Понятие субъектной позиции




М.Р. Битянова

Федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ОО расширяют понимание образовательных результатов учащихся, дополняя предметную обученность и метапредметные компетенции личностными образовательными результатами, которые определяются как система ценностных отношений (к себе, другим людям, образовательному процессу и его результатам, к культуре и миру), сформированных в образовательном процессе, а также умений, позволяющих осуществлять деятельность в соответствии с ними. В целом мы можем говорить о том, что личностный образовательный результат заключается в готовности и способности человека управлять своей жизнью, своими отношениями с другими людьми и деятельностью на основе ценностей. В современной науке интегральное качество личности человека, обеспечивающее такую готовность и способность, определяется как субъектная позиция.

Под субъектной позицией понимается система отношений человека к миру, другим людям и самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь в мире людей и природы, совершать жизненные выборы и поступки, основным критерием которых является принятая личностью и при этом социально и культурно значимая ценность (ценности).

Субъектная позиция раскрывается через следующие способности человека:

• «идеальность», или внутренняя открытость миру ценностей и смыслов;

• инициативность в претворении собственных ценностей;

• осознанность в целеполагании;

• компетентность в реализации целей;

• ответственность за собственные действия и их последствия;

• критичность в оценке себя, своих действий, условий и результатов;

• «длинная воля» (готовность к преодолению трудностей, противостояние влияниям);

• признание и учет субъектности других людей.

В самом понятии переплетаются два важных определения, составляющих суть субъектной позиции: субъектность и ценность.

Субъектность в самом общем значении это способность человека управлять своей деятельностью. Она развивается постепенно, делая человека все более и более самостоятельным в реализации своих желаний и стремлений. Ценность ‒ представление о предельно важном, достойном, что может и должно определять содержание самой жизни человека. Роль ценностей в регуляции поведения человека, его способность опираться на них сознательно и ответственно тоже очень зависит от возраста.

Таким образом, субъектная позиция ‒ качество сложное, многосоставное. Оно включает в себя, во-первых, большое количество компетенций (личностных универсальных учебных действий), которые позволяют человеку ставить цели на основе ценностей, достигать их, подбирать достойные ценностей средства (действия), рефлексировать совершённые поступки, отстаивать свои ценности в диалоге с другими людьми и т.д., т.е. управлять своей деятельностью и общением па основе ценностей. Во-вторых, в содержание субъектной позиции входят сами ценности как лично принятые человеком обязательства и нормы перед самим собой и другими людьми, его ориентиры и маяки.

Индивидуальное своеобразие субъектной позиции каждого человека определяется конкретным содержанием тех ценностей, которые он принял как свои собственные и положил в основание совершаемых поступков, а также индивидуальными стратегиями воплощения своих ценностей в жизнь. Один человек это делает сугубо индивидуально, другому важно вовлечь в этот процесс весь мир. Один действует постепенно и последовательно, другой предпочитает законченные, самостоятельные жизненные проекты очень разной направленности.

Такое понимание сути личностных образовательных результатов определяет профессиональные задачи, стоящие перед педагогами. Основная цель педагогической деятельности по достижению личностных образовательных результатов ‒ создание условий для развития субъектной позиций учащихся. Для того чтобы такую деятельность осуществлять, педагогу необходимо ответить на следующие вопросы:

1) Как в процессе взросления человека развивается субъектность, то есть способность управлять своей деятельностью? Какие задачи но ее развитию мы можем ставить в разные годы обучения ребенка в школе?

2) Какую роль в регуляции поведения в разные периоды обучения играют ценности и каковы педагогические возможности влияния на процесс присвоения человеком ценностей?

3) Какие условия необходимо создать для целенаправленного развития субъектной позиции учащихся?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: