Охарактеризуйте пакет КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС




 

Программа «Консультант ПЛЮС» - это база данных, которая содержит в себе полную подборку документов по всем нормативно-правовым актам Российской Федерации и ее субъектам. На текущий момент справочно-правовая система «Консультант плюс» содержит 6 654 899 документов, которые разделены на 57 информационных банков. Программа оснащена удобной оболочкой для поиска, анализа правового вопроса и принятия взвешенного решения. Компания «Консультант Плюс» с 1992 года развивает справочную правовую систему КонсультантПлюс. Все без исключения специалисты, независимо от своей профессиональной деятельности, хотя бы раз обращались к ее информационным ресурсам.

Аудитория пользователей системы в настоящее время составляет несколько миллионов специалистов и постоянно увеличивается.

Система содержит свыше 4,4 миллиона документов федерального и регионального законодательства, судебных решений, финансовых консультаций, комментариев законодательства, образцов документации и другой важной информации.

Оценка полноты СПС на практике по федеральному законодательству оказывается трудной задачей. Действительно, за час или даже день трудно тщательно проанализировать банк из 10-20 тысяч документов, а иногда и 60-100 тысяч документов. Любой здравомыслящий человек может, исходя из собственных потребностей, посмотреть некоторые выборки документов и сделать свое приблизительное заключение о полноте.

При этом важно не забывать о том, что необходимо оценить полноту не только той информации, которая уже есть в системе, но и полноту будущих поступлений. (Напомним, что полнота всегда определяется на конкретный момент времени.) Как уже говорилось выше, полноту будущих поступлений косвенно оценивают через возможности доступа компании-производителя к источникам информации.

Подчеркнем также, что при оценке полноты речь может идти только о документах, содержащих открытую информацию. Некоторые пользователи ожидают, что в СПС будут включаться акты, регламентирующие внутрихозяйственную деятельность ведомств, внутренние решения по кадровым вопросам и т.п. Иногда острый интерес вызывают отдельные частные документы органов власти, касающиеся конкретных предприятий и затрагивающие их коммерческую тайну. Позиция компании «Консультант Плюс» состоит в том, чтобы не включать такие документы в свои СПС и не гнаться за дешевыми сенсациями, а поставлять потребителю правовую информацию, имеющую общее значение.

Наличие комплекта договоров с органами государственной власти и управления позволяет оценить полноту информационных ресурсов компании-разработчика в целом. Но каждого пользователя волнует в первую очередь вопрос о полноте именно его базы. Исследования показали, что далеко не всем пользователям необходима самая полная система по федеральному законодательству, насчитывающая свыше 100 тысяч документов. Существуют и более мелкие замкнутые блоки правовой информации, полностью удовлетворяющие потребности целых категорий пользователей.

Разработчики систем Консультант Плюс пошли по пути создания такого набора баз, в котором каждая система предназначена для специалистов определенного уровня и обеспечивает решение всего круга задач, стоящих перед ними. Весь набор баз подчиняется принципу поглощения, то есть каждая следующая база включает в себя предыдущую плюс некоторые дополнительные разделы. Принципы отбора документов в каждую из баз приводятся в описаниях к ним вместе с конкретными рекомендациями о соответствии набора документов, входящих в базу, потребностям той или иной категории пользователей. Наименьшая по объему информации база Консультант Плюс: Налоги Бухучет предназначена для нужд бухгалтерий малых предприятий. Для специалистов более широкого профиля - руководителей, экономистов предприятий, не связанных с банковской или внешнеэкономической деятельностью, подойдет СПС Консультант Плюс: Российское Законодательство. СПС Консультант Плюс: Версия Проф рассчитана на работников-универсалов, которым могут понадобиться документы всех отраслей законодательства. И, наконец, Консультант Плюс: Эксперт - самая полная база, предназначенная для использования в органах государственной власти и управления, консалтинговых и аналитических подразделениях.

Достоверность правовой информации в СПС - это ее соответствие тексту оригинала. Для официальной правовой информации оригиналом будет официальный экземпляр правового акта или его официальная публикация, для неофициальной - любое зарегистрированное печатное издание.

Качество текстов документов в СПС, их аутентичность не менее важны для потребителей, чем полнота ИБ. К сожалению, по объективным причинам невозможно полностью исключить опечатки и технические ошибки. В любом издании, включая официальные, они иногда встречаются. Поэтому компании - разработчики СПС должны осуществлять многократную сверку текстов с оригиналами, что практически исключает вероятность появления опечаток и ошибок. Так, компания «Консультант Плюс» работает только с достоверными официальными текстами правовых актов, то есть с бумажными текстами - копиями подлинников с печатью (подписью) или с их официальными публикациями. Это связано, в частности, с тем, что практика использования электронных текстов правовых актов в качестве официальных источников пока отсутствует. Кроме того, если проанализировать опыт работы большинства ведомств, то, к сожалению, нетрудно убедиться, что практически нигде в органах государственной власти и управления нет стройной системы сбора файлов, с которых печатаются тексты документов. Иногда правки в документ вносятся, чуть ли не в момент подписания, файл с окончательным вариантом документа может потеряться и т.п. В силу этих и некоторых других организационных причин наладить «рассылку» файлов с текстами документов подобно тому, как функционирует «рассылка» их бумажных копий, органам власти на практике пока не удается. Официальная публикация нормативного акта также может отличаться от первоначально подписанной версии, поскольку технические правки и корректура идут вплоть до момента публикации. Поэтому даже если получать файлы из самого надежного источника, то все равно их необходимо сверять с окончательными официальными текстами. Процедура такой проверки требует большой и кропотливой работы.

Необходимо отметить, что «кадровый голод», присущий некоторым органам власти, негативно сказывается на качестве подготавливаемых ими документов. Зачастую именно авторы документов допускают ошибки и опечатки. Однако вносить какие-либо исправления в официальные тексты документов компании - разработчики СПС не вправе. Встречая эти ошибки, пользователь СПС зачастую считает их результатом плохой работы компании-разработчика, а не ведомства. Поэтому компании вынуждены снабжать выявленные ошибки примечаниями, разъяснять их суть пользователям.

В компании «Консультант Плюс» принята следующая жесткая процедура подготовки электронной версии документа. Любой файл проверяется на орфографические ошибки специальной программой, затем распечатывается и сверяется корректорами с официальным текстом. Каждый файл последовательно проверяют три независимых корректора, причем каждый раз вычитка производится с новой распечатки после исправления ошибок, найденных предыдущим корректором. Затем файл еще раз проверяется программой по исправлению орфографических ошибок. Только после такой многоуровневой системы проверок файл документа включается в базу.

Актуализация информационного банка - это процесс включения в него новых документов и поддержания уже имеющихся документов в контрольном состоянии в соответствии с текущими изменениями законодательства.

Рассмотрим оперативность на каждом этапе.

. Для оперативности включения документов в эталонный банк разработчика СПС важно, во-первых, наличие надежных источников информации у производителя, что, как уже говорилось выше, обеспечивается прямыми постоянными контактами с органами государственной власти и управления на основе специальных договоров. Такие контакты важны для оперативности получения информации не менее, чем для ее полноты. Заметим, что если какая-то компания-производитель не имеет таких связей, то, значит, она использует разного рода вторичные источники, что влечет за собой не только наличие ошибок в документах, но и задержки в поставке информации пользователю. Кроме того, необходима налаженная и четкая работа информационных и производственных структур фирмы. Срок обработки информации должен быть сведен до минимума без ущерба для качества. Так, например, в компании «Консультант Плюс» от момента получения документа до момента его включения в эталонный ИБ проходит всего один-три дня, причем более 50% документов обрабатывается за один день.

Оценить такую работу извне очень трудно - реально это можно сделать только по конечному результату. Тем не менее важно учесть, что полноценная производственная структура, ежедневно аккуратно перерабатывающая сотни документов, строится годами. Маловероятно, например, что фирма, выпускавшая раз в месяц диски с недостаточно обработанной информацией, быстро перейдет на ежедневный график работы, даже при наличии соответствующей программной технологии. Для достижения высокого уровня работы и формирования коллектива квалифицированных специалистов нужны годы.

. Оперативность доставки пополнения в региональный сервисный центр зависит от наличия передовой компьютерной технологии передачи информации и доступа к ней. Так, технология Консультант Плюс позволяет ежедневно передавать новую информацию в ИБ сервисного центра. При этом происходит полноценная загрузка и интеграция новой информации в уже имеющийся ИБ, с установкой всех взаимосвязей между документами. Это уникальное свойство технологии Консультант Плюс. Все остальные достаточно широко распространенные в России СПС либо допускают пополнение не чаще одного раза в неделю, либо существующее ежедневное пополнение не может быть полноценно интегрировано в банк данных и остается лишь небольшим довеском к основной базе, а для интеграции необходима полная замена банка, что невозможно проводить ежедневно.

Теоретически этот этап может отсутствовать (и информация от разработчика СПС непосредственно передается к пользователю), но практика показала, что это приводит к существенному снижению качества сервиса, в том числе отрицательно влияет и на оперативность.

. Оперативность доставки пополнения пользователю определяется стандартами обслуживания компании-производителя и сервисных центров, их финансовой политикой. Поскольку ИБ сервисного центра Консультант Плюс пополняется ежедневно, то те пользователи, кому это необходимо, также могут ежедневно получать пополнение средствами телекоммуникаций. Большинству пользователей достаточно получать информацию еженедельно, при этом более редкое обслуживание уже не гарантирует достаточной оперативности. Обслуживание четыре раза в месяц и чаще используют абсолютное большинство пользователей систем. Поэтому важно, чтобы неновая и сервисная политика фирмы была бы направлена на обеспечение максимально частого обновления информации у потребителя.

Что касается оперативности поступления информации к пользователю СПС посредством удаленного доступа к системе, то она зависит только от первого или двух первых параметров (соответственно от того, кто выставляет свои ресурсы на сервер: фирма-разработчик или сервисный центр). Разумеется, при еженедельном режиме актуализации сервера ни о каком «оперативном» сопровождении пользователей нет и речи.

Документы должны включаться в ИБ после юридической обработки. Именно юридическая обработка документов квалифицированным специалистом превращает набор исходных текстов отдельных правовых актов в правовую систему, является гарантией ее высокого качества, создает реальные возможности для быстрого поиска пользователем нужных документов.

Краткая характеристика юридической обработки содержится в следующем определении.

Юридическая обработка - это выявление взаимосвязей между документами и реализация, фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакций документов при их изменении.

На практике специалист начинает юридическую обработку при отборе документа в ИБ с определения его достоверности, актуальности, нормативности.

Затем следует этап подготовки документа к введению в ИБ, состоя-щй из следующих элементов:

• классификация (рубрикация) документа, подбор ключевых слов;

• выявление взаимосвязей документов;

• формирование перекрестных ссылок между документами;

• составление примечаний, справочных сведений к документу;

• подготовка новой редакции документа при издании официальных изменений.

Прежде чем характеризовать каждый элемент в отдельности, следует отметить основные черты юридической обработки. Это, прежде всего, ее аналитический, исследовательский характер. Выделим основные моменты юридической обработки:

. Перед введением нового документа из ИБ отбираются все документы, регулирующие аналогичные отношения, то есть формируется массив актов по определенной теме, вопросу.

. Сформированный массив документов подвергается анализу с целью выявления документов, связанных с новым актом.

3. Определяется характер выявленных связей.

4. Выявленные связи в зависимости от их характера облекаются в определенную форму: формируются ссылки, составляются примечания и справочные сведения, создаются новые редакции документов.

Юридической обработке также свойственны в той или иной степени объективность и субъективность.

Объективная юридическая обработка - это такая обработка документа, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа (или других документов, упоминающих анализируемый документ), а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права, отраслей права.

В отличие от результата объективной юридической обработки, результат субъективной юридической обработки основывается прежде всего на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование Документа и использующего положения других документов, в которых Исследуемый документ не упоминается, а также основывается на спорных научных теориях. По своей сути результат субъективной юридической обработки является выражением взгляда, мнения об исследуемом предмете отдельного эксперта.

При характеристике каждого элемента юридической обработки необходимо выделять его объективные и субъективные черты, так как это имеет большое значение для правильного использования правовой информации.

Процесс классификации (рубрикации) документов заключается в определении тем (предмета регулирования) нормативных частей акта, соотнесении их с рубриками классификатора (рубрикатора) и присвоении обрабатываемому документу индексов соответствующих рубрик.

Цель классификации документов состоит в том, чтобы у пользователя была возможность искать документы по определенным, интересующим его темам, вопросам. В результате классификации каждый документ оказывается в своей нише, ячейке, где его без труда находит пользователь, выбравший интересующую его рубрику. Документ не теряется в общем, огромном массиве документов. Если документ содержит несколько норм, относящихся к разным темам, он будет отнесен к нескольким рубрикам классификатора, чтобы каждая норма находилась во всех соответствующих нишах и не была потеряна для пользователя.

Основным системообразующим средством поиска, а также средством классификации является предметный классификатор, который представляет собой иерархическую систему юридических понятий с универсальным охватом как сложившихся самостоятельных отраслей законодательства, так и комплексных, регулирующих различные сферы деятельности. Эта иерархическая система должна отражать весь массив правовых актов.

Классификации в той или иной мере присущи и объективность и субъективность, которые зависят от двух факторов:

•качества классификатора;

•профессионального уровня специалиста, проводящего классификацию.

Классификатор, разработанный тем или иным специалистом, субъективен уже по своей природе. Однако, если классификатор построен с учетом традиционных, устоявшихся подходов к системе права, к делению на отрасли права, отрасли законодательства, - можно говорить о его достаточной объективности, поскольку такой классификатор соответствует взглядам большинства людей.

Классификатор, построенный только в соответствии с точкой зрения автора классификатора, абсолютно субъективен, и классификация документов по такому классификатору тоже будет субъективна.

Субъективность классификации зависит также от профессионального уровня специалиста, классифицирующего документы. Чем выше квалификация специалиста, тем его решения больше соответствуют постулатам юридической науки и тем меньше субъективизма в его работе.

Субъективность, бесспорно, не может не проявиться при классификации документов, регулирующих вопросы, об отнесении которых к соответствующим отраслям законодательства ведутся научные споры и окончательного мнения не выработано. Так, например, спорят о том, к конституционному или трудовому праву следует относить документы, регулирующие вопросы государственной службы. Пока этот спор не закончен на научном уровне, оба мнения будут субъективными, то есть присущими отдельным специалистам и не выражающими общего взгляда на вопрос.

Для эффективной предметной классификации информации важно использовать в работе качественный, удобный и юридически обоснованный классификатор.

В настоящее время производители многих СПС и отделы кодификации в органах власти используют в своей работе классификаторы, созданные на основе Общеправового классификатора отраслей законодательства (ОКОЗ), утвержденного Указом Президента РФ от 16.12.93 № 2171. Однако сегодня этот классификатор, несмотря на многочисленные поправки и уточнения, принципиально устарел и не соответствует современному состоянию законодательства (в частности, структуре целого ряда кодексов, принятых за последние годы). В связи с этим Российский фонд правовых реформ провел тендер на разработку нового классификатора, победителем которого стала компания «Консультант Плюс». Сейчас идет работа над новым классификатором с привлечением многих ведущих ученых страны и в тесном взаимодействии со специалистами, работающими в органах государственной власти. Информация о работе и проекты классификатора широко публикуются, сам процесс разработки подразумевает серьезное и широкое обсуждение.

Распределение всех документов по группам, объединенным ключевым словом, создает для пользователя еще одну возможность поиска нужной информации. Словарь ключевых слов, являющийся инструментом данного вида поиска, представляет собой расположенные в алфавитном порядке общеизвестные, наиболее часто употребляемые понятия (слова и словосочетания). На наш взгляд, именно этот элемент юридической обработки обладает наибольшей субъективностью, которая является следствием прежде всего субъективного отбора понятий в словарь ключевых слов, полностью зависящего от воли разработчика. Кроме этого, ни один разработчик не может гарантировать абсолютного наполнения интересующего нас ключевого слова документами, к нему относящимися. Степень наполнения будет зависеть от многих факторов, но прежде всего от мировоззрения и квалификации эксперта, занимающегося подбором ключевых слов.

Как уже отмечалось, возможность компактного хранения большого объема информации - одно из важнейших преимуществ любых компьютерных технологий.

Большие объемы информации, включаемые в СПС, накладывают две группы требований на используемую технологию. Первая группа связана с потребностями пользователей СПС, эти вопросы подробнее обсуждаются в следующих двух пунктах данного параграфа. Вторая группа требований к уровню и свойствам технологий связана с тем, что вводить и тщательно обрабатывать большой поток информации достаточно сложно. Очевидно, что ежемесячное введение в базу данных двух тысяч документов не представляет особого труда. Но если при этом вводимые документы связываются сотнями и тысячами ссылок как с документами, введенными ранее, так и между собой, если для них готовятся новые редакции, примечания, комментарии и т.д., то процесс параллельной обработки такого количества документов становится серьезной проблемой. Для ее решения программная технология должна быть хорошо продуманной и увязанной с организацией работы десятков людей в информационном отделе компании-разработчика.

Можно выделить три основных вида поиска в компьютерных справочных системах:

• поиск по реквизитам документов,

• полнотекстовый поиск,

• поиск по специализированным классификаторам.

Современные СПС предоставляют возможность эффективно работать с любым из этих видов поиска. Возможности мгновенного поиска с помощью комплекса поисковых инструментов - действительно совершенно новый уровень работы с информацией, который обеспечили компьютерные технологии. Важнейшее свойство программных технологий заключается в том, что они позволяют не просто в сотни раз быстрее искать конкретный фрагмент текста документа по тому или иному признаку, но и одновременно сочетать несколько поисковых инструментов. Это свойство позволяет прекратить споры о том, какой вид поиска более удобен и точен.

Для пользователей система Консультант Плюс стала надежным и незаменимым инструментом работы. К сожалению, в настоящее время налогоплательщикам не хватает времени на то, чтобы разобраться во всех многочисленных изменениях законодательства, поэтому очень важную роль играет оперативное получение документов, прошедших полную юридическую обработку. Своевременно отслеживая новости законодательства, можно грамотно строить взаимоотношения с бюджетом, избегать типичных ошибок, допускаемых при сдаче отчетности, ведь, помимо удобных средств поиска, в системе есть специальные аналитические материалы, позволяющие эффективно решать сложные профессиональные вопросы, существенно экономя рабочее время и средства компании.

Для большинства специалистов очень важно не только самостоятельно найти необходимый документ в системе, но и в сложных ситуациях иметь возможность обратиться за консультацией к сотрудникам сервисных служб, чтобы получить разъяснения о порядке действия документа, подборку документов по интересующей тематике, а также в случае необходимости заказать редкий документ и т.д. Таким образом, помимо обеспечения пользователей надежной правовой информацией, сервисное обслуживание СПС Консультант Плюс дает уверенность в том, что в любой момент вы найдете ту информацию, на основании которой сможете принять правильное решение.


Список литературы

 

1. Введение в информационный бизнес: Учебное пособие / Под ред. В.П.Тихомирова, М.: Финансы и статистика, 2009.

. Информатика: данные, технология, маркетинг. В.П. Божко, В.В. Брага и др. - М.: Финансы. Статистика, 2008.

. Могилев А.В. Информатика: Учебное пособие.- М., академия,2004.

. Родионов И.И. Мировой рынок информационных услуг: электронная, деловая и коммерческая информация. - М.: Малое предприятие "Данные, информация, знания", 2009.

. Урсул А.Д. Информатизация общества (Введение в социальную информатику): Учебное пособие. - М.: 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: