Совершенствование и распространение модели оказания детской психиатрической помощи в дневном стационаре в условиях большого города




Диагностика психических нарушений в раннем детском возрасте представляет собой значительные трудности в силу недостаточной изученности их клинических проявлений, а также отсутствия объективных методик обследования. Однако, именно на ранний возраст чаще всего приходится дебют таких психических расстройств, как детский аутизм, общее психическое недоразвития, темповая задержка развития, расстройства активности и внимания и др. (при этом диагноз может быть не окончательным) [4]. Поэтому выявление этих заболеваний и раннее медико-педагогическое вмешательство является эффективным средством реабилитации ребенка.

Как отмечалось выше, в настоящее время наблюдается рост неврологических заболеваний у детей младшего возраста. Оценка возрастной структуры показала уменьшение числа пациентов старшего возраста (58% в 1999 г., 38%в 2015 г.) и возрастание числа пациентов дошкольного возраста (20% в 1999 г., 38% в 2015 г.) Количество пациентов младшего школьного возраста (7-10 лет) оставалось относительно стабильным [1]. И по мнению аналитиков такая тенденция сохранится. Вышеуказанные изменения привели к реорганизации структурных подразделений медицинских учреждений и открытию дополнительных отделений для дошкольников.

В связи с этими фактами перспективной стала организация моделей службы, сочетающих все этапы оказания психиатрической и наркологической (учитывая высокую степень коморбидных состояний) помощи детям младшего возраста. А также осуществление основной части психиатрической помощи детям в амбулаторно-поликлиническом звене и использование стационарозамещающих технологий, таких как ДС, что позволяет значительно повысить эффективность работы и качество оказываемой помощи [21].

В городских условиях организация ДС обусловлена наличием большой плотности населения, развитой инфраструктурой и развитием транспортных путей. Как отмечалось выше ДС обеспечивают до 10-15% потребности в медицинской помощи населению при распространенных видах патологии [13].

Кроме того, создание ДС является одним из путей интенсификации лечебно-диагностического процесса, так как организация ДС способствует сокращению сроков пребывания больных в стационарах, уменьшению числа больничных коек, увеличению доступности восстановительного лечения для большого числа больных. Лечение детей в ДС имеет преимущества в деонтологическом отношении: часть времени ребенок находится дома, в привычных комфортных условиях, в окружении близких людей, что повышает эффективность лечения [26].

В то же время организация ДС экономически выгодна ЛПУ – это дополнительные средства, поступающие в бюджет учреждения, так как в условиях ДС тарифы на оказание медицинской помощи выше, чем при обычном амбулаторном лечении. ДС могут также финансироваться из других источников, не запрещенных законодательством, в них могут быть оказаны медицинские и оздоровительные услуги за счет средств добровольного медицинского страхования и граждан.

Таким образом, развитие такой модели оказания детской психиатрической помощи, как дневные стационары, имеет явные преимущества в условиях большого города: позволяет оказывать качественную и своевременную помощь детям младшего возраста, сокращает время пребывания ребенка (часто совместно с родителем) в стационаре и позволяет обеспечивать высокую эффективность медико-педагогической реабилитации. Совершенствование данной модели может не только снизить нагрузку на ЛПУ, но и предоставить квалифицированную психиатрическую помощь для большого числа горожан.

Выводы

1. Дневные стационары – эффективная форма организации специализированной медицинской помощи детям с психическими расстройствами и нарушениями поведения. Организационная структура ДС позволяет успешно осуществлять реадаптацию, социализацию и реабилитацию детей с неврологическим дефицитом, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения.

2. На примере ГБУЗ НПЦ ДП дневного стационара № 4 г. Москвы была показана положительная динамика за 2017 год. 68% детей, посещающих ДС, показали улучшение состояния. При этом не зафиксировано ни одно ухудшение состояния. 14% – выздоровление. Исходя из этого можно сделать вывод, что методы и работа мультидисциплинарной бригады специалистов дневного стационара №4 обеспечивают высокую эффективность медико-педагогической реабилитации и социализацию детей с психическими расстройствами и нарушениями поведения.

3. Развитие сети дневных стационаров в условиях большого города позволяет оказывать качественную и своевременную помощь детям младшего возраста, сокращает время пребывания ребенка (часто совместно с родителем) в стационаре и позволяет обеспечивать высокую эффективность медико-педагогической реабилитации. Совершенствование данной модели может не только снизить нагрузку на ЛПУ, но и предоставить квалифицированную психиатрическую помощь для большого числа горожан.

 


 

Литература

1. Абрамов А.В., Панкова О.Ф. Вопросы организации стационарной психиатрической помощи детско-подростковому населению в свете выявленных современных тенденций // Сб. тез. научно-практической конференции «Служба психического здоровья: качество полипрофессиональной помощи детям», 10-11 ноября 2016 г., г. Москва. – М. – 2016. – С. 5-6.

2. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей // Дефектология. – 1975. – № 6. – С. 8-17.

3. Гречаный С.В. Клинико-этологические аспекты диагностики речевого развития в раннем возрасте // Сб. тез. научно-практической конференции «Служба психического здоровья: качество полипрофессиональной помощи детям», 10-11 ноября 2016 г., г. Москва. – М. – 2016. – С. 34-36.

4. Гречаный С.В. Психопатологическое обследование в раннем детстве: теоретическое обоснование и практическая работа // Сб. тез. научно-практической конференции «Служба психического здоровья: качество полипрофессиональной помощи детям», 10-11 ноября 2016 г., г. Москва. – М. – 2016. – С. 32-34.

5. Гришина Н.К., Соловьева Н.Б., Абдулсаламова З.А. Совершенствование оказания медицинской помощи населению в условиях специализированных дневных стационаров неврологического профиля // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2015. – № 23 (2). – С.15-17.

6. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2011. – № 3. – С. 3-11.

7. Копцева О.В. Психические расстройства как одна из ведущих причин детской инвалидности в Российской Федерации: Дисс. … канд. мед. наук. М.; 2009.

8. Макушкин Е.В., Демчева Н.К., Творогова Н.А. Психические расстройства в детском и подростковом возрасте у городских и сельских жителей Российской Федерации в 1991-2012 гг. (эпидемиологическое исследование) / Е.В. Макушкин, Н.К. Демчева, Н.А. Творогова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Детская неврология и психиатрия. – 2014. – № 1. – С.3-14.

9. Макушкина О.А., Анисимова Т.Г., Макушкин Е.В. Проблема оценки риска опасности лиц, страдающих психическими расстройствами // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2014. – № 11. – С. 65–69.

10. Незнанов Н.Г., Семенова Н.В. Динамика общей и первичной заболеваемости психическими расстройствами населения Ленинградской области в 2000-2009 гг. / Н.Г. Незнанов, Н.В. Семенова // Российский психиатрический журнал. – 2010. – № 5. – С. 29-33.

11. Николаева Т.А., Творогова Н.А. Динамика показателей общей и первичной заболеваемости психическими расстройствами среди детей старшей возрастной группы (15–17 лет) и юношей и девушек 18–19 лет в Российской Федерации в 2004–2014 годы // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы подростково-юношеской психиатрии», посвященной памяти проф. М.Я. Цуцульковской. – М., 2015. – С.171–174.

12. Нодельман В., Крецул Р. Число детей с аутизмом в России занижено в 10 раз // Известия, 18 декабря 2017. [Электронный ресурс] URL: https://iz.ru/683643/valeriia-nodelman-roman-kretcul/chislo-detei-s-autizmom-v-rossii-zanizheno-v-10-raz

13. Пакус И.А. Организация деятельности дневных стационаров на базе лечебно-профилактических учреждений крупного города (на примере г. Ростова-на-Дону): Дис.... канд. мед. наук. М.; 1997.

14. Портнова А.А., Усачева Е.Л. Перспективы развития психиатрической помощи детям и подросткам в Москве / А.А. Портнова, Е.Л. Усачева // Российский психиатрический журнал. – 2012. – № 3. – С.25-29.

15. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию. 01.03.2018. [Электронный ресурс] URL: https://kremlin.ru/events/president/news/56957

16. Потапова О.Н. Динамика детской инвалидности в медико-демографическом контексте // Здравоохранение Российской Федерации. – 2012. – № 1. – С. 26-28.

17. Пронина Л.А. Сравнительная характеристика показателей распространенности психических и поведенческих расстройств у детей и подростков Российской Федерации и Центрального федерального округа в 2000–2007 гг. // Российский психиатрический журнал. – 2009. – № 6. – С.87-93.

18. Раич Н.Р., Дементьева Н.Ф., Шкурко М.А. Медицинская реабилитация, проводимая умственно отсталым детям в домах-интернатах / Н.Р. Раич, Н.Ф. Дементьева, М.А. Шкурко // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2007. – № 2. – С. 10-12.

19. Семенова Н.В., Незнанов Н.Г. Характеристика диспансерной и консультативной групп психически больных Ленинградской области в 2000-2009 гг. / Н.В. Семенова, Н.Г. Незнанов // Проблемы городского здравоохранения: сборник научных трудов / Н.И. Вишнякова. – СПб.: Изд-во «ВВМ», 2010. – Вып. 15. – С. 170-175.

20. Скоромец А.П., Крюкова И.А., Семичова И.Л., Шумилина М.В., Фомина Т.В. Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции // Лечащий врач. – 2011. – № 5/11 [Электронный ресурс] URL: https://www.lvrach.ru/2011/05/15435193/

21. Стародубов В.И., Калининская А.А., Шляфер С.И. Стационар-замещающие формы организации медицинской помощи. М.; 2001.

22. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Современные представления о раннем детском аутизме // Психическое здоровье. – 2014. – №10. – С.70-73.

23. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Бачило Е.В., Исмайлова А.С. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте // Российский психиатрический журнал. – 2015. – №6. – С. 45-51.

24. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – №10 (2). – С. 256-262.

25. Чвякин В.А., Киселева Н.С. Психология детей с задержкой психического развития: Учебно-методическое пособие. – М.: МРСЭИ, 2014. – 92 с.

26. Чернышев В.М. Стационарозамещающие формы оказания медицинской помощи: методические рекомендации / В.М. Чернышев, А.М. Садовой, В.В. Степанов, Н.В. Гапиенко // Новосибирск; 2009.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: