Похищение Персефоны. Античный кувшин, ок. 330-320 до Р. Х.




 

Сыном Деметры, подательницы всех плодов земных и олицетворения самой матери-земли, в Древней Греции считали Плутоса – бога богатств. Его отцом был критский земледелец Ясион.

Спасаясь от любовных посягательств Посейдона – бога водных стихий, Деметра приняла облик кобылицы, но Посейдон догнал ее, превратившись в еще более быстрого коня. В результате Деметра родила говорящего коня Ариона, наделенного необыкновенной быстротой ног и человеческим разумом. Как и Зевс, богиня Деметра считалась в Древней Греции устроительницей гражданского правопорядка, как и Гера – учредительницей брака. Поэтому и она, и Персефона назывались Фесмофорами (закононосительницами), и им был посвящен осенний праздник Фесмофории, в котором принимали участие только замужние женщины, притом свободные гражданки.

Элевсинские мистерии (таинства) были, по древнегреческому преданию, учреждены самой богиней Деметрой, когда она разыскивала похищенную Аидом дочь. Об этом рассказывается в гомеровском гимне Деметре:

 

«Жертвенный чин показала священный и всех посвятила
В таинства. Святы они и велики. О них ни расспросов
Делать не должен никто, ни ответа давать на расспросы:
В благоговенье великом к бессмертным уста замолкают.
Счастливы те из людей земнородных, кто таинство видел.
Тот же, кто им непричастен, по смерти не будет вовеки
Доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном»
(ст. 476–482; пер. В. В. Вересаева).

 

Произрастание плодов древние греки считали тайной, которую богиня Деметра открывает лишь посвященным. Вот почему участники элевсинских мистерий не должны были разглашать то, что они видели и слышали в процессе совершения, обрядов. Поэтому и наши сведения о действах, совершавшихся во время мистерий, весьма неточны. Предполагается, что там имитировалось похищение Персефоны Аидом: ведь во время поисков дочери Деметра научила людей в Элевсине возделывать землю и выращивать хлеб.

 

Боги Древней Греции – Гестия

См. также отдельную статью Богиня Гестия

В Древней Греции у каждого семейного очага был жертвенник богини Гестии, так как очаг символизировал единение семьи. Гестия была покровительницей семейного благополучия, единодушия и мира. А так как государственная (т. е. городская) община мыслилась как большая семья, то богиня имела святилища и очаги в пританеях (главных правительственных или общинных зданиях в греческих городах), поэтому в Древней Греции не было храмов богини Гестии. Этот государственный очаг был символом гражданского мира и единения. Если грек отправлялся на чужбину, он брал с собой огонь из пританея, чтобы и вдали от родины пользоваться покровительством отечественной богини:

 

«Почесть большая на долю тебе, о Гестия, досталась.
Вечно иметь пребыванье внутри обиталищ высоких
Всех олимпийцев и всех на земле обитающих смертных.
Дар превосходный и ценный тебе: у людей не бывает
Пира, в котором бы кто, при начале его, возлиянья
Первой тебе и последней не сделал вином медосладким»
(из гомеровского гимна Гестии, ст. 1–6; пер. В. В. Вересаева).

 

Гестия была защитницей страдающих и чужеземцев. На нее смотрели как на носительницу и покровительницу целомудрия, так как огонь у древних считался чистейшим из природных явлений. Гестия добилась от Зевса разрешения не выходить замуж, хотя ее любви добивались Посейдон и Аполлон.

Богиня Гестия

 

В Древней Греции богиня Гестия изображалась высокой стройной девой в длинных одеждах, в ниспадающем с головы покрывале и с жертвенной чашей в руке.

 

Бог Арес

Арес, сын Зевса и Геры, первоначально был в Древней Греции богом бурь, непогоды, бушевания стихий, губительного для земледелия. С этим, по-видимому, связан миф о сыновьях земледельца Алоэя – Оте и Эфиальте, которые связали Ареса и 13 месяцев держали в медной бочке, пока его, совершенно обессилевшего, не освободил Гермес. Но земледелию враждебна и война, воплощением которой становится бог Арес в более позднее время. Литературная традиция Древней Греции следует за Гомером, у которого Арес – бог истребительной войны, кровожадный и беспощадный, ненавистный даже своему отцу Зевсу, так как бог Арес ненасытен во вражде и убийствах и не различает в бою правых и виноватых. Его появление подобно буре. Ужас овладевает обеими воюющими сторонами, когда раздается его вопль, подобный воплю тысяч воинов в пылу битвы. Появление Ареса всегда означает начало резни. Отсюда эпитеты бога Ареса (в «Илиаде») – бурный, кровавый, мужегубец, стен разрушитель и т. п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: