми доказательствами ему служат изображения геоглифов, имеющих поразительное сходство с современными взлетными полосами. Он добавил, что знаки таких размеров невозможно создать без помощи летательных аппаратов».

В научной литературе полно подобных неуклюжих уток. Не только потому, что эти умники не читали мою первую книгу, не говоря уже о следующих, и переписывают чепуху друг у друга, но еще и потому, что они злонамеренным образом сочиняют высказывания, которые у меня нельзя найти. Как можно мне обижаться на них, если я, со своей стороны, ни одного из этих пишущих о науке журналистов и авторов не воспринимаю всерьез! «Успех — это, пожалуй, последнее, что можно простить человеку» (Трумэн Капоте).

После того как фрау Райхе получила поддержку от перуанских ВВС, министерство просвещения тоже оказало посильную помощь. Позднее присоединились американский Фонд Уэннера — Грена и Немецкое научно-исследовательское общество. В последующие годы небольшие пожертвования внесли и другие организации. Этого было мало для масштабного проекта, но достаточно, чтобы иметь возможность продолжать исследования. Отважная Мария таскала по пустыне двухметровую алюминиевую стремянку, посыпала наземные рисунки толченым мелом и таким образом создавала условия для первых съемок с близкого расстояния.

Наконец она начала обмерять фигуры и срисовывать их в точном масштабе.

Вскоре фрау Райхе поняла, что бороздчатые рисунки созданы на местности не по принципу случайности, а всегда планомерно появляются в тех местах, где «пересекаются несколько прямых линий». Также, к примеру, была только одна обезьяна, только один паук, только один кит, только одна собака, только одна игуана, но более 20 фигур птиц. Древние люди, которые выцарапывали фигуры в грунте, видимо, питали пристрастие к птицам. И еще: на всей плоской поверхности пустыни не было ни одной человеческой фигуры и ни одного человеческого лица, тогда как сразу несколько их было на горных склонах, обращенных к небу под углом, в районе Пальпы вблизи Наска. Речь идет о многочисленных изображениях человеческих голов, из которых исходят лучи, другие головы имеют выступы наподобие антенн и расположены вокруг 29-метровой фигуры, которая правой рукой указывает на небосвод, а левой — на землю.

Или еще такой ребус из прошлого. Примечательны и прямо-таки молят о расшифровке многочисленные геометрические изображения, которые зачастую — но не всегда — связаны с изображениями животных. Вот из сетки взлетно-посадочных полос выходит полуторакилометровая линия, словно проведенная по линейке, чтобы соединиться с почти 60-метровой обезьяной. Под ногами животного находятся семь больших зубцов. На его ногах по три пальца, на одной руке четыре пальца, а на второй — пять. Прямая линия от хвоста обезьяны переходит в геометрический узор, состоящий из 16 расположенных зигзагом линий одинаковой величины. Не высшая ли математика?

Таких задач много, и, возможно, мои рисунки вдохновят фаната от математики заняться поиском решения задачи.

Особенно твердый орешек — изображение «двойного лабиринта». Там из ниоткуда появляются три узких, совершенно прямых, расположенных рядом линии. Каждая входит под прямым углом в «канцелярскую скрепку». Пять таких «канцелярских скрепок» расположены параллельно в ряд, как строй солдат, и своими концами соединены между собой. От последней «канцелярской скрепки» ответвляется узкая линия, которая заканчивается в «двойном лабиринте». Я имею в виду два расположенных рядом лабиринта, имеющих прямоугольную форму, проходимых как снаружи внутрь, так и изнутри наружу. Мало того, если эти линии лабиринтов обвести острым карандашом, то с другой стороны появляются еще шесть «канцелярских скрепок», причем последняя соединена с узкой линией, которая имеет несколько километров в длину и теряется где-то на горизонте. Не будем отвлекаться от рисунка: рядом пять растянутых «канцелярских скрепок», затем два соединенных между собой лабиринта и еще шесть «канцелярских скрепок». Все они соединены между собой. В детстве нам часто приходилось рисовать фигуры, не отрывая карандаша от бумаги. Так же обстоят дела с «двойным лабиринтом» и «канцелярскими скрепками».

Большинство этих странных изображений расположено на местности не изолированно. Они соединены между собой даже на больших расстояниях. Так, в пампасах Хуманы, прямо после второго поворота дороги, по которой из долины Инхенио можно попасть на плато пампасов, простирается огромная сеть из широких взлетно-посадочных полос и узких линий.

От взлетно-посадочных полос и трапециевидных участков на земле узкие линии уходят в бесконечность. Самая длинная из обнаруженных до сих пор простирается не менее чем на 23 км. С ума можно сойти!

Особое любопытство вызывает тройная линия южнее Пальпы. Она прямо-таки требует, чтобы ее объяснили. На первый взгляд может показаться, что речь идет только о двух линиях, которые начались где-то на местности и проходят параллельно на расстоянии двух метров, как колея. При более близком рассмотрении оказывается, что имеет место оптический обман. Только правая полоса «колеи» — это одна линия, левый след состоит из очень точно проведенных рядом полос. Расстояние между ними составляет ровно 10 см. Стало быть, «колея» от трех колес? Слева — от двух колес, расположенных рядом друг с другом, и справа — через два метра — от третьего колеса? Однако это что угодно, только не «колея», потому что все три линии идут с территории пустыни прямиком через трещины и ложбины на вершину ближайшего холма. Расстояние — около 2,5 км. И что же находится на вершине холма, где линии заканчиваются? Ничего. По крайней мере, никаких сведений об этом до сих пор нет, поскольку буровые работы, не говоря уже о химических анализах, не проводились. Мы еще поговорим об этом.

Чтобы объяснить другие странности на этом невероятном плато, также требуются глубокие буровые скважины. Здесь под небольшим углом сходятся две взлетно-посадочные полосы шириной 50 м каждая. А со всех сторон к центральной точке соприкосновения стремятся более узкие линии. Я насчитал их двадцать одну. Что находится в центре? Множество узких линий сходятся со всех сторон и к концу взлетно-посадочной полосы, словно лучезарный венец. Это не какие-то там небольшие пятиметровые «лучи», длина их сотни метров, а некоторые даже многокилометровые, которые в какой-то точке соединяются с концом взлетно-посадочной полосы. Что же там такого важного? Может быть, удастся что-то определить с помощью измерительных инструментов? Не лежит ли разгадка именно под центральной точкой?

Даже туристы с рюкзаками, желающие сэкономить деньги на полете над равниной, могут осмотреть один из таких «холмов с лучами». Он расположен прямо у шоссе, ровно в 22 км от городка Наска. Ныне заходить на собственно равнину Наска строго запрещено, но этот запрет не распространяется на небольшое возвышение справа у края проезжей части. Его вершина возвышается на 512 м над уровнем моря, но над дорогой — всего на 34 м. Несмотря на смехотворную разность высот, имеет смысл взобраться на это возвышение. Тот, кто посмотрит прямо через дорогу на север, заметит две параллельные линии, а в 20 м — еще одну пару линий. Обе пары линий стремятся к холму. В противоположном направлении проходящие справа параллельные линии через 3 км заходят на взлетно-посадочную полосу, левые линии через 2,5 км соприкасаются с так называемой «стрекозой», а затем также упираются во взлетно-посадочную полосу длиной 1,3 км. Правда, чтобы разглядеть эти взлетно-посадочные полосы, требуется бинокль или сильный объектив с переменным фокусным расстоянием, потому что перепад высоты в 34 м относительно пампасов — это слишком мало, чтобы обеспечить хороший обзор. Однако обе эти пары линий не единственные, устремленные к холму. Почти со всех сторон ниоткуда появляются отдельные линии и заканчиваются под ногами. Что скрывает этот холм? Что особенного в его расположении? Бурили ли в нем когда-нибудь шпур, проводились ли измерения магнитного поля?

В этом нет необходимости, считают самозваные знатоки Наска, из которых ни один не пробыл тут более 48 часов — если вообще побывал! Ведь тайны Наска давно раскрыты. Я хотел бы доказать, что мы не знаем ничего, а то немногое, что считаем известным, основано на неверных представлениях, неправильно истолкованных данных измерений и целом ряде предрассудков.

Таких линий, которые сходятся на холмах, пересекаются на склоне холма или внезапно заканчиваются, множество. Абсурд кажется бесконечным. Самая непостижимая для меня — та взлетно-посадочная полоса, которая всей своей 62-метровой шириной взбирается на небольшой холм, а с вершины холма расходится в разные стороны более узкими линиями. По своему устройству она похожа на трамплин для прыжков на лыжах, по которому в ряд едут пятеро воображаемых лыжников, чтобы в наивысшей точке разъехаться по пяти направлениям. При этом средняя из узких линий протянулась по пампасам на целых 10 км.

Разнообразие фигур, взлетно-посадочных полос и линий безгранично. Кажется, что ты попал с расстройством чувств в сумасшедший дом или в комнату страха. Чтобы окончательно не запутаться в хаосе, следует различать четыре принципиально разных изображения:

1) взлетно-посадочные полосы — термин «взлетно-посадочная полоса» не должен означать «стартовую и посадочную дорожку», хотя такое выражение прямо-таки напрашивается. Он включает в себя также «дорожки для выруливания», ведущие к взлетно-посадочным полосам. В испанском языке тоже нет другого слова, а потому и жители, и пилоты в Наска всегда говорят о «las pistas»;

2) узкие линии — имея ширину около 1 м, они большей частью соединены со взлетно-посадочными полосами и могут тянуться на километры. Самая длинная из обнаруженных до сих пор линий проходит по горам и долинам 23 км. Таких линий узкого типа существует более 2000!

3) геометрические фигуры — имеются в виду зигзагообразные линии, «канцелярские скрепки», спирали или странные узоры. Иногда они соединены с изображениями животных, например с обезьяной, — будучи расположены поверх взлетно-посадочных полос или под ними;

4) бороздчатые рисунки — это рисунки птиц, игуаны, кита, собаки, обезьяны, паука или цветка. Ныне известно 32 таких бороздчатых рисунка. Их назвали так, потому что они — по крайней мере согласно наиболее распространенной гипотезе — «прорыты» в грунте.

При изучении специальной и популярной литературы возникает превратное мнение, что чудо равнины Наска заключается именно в этих бороздчатых рисунках. Такое же совершенно ложное впечатление возникает у туриста, покружившего над пампасами полчаса на самолетике.

Причем еще Мария Райхе указывала, что «фигуры животных представляют собой лишь крошечные единичные изображения, вкрапленные то тут, то там среди огромных геометрических рисунков».

Сформулируем четко: многократно описанные бороздчатые рисунки в лучшем случае представляют собой лишь часть загадки Наска, которая по сравнению со взлетно-посадочными полосами, трапециевидными участками и узкими линиями ничтожно мала. Размер рыбы — 25 м, паука — 46 м, обезьяны — около 60 м, кондора — 110 м. Только колибри со своим длинным клювом имеет размер 250 м.

Несмотря на сравнительно малые размеры фигур животных по сравнению со взлетно-посадочными полосами и линиями, вопрос «как они это сделали?» остается открытым. Мария Райхе отмечает «совершенную гармонию во всех их пропорциях». Именно фрау Райхе, имеющая образование географа и математика, глубоко разбирающаяся в точной топографической съемке, констатирует:

«Художники, имевшие возможность только с воздуха увидеть совершенство своего творения, видимо, заранее делали план и рисунки в уменьшенном масштабе.

Но как потом им удавалось на больших расстояниях задать каждому отрезку нужное место и направление, остается загадкой, для решения которой потребуются годы. Лишь тот, кто знаком с практической работой землемера, может в полной мере судить, какую подготовку должны иметь люди, которые способны эскиз рисунка в малом масштабе перенести на огромные размеры с полным сохранением пропорций. Древние перуанцы должны были располагать измерительными инструментами и вспомогательными средствами, о которых нам ничего не известно и которые они вместе с другими знаниями спрятали от глаз завоевателей…»

Что это были за «измерительные инструменты и вспомогательные средства»? Кем были гениальные наставники или жрецы, передавшие простому индейскому народу свое мастерство в геометрии? И зачем все это? Ничто не делается без причины, особенно если процесс происходит на протяжении очень длительного времени, что я еще докажу. Нам неизвестны «измерительные инструменты и вспомогательные средства», которые применялись при создании фигур животных с их размашистыми линиями. Высказывались предположения, что использовались колья, к которым крепились веревки разной длины. Таким образом легко можно прорисовывать дуги окружности. Однако изображения животных в очень немногих случаях состоят из полуокружностей или квадрантов. У обезьяны только свернутый кольцом хвост можно было получить простым «методом кола и веревки». Для собаки, колибри, кита и других до сих пор не определенных сказочных животных такой метод не подходит.

Прямые линии можно было без труда разметить веревками и обвести на местности. Но зачем тогда применялись зигзагообразные линии, узоры в виде «канцелярских скрепок», спирали, лабиринты или кажущиеся нам нелепыми геометрические рисунки?

Одна из таких странных фигур состоит из шести расположенных рядом основных линий, имеющих в сумме длину около 600 м. Как в лабиринте, каждая линия соединена в конце с соседней линией. Внутри сети линий находится еще и вытянутая, оканчивающаяся острием 400-метровая стрела. Стрела также соединена с соседней линией и расположенным рядом четырехугольником. Если идти по всем геометрическим фигурам, то получится участок пути длиной более 5 км, то есть пешая прогулка будет длиться не менее часа. Если же быстрым шагом пройти через фигуры поперек всех линий, то на это потребуется ровно четыре минуты. Сразу кажется бессмысленным шагать на расстояние 5 км, если на другой конец можно попасть за четыре минуты. Возможно, это своего рода путь процессий? Но тогда где же на тропинке отпечатки ног или сандалий? На краю этого протяженного геометрического курьеза расположены три небольших бороздчатых рисунка: ящерица, нечто вроде неудачного дерева или, как считает фрау Райхе, «фикус», а также не поддающееся определению тело, из которого растут две руки (или ноги?). На одной руке пять пальцев, на другой — четыре.

Что же заставило древних художников рисовать на земле такие изображения? Какой сюжет служит общим знаменателем? Если же, как отмечает Райхе, фигуры животных «совершенны и гармоничны в своих пропорциях», то почему тогда у небольшого монстра рядом с геометрической фигурой пять и четыре пальца? Почему у обезьяны на ногах по три пальца, на одной руке четыре пальца, а на другой — пять?

Недалеко от того места, где плато обрывается у долины реки Инхенио, находится спираль из шести витков и изогнутого завитка в центре. Величина внешнего витка — 80 м. Поперек всех витков к центру спирали проходит тропа, которая начинается под обрывом плато, т. е. на 50 м ниже. Можно предположить, что спираль и тропа были созданы до того, как какие-то геофизические процессы вызвали подмыв рельефа. В то же время спираль находится непосредственно у конца взлетно-посадочной полосы, ширина которой 53 м и длина — 700 м. В 80 м слева простирается другая взлетно-посадочная полоса шириной 70 м и длиной 720 м. Эта взлетно-посадочная полоса, в свою очередь, упирается под прямым углом в «главную взлетно-посадочную полосу» длиной 1 км и шириной 95. м. Сумасшествие? То ли еще будет. Справа от взлетно-посадочной полосы, конец которой образует спираль, видна небольшая вспомогательная взлетно-посадочная полоса (ширина 18 м, длина 360 м). На ее конце — фигура в форме лабиринта. Что бы это значило?

Под всеми упоминавшимися здесь взлетно-посадочными полосами раскинулась сбивающая с толку сеть геометрических фигур. Я не случайно делаю акцент на предлоге под, поскольку можно доказать, что сначала были созданы геометрические фигуры и лишь потом — взлетно-посадочные полосы. Нужно ли напоминать, что к этим взлетно-посадочным полосам сходятся бесчисленные совершенно прямые, узкие многокилометровые линии?

К сожалению, существуют только крайне несовершенные карты небольших участков области Наска. Самая лучшая карта, изданная Национальным институтом географии, имеет масштаб 1: 10 ООО, на ней представлен впечатляющий фрагмент долины Инхенио и пампасов Хуманы. Там показаны многочисленные взлетно-посадочные полосы, прямые линии и бороздчатые рисунки в точном масштабе и с правильной ориентацией север — юг. И все же эта карта отражает разве что четверть существующих структур. Осенью 1995 г. мне удалось сделать с самолета 1 ООО замечательных снимков. Сегодня я тщетно ищу соответствие им на имеющихся в распоряжении картах. Конечно, существуют топографические карты или карты дорог. Однако загадочные места, расположенные вокруг Наска, на них не отмечены. Я интересовался у служащих перуанских ВВС и у пилотов, летающих над этой местностью с туристами на борту, существуют ли хотя бы относительно полные карты с наземными отметками.

— Ну откуда им взяться? — посмеиваясь, ответил старший пилот Эдуардо. — Не проходит и дня, чтобы мы не открыли что-то новое!

С самолета, дверца которого была снята с петель, мне удалось сфотографировать два спорных сюжета у четко различимой взлетно-посадочной полосы шириной примерно 70 м и длиной 800 м. На склоне справа от взлетно-посадочной полосы виднелась спираль, а затем — словно вырезанный по коже скальпелем широкий зигзагообразный узор. Эта зигзагообразная линия проходит под взлетно-посадочной полосой. Следовательно, сначала был создан геометрический узор и лишь затем — взлетно-посадочная полоса.

На другом фото видна полная противоположность: четко различимую взлетно-посадочную полосу пересекает зигзагообразный узор. Зигзагообразные связки расположены здесь теснее, чем на первом рисунке. Значит, первоначально существовала взлетно-посадочная полоса, а потом она была перекрыта рисунком? Однако я в этом вовсе не уверен, возможно, зигзагообразные линии изначально располагались под взлетно-посадочной полосой, а потом вследствие тысячелетнего выветривания проступили на поверхности. Еще я все чаще задаю себе вопрос: что же представляли собой эти зигзагообразные линии? Для чего нужны были орнаменты, если потом на них наносили широкую полосу, которая закрывала две трети рисунка? Или тут и в помине не было узоров? Не скрыта ли за зигзагообразными линиями некая давно забытая технология? Нечто такое, что сегодня мы называем «индуктивными петлями»?

Вопрос еретический, он бередит рану, которой нельзя касаться. И все же рисунки говорят сами за себя. Широкие зигзагообразные линии под взлетно-посадочной полосой — всего лишь части головоломки. С левой стороны вдоль взлетно-посадочной полосы проходят четыре узкие линии, рядом еще находится спираль из пяти концентрических окружностей. Справа от нее проходят шесть тонких прямых линий, в конце концов исчезающих под взлетно-посадочной полосой. Кому когда-то понадобились широкие зигзагообразные линии и филигранно тонкие линии под взлетно-посадочной полосой? Были ли это отметки? Письмена? Какое-то послание? И для кого, если потом поверх соорудили взлетно-посадочную полосу?

Стало быть, не послание, не узор, а просто игра времени? Не начало ли какое-то поколение, еще не додумавшееся до сумасбродной идеи строить волшебным образом в пустыне взлетно-посадочные полосы, с геометрических знаков? Не предполагая, что впоследствии потомки закроют красивые знаки взлетно-посадочной полосой? В таком случае последующие «строители взлетно-посадочной полосы» не принимали всерьез знаки своих предков. Они частично закрыли их взлетно-посадочной полосой. Такая теория тоже не выдерживает критики. Видит Бог, было достаточно возможностей соорудить взлетно-посадочную полосу в другом месте. Тогда почему взлетно-посадочную полосу нужно было выцарапать, налепить, намазать поверх геометрических линий? Что важное было в таком положении?

Игра ума такого рода бессмысленна еще по одной причине: ведь существуют также взлетно-посадочные полосы поверх других взлетно-посадочных полос. Как это понимать?

Доказательством тому служит фотоснимок при подлете к двум взлетно-посадочным полосам, расположенным не на ровном участке территории пустыни, а на срезанной вершине холма в районе Пальпы. Обе взлетно-посадочные полосы начинаются почти в одной точке, но расходятся в разные стороны под углом 45°. Как при выходе в район аэропорта, перед началом взлетно-посадочной полосы расположены девять узких линий, которые следует считать посадочными маркерами. (Замечание для того, кто рассматривает фотографию: среднюю, более светлую линию не следует принимать во внимание, поскольку ее, видимо, в новейшее время оставил автомобиль.) Под правой взлетно-посадочной полосой видна старая полоса, намного более широкая и длинная. По моим оценкам, расположенная снизу взлетно-посадочная полоса имеет ширину 80 м и длину 1,3 км. Таким образом, одна взлетно-посадочная полоса была положена на другую, причем прежняя полоса имела намного большие размеры.

Еще одно исключение видно на тех же взлетно-посадочных полосах в другой перспективе. На этот раз можно в подробностях рассмотреть все, что есть вокруг: справа новая взлетно-посадочная полоса, под ней старая, более широкая. Поверх старой полосы на небольшом участке проходит геометрический узор. Он тоже остался под новой полосой. С точки зрения зрителя, получается следующий ход событий: старая взлетно-посадочная полоса — геометрический узор — новая взлетно-посадочная полоса. Отсюда наверняка можно <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: