Примечательно то, что хотя Аполлон являлся в Древней Греции покровителем музыки и пения, он сам играет только на струнных инструментах – лире и кифаре, которые греки считали благородными, противопоставляя их «варварским» (чужеземным) инструментам – флейте и свирели. Недаром богиня Афина отказалась от флейты, предоставив ее низшему божеству – сатиру Марсию, так как при игре на этом инструменте у нее некрасиво надувались щеки.
Боги Древней Греции – Артемида
Артемида, сестра Аполлона, была в Древней Греции богиней охоты, покровительницей лесов и их дикого населения, а также источников и влажных полян, подательницей росы. Она олицетворяла луну, вытеснив более древнюю богиню луны, Селену. В качестве богини-охотницы Артемида изображается у древних греков в коротком платье (длинное платье мешало бы ей бегать по лесам) с ланью у ног; в качестве богини луны – в длинном платье, с факелом в руке.
Будучи олицетворением луны, светильника ночи, Артемида почиталась как помощница при родах, когда младенец выходит из ночи в день. Отсюда эпитет Артемиды – Эйлифия (Илифия).
Но главным делом богини Артемиды остается охота. Вот в каких выражениях говорится о ней в гомеровском гимне:
«Песня моя – к златострельной и любящей шум Артемиде,
Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
И на тенистых отрогах свой лук всезлатой напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
Главы высокие гор. Густотенные чащи лесные
Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша
Имногорыбное море»
(ст. 1–9; пер. В. В. Вересаева).
|
По мифам Древней Греции, богиня Артемида охотилась вместе со своими спутницами, нимфами источников, которые давали обет безбрачия, так как их богиня не была замужем. Если нимфа нарушала обет, она изгонялась из свиты Артемиды. Такая участь постигла, например, аркадскую нимфу Каллисто, некогда любимую подругу богини. Каллисто могла противиться любви смертных, но как не пасть в объятия самого Зевса? Однажды после охоты богиня Артемида вошла в свою священную рощу, где находился источник прозрачной воды. «Здесь мы будем купаться!» – сказала она нимфам. Они были послушны и тотчас сбросили платья. Только Каллисто не решалась раздеться, но Артемида взглянула на нее подозрительно, и нимфа вынуждена была тоже снять платье. Все увидели, что она должна стать матерью, и богиня Артемида в гневе прогнала свою бывшую подругу. Узнала об этом ревнивая супруга Зевса и решила еще более жестоко наказать Каллисто. После того как Каллисто родила сына, Гера превратила ее в медведицу. С тех пор страшная медведица бродила по лесам вблизи того места, где среди людей рос ее сын. Когда мальчику исполнилось 15 лет, он пошел на охоту и на одной из звериных троп повстречался со своей матерью. Она узнала его и заревела: ведь ее материнская нежность могла выразиться только медвежьим ревом. Встав на дыбы, она пошла к нему, но мальчик, ничего не знавший о судьбе матери, поднял копье, и, очевидно, убил бы ее, если бы всеведущая богиня Артемида не оторвала их от земли в тот самый момент и не поместила бы среди созвездий. С тех пор они сияют в небесах – Большая Медведица и ее страж Волопас, в звезды которого превратился сын Каллисто.
|
Охотника Актеона целомудренная Артемида жестоко покарала за то, что он случайно увидел ее наготу: она превратила его в оленя, и собаки Актеона, не узнав хозяина, растерзали его. Судя по обилию эпитетов Артемиды (Кинфия, Тавропола, Ортия и др.) в ее лице объединилось несколько местных божеств. Греческие мифы об Артемиде связаны с рассказами о человеческих жертвоприношениях, что свидетельствует о древности культа этого божества.
Бог Гермес
Бог Гермес считался в Древней Греции сыном Зевса и плеяды Майи (плеяды – дочери Атланта, поддерживающего небесный свод, и океаниды Плейоны). Он родился в Аркадии, в пещере горы Киллены. В гомеровском гимне о нем говорится так:
«Сын родился у богини, ловкач изворотливый, дока,
Хитрый пролаз, быкокрад, сновидений вожатый, разбойник,
В двери подглядчик, ночной соглядатай, которому вскоре
Много преславных деяний явить меж богов предстояло»
(ст. 13–16; пер. В. В. Вересаева).
«Славные деяния» Гермеса начались в четвертый день его появления на свет. Воспользовавшись отсутствием матери, он вылез из колыбели и вышел из пещеры. Найдя черепаху, он убил ее и из ее панциря и трех веток сделал лиру (Гермес считается изобретателем лиры), натянув на нее сладкозвучные струны. Вернувшись в пещеру, Гермес спрятал лиру в своей постели, а сам отправился навстречу новым приключениям. Самым значительным из них было то, что он повстречал стадо коров, принадлежащих Аполлону. Тотчас Гермес вспомнил, что мать его живет бедно, отделил от стада пятьдесят коров и, привязав к их ногам пучки травы, чтобы они заметали свои следы, погнал их путаными путями к пещере горы Киллены. Потом Гермес повернул коров хвостами вперед на случай, если они все-таки оставят следы, и, загнав их в пещеру, тщательно спрятал.
|
Когда богу Аполлону, владельцу стада, стало известно, что Гермес угнал его коров, и он пришел в жилище Майи, Гермес с невинным видом лежал в колыбели и играл своими пеленками:
«Мальчик! Ты! В колыбели! Показывай, где тут коровы?
Живо! Не то мы с тобою неладно расстанемся нынче!»
(ст. 254–255; пер. В. В. Вересаева).
Так обратился бог Аполлон к Гермесу, но сын Майи с удивлением ответил, что он недавно родился, не знает даже, что такое «корова», и думает сейчас только о сне, молоке матери и о своих пеленках. И вообще, если бы кто-нибудь услышал Аполлона, над ним бы посмеялись: разве может новорожденный младенец угонять коров?
«Так он ответил и начал подмигивать часто глазами,
Двигать бровями, протяжно свистать и кругом озираться,
Чтоб показать, сколь нелепой считает он речь Аполлона»
(ст. 278–280; пер. В. В. Вересаева).
Видя, что спорить с Гермесом бесполезно, Аполлон вытащил его из колыбели и понес к Зевсу. Поначалу Гермес и на Олимпе продолжал отрицать свою причастность к краже коров, но Зевс, рассмеявшись, приказал ему вернуть Аполлону стадо. У Гермеса хватило благоразумия не препираться с отцом, но когда Аполлон принес его обратно в его пещеру, сын Майи заиграл на лире, сделанной из черепахи, и Аполлон, восхищенный музыкой, охотно согласился на мену: он оставил Гермесу коров, а лиру получил в вечное пользование. С тех пор между Гермесом и Аполлоном завязалась тесная дружба.
В этой истории проявились многие присущие богу Гермесу черты. Не случайно он крадет коров, а не что-нибудь другое. Древнейшее божество древнегреческой области Аркадии, позднее причисленное к олимпийским богам, Гермес вначале почитался как олицетворение сил природы, потом – как бог скотоводства и покровитель пастухов, а так как обилие скота составляет богатство, то Гермеса почитали как подателя всяческих благ. С развитием в Древней Греции торговли, приносящей прибыль, бог Гермес стал почитаться как бог торговли, покровитель торговцев. Торговая сделка содержится уже и в приведенном рассказе – обмен коров на лиру.
Предусмотрительность, лукавая речь, плутовство, а подчас и воровство – все это связано с торговлей, и потому в Древней Греции бог Гермес оказался покровителем плутов и мошенников и зачинателем красноречия.
Торговля всегда связана с передвижением, и Гермес стал в Древней Греции покровителем дорог. Вот почему в Аттике через каждые две тысячи шагов стояли столбы, посвященные Гермесу,– так называемые гермы. Каждый путник должен был положить у такой гермы камень. Это служило очищению полей от камней. Позднее гермы стали украшаться архаическим изображением бога Гермеса – бородатой головой.
В V–IV вв. до н. э. древние греки изображали Гермеса юношей в крылатых сандалиях или в крылатой шапочке, указывающих на способность этого бога к быстрому передвижению. Иногда в руке у него можно увидеть кадуцей – крылатый жезл вестника: ведь Гермес – вестник Зевса.
В Древней Греции бога Гермеса почитали и как проводника душ в преисподнюю.
Красноречие Гермеса проявилось в истории с Ио, возлюбленной Зевса, превращенной в корову. Гера приставила к Ио сторожем стоглазого Аргуса – олицетворение звездного неба. Зевс послал Гермеса освободить Ио. Гермес усыпил Аргуса своими рассказами и игрой на свирели, и когда все 100 глаз Аргуса сомкнулись, он убил его, и с тех пор был прозван Аргоубийцей. Глазами Аргуса Гера украсила хвост своей священной птицы павлина.
Из детей Гермеса особенно известны: Пан, о котором речь пойдет ниже, Гермафродит и знаменитый вор Автолик, дед хитроумного Одиссея.
Бог Дионис
Подробнее – см. статью Дионис, древнегреческий бог
Дионис (Вакх), в Древней Греции – бог растительных сил природы, покровитель виноградарства и виноделия, в VII–V вв. до н. э. приобрел огромную популярность у простого народа в противовес Аполлону, культ которого был популярен у аристократии.
Однако этот быстрый рост популярности Диониса был как бы вторым рождением бога: культ его существовал еще во II тыс. до н. э., но потом был почти забыт. У Гомера Дионис не упоминается, и это свидетельствует о непопулярности его культа в эпоху господства аристократии, в начале I тыс. до н. э.
Архаическое изображение Диониса, такого, каким бог мыслился, по-видимому, до изменения культа,– зрелый муж с длинной бородой; в V–IV вв. до н. э. древние греки изображали Вакха изнеженным, даже несколько женоподобным юношей с виноградом или с венком из плюща на голове, и это изменение внешнего облика бога свидетельствует об изменении его культа. Не случайно в Древней Греции существовало несколько мифов, рассказывавших о борьбе, с которой внедрялся культ Диониса, и о сопротивлении, встретившем его появление в Греции. Один из этих мифов положен в основу трагедии Еврипида «Вакханки». Устами самого Диониса Еврипид весьма правдоподобно рассказывает историю этого бога: Дионис родился в Греции, но был забыт у себя на родине и вернулся в свою страну только после того, как завоевал популярность и утвердил свой культ в Азии. Ему пришлось преодолевать сопротивление в Греции не потому, что он был там чужим, а потому, что он принес с собой чуждый Древней Греции оргиазм.
Действительно, вакхические празднества (оргии) в классическую эпоху Древней Греции были экстатическими, и момент экстаза был, очевидно, тем новым элементом, который был привнесен при возрождении культа Диониса и явился результатом слияния культа Диониса с восточными божествами плодородия (например, идущим с Балкан культом Сабасия).
В Древней Греции бог Дионис считался сыном Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Богиня Гера возненавидела Семелу и захотела ее погубить. Она убедила Семелу, чтобы та попросила Зевса явиться к своей смертной возлюбленной в обличье бога с громами и молниями, чего он никогда не делал (являясь к смертным, он изменял свой облик). Когда Зевс приблизился к дому Семелы, молния выскользнула из его руки и попала в дом; в пламени вспыхнувшего пожара Семела погибла, родив перед смертью слабого, не способного жить ребенка. Но Зевс не дал сыну погибнуть. Из земли вырос зеленый плющ, который прикрыл ребенка от огня. Затем Зевс взял спасенного сына и зашил его в свое бедро. В теле Зевса Дионис окреп и родился во второй раз из бедра громовержца. Согласно мифам Древней Греции, Диониса воспитывали горные нимфы и демон Силен, которого древние представляли себе как вечно пьяного, веселого старика, преданного своему воспитаннику-богу.
Вторичное внедрение культа бога Диониса отразилось в ряде рассказов не только о прибытии бога в Грецию из Азии, но и вообще о его путешествиях на корабле. Уже в гомеровском гимне мы находим рассказ о переезде Диониса с острова Икария на остров Наксос. Не зная, что перед ними бог, красивого юношу схватили разбойники, связали его прутьями и погрузили на корабль, чтобы продать его в рабство или получить за него выкуп. Но в пути с рук и ног Диониса сами собой слетели путы, и перед разбойниками начали совершаться чудеса:
«Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду
Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный
Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленья глядели.
Вмиг протянулись, за самый высокий цепляяся парус,
Лозы туда и сюда, и в обилии гроздья повисли...»
(ст. 35–39; пер. В. В. Вересаева).
Обернувшись львом, Дионис растерзал предводителя пиратов. Остальные пираты, за исключением мудрого кормчего, которого Дионис пощадил, бросились в море и превратились в дельфинов.
Чудеса, описанные этом древнегреческом в гимне, – самопроизвольное спадание оков, возникновение фонтанов вина, превращение Диониса в льва и т. п., характерны для представлений о Дионисе. В мифах и в изобразительном искусстве Древней Греции бог Дионис часто представлен в виде козла, быка, пантеры, льва или с атрибутами этих животных.