Вспомним историю создания произведения.




В мастерской художника М.М.Пришвина

 

Прочитайте предложенный материал

Чувство Родины, нерасторжимая связь с природой, с землей характеризует его творчество. Он открыл простую красоту родной земли. Русская природа стала для Пришвина источником поэзии, а великая любовь писателя к природе, по словам К.Г.Паустовского, родилась из любви к человеку.

Сам писатель признавался: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». В своих произведениях автор не только описывает природу, рассказывает о героях, но и размышляет о смысле жизни, о ее законах, о месте человека в этом мире, о его взаимоотношениях с природой, т.е. его произведения пронизаны тонким философским подтекстом. «Кладовая солнца» - в определенной степени итог этого пути. Она стала, поэтому, едва ли не самой солнечной книгой писателя: так много в ней света, красок, любви к жизни, трепетного чувства счастья.

Вспомним историю создания произведения.

Во время Великой Отечественной войны М.М. Пришвин, несмотря на свои 70 лет, отказался от эвакуации в глубокий тыл и жил недалеко от Москвы, близ старинного русского города Переславля-Залесского, сначала в небольшой деревушке Заозерье, затем в Усолье. В это трудное военное время со всей силой раскрылась перед ним духовная красота русского человека. Глубоко взволновала его судьба детей, особенно судьба ленинградских детей, эвакуированных в эти места. Вместе со всеми писатель стремился облегчить их сиротливую участь. И в нем крепла мысль осуществить свою давнишнюю мечту – написать современную сказку-быль. «Содержание всякой сказки, - писал Пришвин, - это борьба человека-героя с каким-нибудь представителем зла… и сказка в этом смысле есть отражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым». Сказка-быль «Кладовая солнца» и была выражением горячей веры писателя в победу добра и света. Создана она вскоре после войны, в мае-июне 1945 года. В ней еще чувствуется дыхание сурового боевого времени, но она согрета радостным ощущением победы и весны.

3. Блиц-турнир. Ответьте на вопросы.

1. Назовите фамилию ребят. Можно ли ее считать «говорящей»?

2. Какое крестьянское хозяйство досталось ребятам?

3. Почему детей все любили, уважали?

4. Какая самая сладкая клюква?

5. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес за ягодами?

6. Что такое палестинка?

7. Какие 2 дерева стояли и стонали на все Блудово болото?

8. Какие птицы выясняли отношения рядом со спорящими братом и сестрой?

9. Что случилось после ссоры и птичьей драки?

10. Кто и почему жил в картофельной яме возле сторожки?

11. Какую пословицу Антипыча забыл Митраша, когда пошел своей дорогой?

12. Кто такой Серый Помещик?

13. Что за старушки обитали в болоте?

14. По какой примете на болоте можно отыскать человеческую тропу?

15. Что такое Слепая елань?

16. Почему Митраша не кричал, оказавшись в болоте?

17. Как Митраша выбрался из болота?

18. Почему Настя назвала собаку Муравкой, а Митраша – Затравкой?

19. Как окончил свою жизнь Серый Помещик?

20. Почему Травка пошла с детьми?

21. Как Настя искупила свою вину?

22. Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему по-вашему, Пришвин отказался от этого названия?

23. Что понимает писатель под выражением «кладовая солнца»?

4. Прочитайте характеристику героев сказки-были.

«Настя была, как золотая курочка на высоких ножках… Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх». Настя стройная, высокая девочка. Золотая курочка нежнее, ласковее, мягче брата. Настенька быстрая, подвижная, домашняя работа горит у нее в руках. Она внимательна, умна, умеет успокоить «хозяина», ласково маленькой ручкой оглаживая его по широкому затылку. Она, как бывало ее мать, встает еще засветло, управляется со скотиной, готовит еду. Она бережно хранит образ матери и старается во всем ей подражать. (цитата из текста: «Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи»)

Митраша был мальчик упрямый и сильный, «мужичок в мешочке», как называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке» тоже был в золотых веснушках, а носик его чистенький тоже, глядел вверх. Митраша суровее сестры. У него отцовский задор и привычка «хорохориться» и повторять забавно-угрюмое «Вот еще!». От отца он перенял и мужицкую трудовую хватку, и бондарное ремесло, кормившее семью, и общественную активность – заботу не только о семье, но и обо всем крестьянском мире (цитата из текста: «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И эти ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает»).

Пришвинский пейзаж

Задание: Прочитайте выразительно вслух пейзажные зарисовки.

1. «Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Будово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня…С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему»

2. «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания. Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике, для него довольно широком, ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья подкрыль, и крикнул: «Чуф-ши!» по – тетеревиному «чуф» скорее всего значило «солнце», а «ши», вероятно, было у них наше «здравствуй» »

3. «Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над тинистой бездной. На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями растений, стоят редкие, маленькие, корявые и заплесневелые елочки… Елочки-старушки не как деревья в бору все одинаковые: высокие, стройные, дерево к дереву, колонна к колонне, свеча к свече. Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок, - и так все: что ни елочка, то непременно на что-то похожа… очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьем, в картузе с двумя козырьками. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждешь – вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мертвыми головами на шестах…»

4. «Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику, - та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички. Черные ягодки с черным пушком. Так же брусника, кровяно-красная ягода. Листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито. Еще растет в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная, не пройдешь, не заметив. В глухих местах, где живет огромная птица глухарь, встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. Только у нас одна-единственная ягода, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: