Переходный характер современного этапа развития России: от тоталитаризма и авторитаризма к политической демократии и рыночным отношениям в экономической сфере. Реформирование политических и государственных институтов. Процессы социального расслоения. Социальные конфликты: причины, субъекты и способы разрешения. Аномия и процессы деинституциализации.
Варианты социально-политического развития: плюрализм гипотез. Формирование основ гражданского общества. Социальная политика современного Российского государства. Создание «среднего» класса и процессы маргинализации.
Перспективы духовного возрождения России. Формирование самостоятельной, активной, ответственной перед обществом личности.
Становление мировой системы. Место России в мировом сообществе.
Цель изучения темы: понимание сущности социальных процессов реформирования современного российского общества; проблем и рисков на современном этапе модернизации нашей страны; места России в мировом сообществе; перспектив её перехода в стадию постиндустриального развития.
По данной теме необходимо:
Знать основные тенденции изменения российского общества с учётом социокультурных особенностей его реформирования и модернизации; основные варианты его социально-политического развития; основные факторы, влияющие на образование новых страт, изменение социальной структуры при переходе в стадию постиндустриального развития.
Уметь анализировать сущность основных процессов, происходящих в сфере социальной и социально-политической жизни общества, социальных отношениях и процессах на пути модернизации и перехода России в стадию постиндустриального развития; находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в современной геополитической обстановке.
|
Методические указания по изучению темы
Основные понятия темы: «трансформация общества», «социальная сфера», «социетальные сферы общества», «социальная проблема», «миро-система», «новый север – виртуальный континент», «гиперсевер – русский мир», «общенациональные задачи», «демографическая проблема», «миграция», «трудовая миграция», «экономическая миграция», «политическая иммиграция», «индустриальное общество», «постиндустриальное общество», «информационное общество».
При самостоятельном изучении данной темы следует обратиться к конспекту лекции и рекомендованной литературе, последовательно отвечая на вопросы, предлагаемые для самоконтроля.
Начинать самостоятельное изучение данной темы необходимо с анализа особенностей трансформации российского общества на современном этапе развития. Среди этих особенностей главное внимание необходимо обратить на переход от тотально этатизированной экономики к частично регулируемым государством рыночным отношениям на основе частной собственности; на реформу политической системы; на трансформацию социальной структуры и вытекающие из нее негативные процессы социального расслоения и бедности; на определенный кризис в духовной сфере и сфере межнациональных отношений.
Затем нужно рассмотреть основные модели социально-политического и социально-экономического развития России, приводимые в современной социологической научной литературе (прежде всего, в журнальных статьях и материалах научных конференций).
|
Особое внимание нужно уделить изучению социальной сферы современной России, изучить основные проблемы (маргинализация определённых слоев населения; появление так называемых «новых бедных»; рост децильного коэффициента; трудности в формировании «среднего» класса; основные варианты программ социальной защиты населения в условиях коренных реформ и др.), проанализировать возможные пути разрешения данных проблем.
В заключение изучения данной темы нужно обратить внимание на дискутируемые в научной литературе пути перехода России в стадию постиндустриального развития. Для этого необходимо, прежде всего, проанализировать место и роль России в современном мире, опираясь на изучение монографической литературы.
Литература
Основная: [44]; [28]; [192]; [45]; [4]; [201]; [133]; [224].
Дополнительная: [184]; [124]; [94]; [15]; [252, Часть 3, с. 171-264].
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключаются основные препятствия на пути превращения России в «процветающее» демократическое государство? Назовите несколько, на ваш взгляд, основных.
2. Что такое «социальная сфера»? Назовите основные тенденции ее развития и изменения в современной России.
3. Что означает «адресная социальная защита населения»?
4. Что такое «постиндустриальное общество»?
5. Какими социокультурными особенностями отличается процесс реформирования современной России?
6. В чём состоят перспективы духовного возрождения России, в чём, по вашему мнению, основы этого возрождения?
7. Назовите союзников России в современном мире.
8. Что такое «парадигма стратегического развития социума»?
9. Каковы перспективы формирования гуманистической парадигмы постиндустриального общества?
10. Чем, по вашему мнению, определяется качество жизни современного социума и всех её составляющих?