Механизмы освоения ценностей




В какой ипостаси ценность укоренится в мировоззрении человека, зависит от многих причин и прежде всего от того способа, которым она была воспринята изначально. Можно говорить о следующих основных механизмах интериоризации ценностей: имитация, идентификация, чувство стыда, чувство вины, личная деятельность (в том числе самовоспитание), привычка. Раскроем содержание каждого механизма.

Имитация (подражание). Ребенок в своей деятельности имитирует поведение какого-то человека. При этом он ориентируется только на внешнее проявление, не ставя перед собой задачу понять смыслы, идеи, причины, лежащие в основании деятельности того, кому он подражает. Вместе с характерными чертами, привычками ребенок воспроизводит и модели ценностного поведения, которые демонстрирует предмет подражания. Поведение другого человека усваивается не критично и не осознаваемо. Ребенок не понимает, какой опыт он присваивает и почему это важно для него, подражая поведению своего «героя».

Идентификация (отождествление). Отождествляя себя со своим кумиром, ребенок отдает себе отчет, что ему нравится в другом человеке, какие его качества, ценности определили его выбор. Ребенок как бы отказывается от своей личности и начинает действовать от лица другого человека, ценности которого становятся основанием для выбора стратегии поведения. Этот механизм присвоения ценностей характерен, прежде всего, для подростков, хотя и в более старшем возрасте он также востребован. Риск этого механизма усвоения опыта связан с выбором объекта отождествления.

Чувство стыда. Стыд относится к эмоциональным регуляторам поведения. Чувствуя стыд, испытывая неловкость перед другими, ребенок начинает вести себя определенным образом. Стыдно всегда перед другими. Если человек точно знает, что про его поступки никогда не узнают значимые для него люди, он, скорее всего, не будет следовать нормам.

Чувство вины. Вина, с психологической точки зрения, это стыд перед самим собой (идеальным другим внутри себя). Поведение человека определяется собственным представлением о том, что должно делать в той или иной ситуации. При всей близости понятий стыда и вины в житейской практике (житейских представлениях о психологии человека) ‒ это разные механизмы эмоциональной регуляции поведения. Стыд работает в тех случаях, когда человек знает, что про его поступок могут узнать. Если он уверен или надеется, что ему удастся скрыть свои действия, избежать их «идентификации» с ним самим, то он совершит их легко, без внутренних терзаний и сомнений. «Внутри» самого человека нет ничего, что служило бы препятствием для их совершения. Цензор находится вовне. Это механизм более раннего по сравнению с виной эмоционального регулирования ценностно окрашенных поступков. Он возникает и начинает влиять на действия ребенка примерно с 5-6 лет. Вина возникает позднее, в результате интериоризации (помещение внутрь образа «Я») обобщенного образа другого человека, перед которым может быть стыдно. Ребенок (младший подросток) способен не совершать поступков потому, что предполагает осуждение со стороны значимых для него людей. Вина действует независимо от того, могут эти люди узнать о совершенном им поступке или это невозможно в силу объективных обстоятельств.

Личная деятельность. Выстраивая деятельность, человек получает опыт целенаправленного поведения. Осознание этого опыта приводит к развитию рефлексии, саморегуляции, способности изменять себя и свое поведение. Деятельность всегда ценностно ориентирована. Поэтому «проживание» и осознание опыта деятельности позволяют не только отточить свои инструментальные умения (планировать, контролировать, оценивать...), но и научиться обнаруживать за целью ценность. Ответ на вопрос «Ради чего?» ‒ основной инструмент присвоения опыта. В данном случае это рефлексия. Рефлексия и субъектность тесно взаимосвязаны.

Привычка ‒ сложившийся способ поведения. Многократно повторяемое действие приводит к тому, что у человека появляется внутренняя потребность в его воспроизведении. При формировании привычки важное значение приобретает эмоциональный фон, который сопровождает воспроизводимое действие. Позитивный эмоциональный настрой приводит к тому, что поведение становится автоматическим, совершается без дополнительных усилий со стороны самого человека. Особенность привычки в том, что она формирует ценностно окрашенные модели поведения, минуя их (ценностей) осознание. В этом и сила, и серьезный недостаток привычек.

Самовоспитание ‒ сознательная и целенаправленная работа человека по формированию и совершенствованию положительных и устранению отрицательных качеств. Необходимым условием самовоспитания является наличие у ребенка (подростка) знания о себе, более или менее

адекватной самооценки. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие осознанных целей, личностных смыслов.

Первые четыре механизма освоения ценностей преимущественно приводят к появлению в мировоззрении человека внешних ценностных требований, значимость которых он разделяет и понимает. Три следующих механизма в большей степени ориентированы на возникновение ценностных ориентаций.

Все механизмы интериоризации ценностей имеют право па существование, по в разные возрастные периоды и в разных сферах социализации и воспитания. Кроме того, эти механизмы с разной степенью успешности обеспечивают ценностное развитие человека в зависимости от того, в какой среде оно происходит. Чем стабильнее и однороднее среда, чем больше в ее создании и поддержании задействованы традиции, наконец, чем младше ребенок, тем выше эффективность таких механизмов, как имитация, идентификация, привычка и стыд. Чем сложнее и разнороднее среда обитания, чем больше в ней непредсказуемости и необходимости совершать выбор, чем старше человек, тем большее значение приобретают рефлексивные механизмы усвоения ценностей, а именно ‒ личная деятельность, самовоспитание, эмоциональные переживания и чувство вины.

Присвоенные человеком ценности становятся регулятором его целенаправленной активности. Последовательная, технологически грамотно выстроенная интеграция субъектных способностей и ценностей создает базу для формирования субъектной позиции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: