Ценности и их роль в личностном развитии




Понятие «ценность» имеет широкое толкование в гуманитарных науках. Теоретическое понимание сути этого понятия может быть описано с помощью трех взаимосвязанных определений.

Во-первых, ценности ‒ высший уровень представления человека об идеалах и смысле жизни. Ценность, будучи недостижимой, определяет смысл существования человека, конечную цель его жизни как носителя определенной традиции, культуры, мировоззрения.

Во-вторых, ценности ‒ система устремлений личности. Они задают вектор развития, приоритет. В начале любой активности ‒ ценностная оценка внешнего стимула и внутреннего порыва, а затем ‒ положительный или негативный ответ на них.

В-третьих, ценности ‒ внутренний критерий выбора целей. Ценности определяют поведение человека в конкретной ситуации. При этом, принимая решение, совершая выбор целей, человек осознанно опирается на ценности. Именно они определяют тот путь, который он выберет.

Обобщая главное в данных определениях, можно сказать, что ценности ‒ это осознаваемые представления, которые могут выступать для личности идеальной моделью, основанием для выбора стратегии жизнедеятельности и определения целей в конкретной ситуации. Иначе говоря, ценности играют роль эталонного образца, субъективного критерия выбора целей, средств их достижения и принципа определения жизненных приоритетов.

Прокомментируем данное определение. Ценность изначально существует вне человека, как продукт определенной культуры, образец. Она содержит описание образцов действия, мышления, общения, которые приняты в данном обществе в качестве эталонов и социально вознаграждаемых требований. В процессе воспитания и социализации эти ценностные образцы осваиваются человеком (интериоризируются).

Вводя и определение ценности словосочетание «могут выполнять», мы хотим подчеркнуть, что ценности не являются обязательным содержанием мировоззрения человека и соответственно гарантированным механизмом регуляции его поведения. Помимо ценностей, поведение может регулироваться стереотипами, полевыми реакциями (по принципу «стимул ‒ реакция») и бессознательными механизмами (установки, вытеснения, замещения, сублимации и т.д.). Мы не видим необходимости обсуждать этот вопрос развернуто и подчеркнем лишь, что регулирование поведения на основе ценностных представлений обладает несомненным преимуществом и для самого человека, и для его социального окружения (если только оно не намерено жестко управлять его поведением извне).

Многообразие ролей ценностных представлений в регуляции поведения человека (образец, критерий выбора, принцип определения приоритетов) связано, во-первых, со сложностью ситуаций жизнедеятельности, требующих регулирования, а во-вторых, с возрастными закономерностями ценностного развития. Ценность «живет» внутри сознания человека как сложный интеллектуально-эмоционально-регулятивный конструкт. Освоение этого конструкта требует зрелости многих психологических процессов, что приводит к освоению ценности, постепенному включению ее в регуляцию поведения. В разные возрастные периоды работают различные механизмы освоения ценностей человеком.

Преимущественный способ «попадания» ценностей в систему субъективных представлений человека о мире, его мировоззрение ‒ это интериоризация внешних норм (требований, представлений). Часть ценностного содержания так и остается в мировоззрении человека социальными требованиями («внешнее требование внутри меня»), а часть может проходить сложный и тонкий путь личностной интеграции и превращаться в ценностные ориентации личности («мое собственное убеждение»). В обеих своих ипостасях ценности играют роль регулятора поведения, однако, с разной успешностью. Чем сложнее, противоречивее, разнообразнее среда, в которой живет человек, тем сложнее ему выстраивать свое поведение на основе принятых внутрь, но по своей сути ‒ внешних требований. 1[ока есть значимое для человека сообщество, контролирующее поведение, он живет в соответствии с его нормами. Как только уходит контроль поведение может меняться, поскольку собственного внутреннего ответа на вопрос «А почему, собственно...?» у него нет. В качестве примера подобной ситуации вспомним хотя бы сюжет книги Уильяма Голдинга и одноименного фильма Питера Брука «Повелитель мух». Группа детей, оказавшись на необитаемом острове, в короткий срок отказалась от гуманистических ценностей мира, в котором они жили ранее. 11а уровне ценностных ориентаций ценности становятся личностным достоянием человека, тем, что определяет его личный выбор и поведение, несмотря на внешние обстоятельства. Этот уровень ценностей можно охарактеризовать известной фразой Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе». В истории и художественных произведениях можно найти много примеров, когда люди выстраивают свою жизнь, опираясь на собственные ценности, даже вопреки тому, что ждет от них внешнее окружение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: